Исследование: при любом ограничении, люди не выбирают что-то новое, а наоборот стремятся в знакомые места
6 октября 2022, 17:47 [ «Аргументы Недели» ]
Когда люди считают, что дверь закрывается, что у них осталось ограниченное количество времени, чтобы насладиться чем-то, например, пообедать или путешествовать, они тяготеют к комфорту чего-то знакомого, а не к волнению чего-то нового, согласно исследованию, опубликованному Американской психологической ассоциацией.
В восьми экспериментах с почти 6000 участников исследователи изучили, предпочитают ли люди новые, захватывающие впечатления, такие как посещение нового ресторана, или знакомых, и смещаются ли эти предпочтения при количественном ограничении времени, сообщает «eurekalert.org».
Предыдущие исследования, не привязанные к ограничениям, показали, что в среднем люди склонны выбирать новые и захватывающие впечатления вместо знакомых. Они предпочли бы насладиться новым фильмом, чем пересмотреть то, что они уже видели, например, получив равный доступ к обоим.
Тем не менее, авторы исследования Эд О'Брайен, доктор философии, и Юдзи Кацумата Уайнет из Школы бизнеса Бута Чикагского университета подозревают, что «воспринимаемые окончания» могут повлиять на этот выбор, подталкивая людей вернуться к хорошо знакомым местам и ощущениям.
В первом эксперименте исследователи попросили 500 онлайн-участников и 663 студентов колледжей и бизнес-школ прочитать гипотетические сценарии, в которых им был предоставлен выбор между новым опытом или знакомым, любимым - например, чтение нового романа против перечитывания старого любимого или посещение нового города против повторного посещения города, который они любили. Половину участников просто попросили сделать выбор, в то время как другую половину проинструктировали представить, что это последний шанс, который у них будет на некоторое время, чтобы путешествовать или читать роман. В целом, во всех ситуациях участники групп «окончаний» чаще выбирали знакомые виды деятельности по сравнению с участниками свободных от временных ограничений групп.
Далее участникам сказали, что им дадут подарочную карту в ресторан и что подарочная карта должна быть использована в следующем месяце. Затем 50% участников было предложено подумать о том, как мало у них будет возможностей для посещения ресторанов и приведены обстоятельства, которые могут помешать им ходить в рестораны. Наконец, участников спросили, предпочли бы они подарочную карту ресторану, который они посещали раньше, или тому, который был для них новым. В целом, 67% участников в состоянии «окончаний» предпочли подарочный сертификат знакомому ресторану, по сравнению с 48% из тех, кто находился в свободном от времени состоянии.
«Наши результаты раскрывают нюансы того, что люди на самом деле имеют в виду, заканчивая на высокой ноте», — сказал Уайнет. «Концовки, как правило, побуждают людей думать о том, что лично для них значимо. Людям нравится заканчивать вещи на значимой ноте, поскольку это обеспечивает психологическое спокойствие и уверенность, что им понравится, и в большинстве случаев старые фавориты, как правило, более значимы, чем захватывающая новизна».
«Исследование особенно интересно, потому что, на первый взгляд, оно противоречит идее в соответствии с которым люди склонны стремиться к новизне - вещам, которые они никогда не делали, но всегда хотели сделать - по мере приближения к концу жизни», - сказал О'Брайен. «Здесь мы обнаруживаем, что, по крайней мере, в этих более повседневных конечных контекстах, люди на самом деле делают обратное.