Открытие сердца возрастом 380 миллионов лет проливает новый свет на эволюцию

Открытие сердца возрастом 380 миллионов лет проливает новый свет на эволюцию
Фото: Университет Кертина, arkeonews.net

Исследователи из Университета Кертина обнаружили самое старое в мире сердце в «прекрасно сохранившейся» окаменелости древних челюстных рыб возрастом 380 миллионов лет, сообщает «Аrkeonews».

Сердце было обнаружено рядом с отдельным окаменелым желудком, кишечником и печенью, с органами, расположенными таким же образом, как и современная анатомия акулы.

Новое исследование, показало, что положение органов в теле членистоногих — вымершего класса бронированных рыб, которые процветали в девонский период с 419,2 миллиона лет назад до 358,9 миллиона лет назад — похоже на современную анатомию акул, предлагая жизненно важные новые эволюционные подсказки.

«Эволюция часто рассматривается как серия небольших шагов, но эти древние окаменелости предполагают, что произошел больший скачок между бесчелюстными и челюстными позвоночными», — сказала профессор Кейт Тринайстик, ведущий исследователь из Школы молекулярных и биологических наук Кертина и Музея Западной Австралии.

«Эти рыбы буквально имеют свои сердца во рту и под жабрами — так же, как акулы сегодня».

«Впервые мы можем увидеть все органы вместе у примитивной челюстной рыбы, и мы были особенно удивлены, узнав, что они не так уж отличаются от нас».

«Тем не менее, было одно критическое отличие — печень была большой и позволяла рыбе оставаться плавучей, как акулы сегодня. Некоторые из сегодняшних костистых рыб, таких как двоякодышащие рыбы, имеют легкие, которые развились из плавательных пузырей, но было важно, что мы не нашли никаких доказательств легких ни у одной из вымерших бронированных рыб, которые мы исследовали, что говорит о том, что они развивались независимо у костистых рыб в более поздний срок».

Эти особенности были у таких ранних позвоночных, предлагая уникальное эволюционное окно в то, как область головы и шеи начала меняться, чтобы приспособиться к челюстям.

Заручившись помощью ученых из Австралийской организации ядерной науки и техники в Сиднее и Европейской установки синхротронного излучения во Франции, исследователи использовали нейтронные пучки и синхротронные рентгеновские лучи для сканирования образцов, все еще встроенных в известняковые конкреции, и построили трехмерные изображения мягких тканей внутри них.

Это новое открытие минерализованных органов, в дополнение к предыдущим находкам мышц и эмбрионов, делает членистоногих Гого наиболее полно понятыми из всех челюстных стволовых позвоночных и проясняет эволюционный переход на линии к живым челюстным позвоночным, к которым относятся млекопитающие и люди.

Соавтор профессор Пер Альберг из Уппсальского университета сказал: «Что действительно исключительно в рыбах Гого, так это то, что их мягкие ткани сохраняются в трех измерениях. Большинство случаев сохранения мягких тканей обнаруживаются в уплощенных окаменелостях, где мягкая анатомия представляет собой нечто большее, чем пятно на скале. Нам также очень повезло в том, что современные методы сканирования позволяют нам изучать эти хрупкие мягкие ткани, не разрушая их. Пару десятилетий назад проект был бы невозможен».

Пришло время серьезно рассмотреть этот объект на предмет статуса всемирного наследия.