Аргументы Недели Владивосток → Общество № 25(567) от 29.06.17

Экспертиза как действенная профилактика

, 08:33

Законодательное обеспечение противодействия коррупции в Приморском крае представлено Законом Приморского края «О противодействии коррупции в Приморском крае» (N 387-КЗ от 10.03.2009).  Одной из основных мер профилактики коррупции данный документ определяет антикоррупционную экспертизу правовых актов Приморского края, муниципальных правовых актов, их проектов (статья 4). Еженедельник «Аргументы недели. Приморье» в рамках проекта «За порядок без взяток», реализуемого при поддержке администрации края, предлагает читателям познакомиться с тем, как в Приморье проводится антикоррупционная экспертиза.

Краевой законодатель определил цели и задачи проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов Приморского края, муниципальных правовых актов и их проектов.

В первую очередь экспертиза проводится в целях выявления (предотвращения появления) в правовых актах Приморского края, муниципальных правовых актах, их проектах положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

Порядок организации и проведения антикоррупционной экспертизы определяется соответственно органами государственной власти Приморского края и органами местного самоуправления.

Независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов могут проводить как граждане, так и институты гражданского общества в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, и за счёт собственных средств. В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.

Однако необходимо подчеркнуть, что заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер. Но оно подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым результат экспертизы был направлен,  причём в месячный (30-дневный) срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

i: Антикоррупционная экспертиза проводится для выявления в действующих нормативно-правовых документах или их проектах дефектов норм и правовых формул, которые могут способствовать проявлению коррупции. Такими факторами являются: широкие пределы усмотрения, возможность необоснованного применения исключений из общих правил, неопределённые, трудновыполнимые и обременительные требования к гражданам и организациям. Например, формулировка полномочий государственного органа «…вправе….» допускает возможность как осуществить данное полномочие, так и пренебречь им. В этом случае на действие чиновника можно повлиять в ту или иную сторону, что и создаёт благоприятную почву для коррупции. Задача экспертизы – выявлять подобные моменты в нормативных актах и их проектах.

Помимо краевого закона  «О противодействии коррупции в Приморском крае» Законодательное Собрание ещё в 2010  году приняло  Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в краевом парламенте. Согласно этого документу, экспертиза проводится в отношении всех  законов и проектов законов Приморского края, постановлений и проектов постановлений Законодательного Собрания Приморского края для выявления коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Также Положение предусматривает гарантии обеспечения открытости процедур антикоррупционной экспертизы. Результаты проведённых экспертиз размещаются для свободного доступа на официальном сайте заксобрания.

Также парламентариями внесены поправки в закон «О законодательной деятельности в Приморском крае», предусматривающие проведение антикоррупционной экспертизы проектов краевых законов не только комиссией Законодательного Собрания Приморского края по противодействию коррупции, но и правовым управлением аппарата заксобрания.

Внесены изменения в ряд краевых законов, в том числе в Закон «О статусе депутата Законодательного Собрания Приморского края». Теперь народные избранники обязаны декларировать свои расходы, вне зависимости от того, работают ли они на постоянной основе в приморском парламенте или нет. При этом отчитываться о своих тратах депутат и члены его семьи обязаны, если расходы превышают трёхлетний совокупный доход семьи. Речь идёт о сделках по приобретению земельных участков, объекта или нескольких объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций.

В краевом парламенте работает комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами заксобрания. Проверяются нарушения, допущенные, по мнению прокуратуры Приморского края, законодателями при заполнении справок о доходах, расходах и имуществе. В случае, если есть основания подозревать, что сведения депутатом поданы неполные или неверные, комиссия их перепроверяет.

Депутату Законодательного Собрания, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Согласно поправкам, которые внесены в закон о статусе краевого депутата в 2015 году, депутат Законодательного Собрания при наличии оснований и в порядке, которые определяются постановлением Законодательного Собрания в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции», обязан сообщать в комиссию о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Последнее изменение краевого закона о противодействии коррупции проведено Законодательным Собранием в 2012 году. Поправкой предусмотрено рассмотрение в органах государственной власти Приморского края, органах местного самоуправления не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.

Также для оценки уровня коррупции и эффективности принимаемых в крае антикоррупционных мер департамент внутренней политики и департамент информационной политики проводят социологические опросы населения. В прошлом,  2016 году, соцопросы позволили оценить распространённость коррупции в различных сферах взаимодействия государства и общества. Так, исходя из ответов респондентов на поставленные вопросы, прямо или косвенно указывающих на наличие коррупционных проявлений, в рейтинге коррумпированности оказались: правоохранительные органы;  органы и учреждения здравоохранения; государственные органы, наделённые полномочиями по выдаче лицензий, разрешений и системы высшего образования; судебная система.

Наименее коррумпированными сферами отмечены учреждения и организации жилищно-коммунального обслуживания, федеральные органы власти, налоговые органы, школы, дошкольные учреждения и пенсионные органы.

Результаты опроса направленны в правоохранительные органы, Общественную палату Приморского края и Общественный экспертный совет. Анализ результатов послужил основанием для внесения корректив в нормативные документы по профилактике коррупционных правонарушений.

Аналогичная работа будет проведена в августе 2017 года.

Дополнительно, с привлечением волонтёров из числа студентов, планируется проведение предметных социологических опросов по коррупционным проявлениям в сферах образования, здравоохранения и ЖКХ.

На системной основе проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов органами прокуратуры. По её результатам надзорное ведомство выносит протесты. Так, в прошлом, 2016 году в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг органами прокуратуры края выявлено 67 нарушений, на незаконные правовые акты принесено 54 протеста, по результатам рассмотрения которых 54 нормативных правовых акта приведены в соответствие с законом, направлено три исковых заявления в суд.

Основанием для принятия указанных мер прокурорского реагирования послужили результаты антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в анализируемой сфере.

Например, в апреле 2016 года по результатам антикоррупционной экспертизы, на Административный регламент предоставления администрацией Владивостока муниципальной услуги «Предоставление жилого помещения по договору найма жилого помещения маневренного фонда», утверждённого постановлением администрации  города от 17 июня 2011 года ( № 1591 в редакции от 25.01.2016), возлагающий на заявителя обязанность предоставить непредусмотренные законом документы, пресен протест, который рассмотрен и удовлетворен.

Артём КАБАНКОВ

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram