Поручение Президента — ускорить принятие закона о финансовой ответственности собственников предприятий за ликвидацию накопленного вреда природе — будет выполняться с определённым саботажем. Есть сильные основания подозревать это. Об этом сообщает портал «ЭкоПротесты.Россия».
Путин во время послания сформулировал понятный на слух концепт ещё не принятого закона — «получил прибыль за счет природы — убери за собой». Кажется, что сейчас должны закрутиться колеса государственного механизма, который выдаст готовый закон. Но есть детали. Для того, чтобы понять эти детали, нужно знать, что такое ущерб, почему он накопленный, и как законодательство определяет это понятие.
Начнём с последнего. Закон «Об охране окружающей среды» указывает, что объектами накопленного ущерба являются:
а) территории;
б) акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде;
в) объекты капитального строительства;
г) объекты размещения отходов.
Накопленный ущерб окружающей среде — это отходы производства за годы работы предприятия. При этом само производство уже закрыто или перепрофилировано, так что отходы просто свалены и оставлены. Это самый встречающийся пример.
Важно знать — чаще всего накопленный ущерб в России, это участки недр (шахты, скважины, подземные хранилища), в которые сбрасывались нефтесодержащие отходы.
Но в опредении Закона «Об охране окружающей среды» нет слов про недра и участки недр. Что позволяет на легальных основаниях отказывать во включении таких объектов в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. И, соответственно, уходить от затрат, связанных с ликвидацией ущерба.
К примеру, крупные подземные техногенные залежи нефтесодержащих отходов расположены в Грозном, Новокуйбышевске, Уфе, Ейске, Ангарске, Моздоке, Туапсе, Орле, Комсомольске-на-Амуре и так далее. При повышении уровня грунтовых вод (при паводке, например) происходит выход на поверхность ядовитых газов и нефтепродуктов. Бывают даже смертельные случаи из-за этого.
Вот тут мы переходим к главному.Правительство действительно готовит законопроект, принятие которого просил ускорить Президент. Но документ будет половинчатым, если в Закон «Об охране окружающей среды» не будут внесены дополнения к определению объектов накопленного ущерба. Недра — хранилища отходов нефтяного производства — составляют значительную часть совокупного накопленного ущерба природе России.
Знают об этом правительстве? Да, знают! Знают об этом в парламенте? Да, знают! Более того, ещё в начале года был внесён законопроект устраняющий этот правовой пробел в законодательстве. Но он отклонён по формальным основаниям. Не хочется подозревать промышленное лобби, которое не заинтересовано в расширении закона, но оснований к такому подозрению более чем достаточно.
Тем более, что в самой Думе ещё в феврале 2021 года было заявлено, что «наличие неучтенных и неликвидированных загрязнений в недрах создает благоприятную почву для развития теневого нефтяного рынка».
По видимому, есть интерес определённых групп, не желающих расширения Закона «Об охране окружающей среды».