Аргументы Недели → Общество № 24(566) от 22.06.17 13+

Маргинальный портрет губернаторства Потомского

Орловская область как символ коррупции, разрухи и управленческой немощи

, 20:21

Что случилось с политическим чутьём Геннадия Зюганова, когда на губернатора Орловщины он рекомендовал уездного предпринимателя из сферы мусорных перевозок? Из чего исходил лидер КПРФ, когда на свой риск предложил президенту Путину одиозную кандидатуру с сомнительным прошлым, окутанную скандалами и криминальным флёром? С нулевым опытом государственного руководства и амплуа говоруна-популиста?

«Иван Грозный вёз сына в Петербург, тот в дороге помер», «Бог – не фраер», «чепушилы», «на них купола рисовать негде». Эти «перлы» – отражение интеллекта питомца Зюганова – не идут в сравнение с управленческим невежеством и коррупционным беспределом, накрывшим регион. КПРФ пытается исправить ошибку. В мае Потомский выведен из состава президиума ЦК. Избавляясь от антирекламы орловского губернатора, партия стремится сохранить электорат.

За три года область провалилась в экономический и политический кризис. Экономика деградирует, бюджет сокращается, истощён налоговый потенциал. Закрываются производства, удирают инвесторы. Безработица – 26 тыс. человек – бьёт рекорды. Прогрессирует бедность, более 1/3 населения – за чертой прожиточного минимума. Самые высокие долги по зарплате в ЦФО 80 млн рублей. Госдолг вскочил за месяц на миллиард и подошёл к планке 17 млрд рублей, опередив доходы. Область живёт в долг и на дотации центра, на грани дефолта.

Социальная сфера региона входит в необратимый ступор. Недофинансируются здравоохранение и образование. С треском провалено большинство норм майских указов. Много ГУПов, МУПов, казённых, бюджетных и автономных учреждений социальной сферы – неплательщики отчислений во внебюджетные фонды. Впервые не на что кормить детей в школах и детсадах, арбитражные суды завалены исками поставщиков питания к образовательным учреждениям.

Куда смотрели и почему молчали?

Штат прирос десятками департаментов, управлений, начальников и советников, мигрирующих в регион вслед за губернатором. Ротации идут беспрерывно, порождая слухи, что за красивые записи в трудовых книжках берутся 5-значные суммы. В составе правительства Орловщины – 21 государственный сановник, больше варягов. Если у премьер-министра РФ Медведева – 9 заместителей, то у главы Орловской области – 12, из них 8 – приезжие. Сказалось ли «беспорядочное размножение» заезжих начальников на качестве управления регионом? Да. Трещит система управления. Разбалансирован функционал власти. Дубляж должностей и структур сеет анархию.

Орловская область – в ТОПах регионов по хищениям бюджетных средств и уголовным делам вокруг кадров из личной «обоймы» губернатора. Крупнейшей коррупционной сферой становится бюджет – закупки товаров, работ и услуг. С 2014 года в гос- и муниципальных контрактах лидируют подрядчики из питерских краёв, откуда прибыл губернатор.

В структуре закупок для обеспечения нужд Орловской области за 2016 год – 4, 4 млрд рублей, или треть всего объёма, занимают закупки у единственного поставщика, конкурсы с ограниченным участием и запросы котировок. По мнению экспертов, завышение цен, коррупция и откаты при таком способе закупок достигают 30–40%, или порядка 1, 7 млрд рублей. Объём хищений при строительстве в рамках подготовки к юбилею Орла, по предварительным данным Управления экономической безопасности и противодействия коррупции регионального УМВД, пока оценивается ещё в 1 млрд рублей. Уже расследуются уголовные дела о хищении около 700 млн рублей при строительстве многопрофильного медцентра, 30 млн рублей - при реконструкции Центрального стадиона, несколько миллионов – по Дворцу пионеров. Ещё почти 1 млрд по разного рода нарушениям КСП зафиксировала в ГУП ОО «Дорожная служба».

В легализации 23 млн рублей на «юбилейных» объектах – Перинатальный центр, театр «Свободное пространство», Крытый ледовый каток, Центральный стадион – подозревается ООО «Спецстрой-Монтаж» (соучредитель – петербуржец Е. Силантьев). Более 30 млн рублей этому ООО перевёл департамент строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорог, куда тоже рекрутированы варяги. Прибывший с берегов Невы Евгений Гончаренко довёл до развала успешное ГУП «Дорожная служба», со счетов которого, по данным следствия, мошенническим путём сумел вывести по бестоварным накладным 90 млн рублей. КСП Орловской области, проверив сделки на 1804 млн рублей, пришла к ещё более мрачным результатам. Установлены неэффективное использование 278, 2 млн, нарушения в сфере закупок – на 428, 4 млн, упущенная выгода при заключении договоров – на 121, 7 млн, прочие нарушения – на 7 млн, убыточность, кредиторская задолженность 627, 9 млн и недостача материально-производственных запасов в 64, 5 млн рублей.

На этот вопрос почти ответил другой «боец Потомского призыва» Сергей Кочергин, который сейчас подозревается в растрате: «Все незаконные операции я проводил по указанию губернатора Потомского и главы департамента имущества Синягова». Такое заявление экс-директор АО «АИЖК Орловской области» сделал в суде в присутствии журналистов. В Интернете есть аудиозапись голосов, похожих на Потомского и Кочергина, обсуждающих некие подозрительные условия поведения. Сенсация о причастности губернатора к «кочергинскому» делу тянет на 244, 3 млн рублей. Именно эта сумма выводилась со счетов АИЖК под прикрытием покупки непрофильной недвижимости по втрое завышенной цене у фирм, опосредованно связанных с Кочергиным. Ещё одно откровение два месяца назад последовало от гражданки Стрелец, когда ту арестовали за взятку в 200 тыс. рублей. Приехав из Питера, она успела поруководить двумя крупнейшими бюджетополучателями Орла – МУП «Управление коммунального хозяйства» и МУП «Ритуально-обрядовые услуги». На допросе она сообщила, что регулярно через посредника передавала губернатору по 
150–200 тысяч. В целом ею упоминается сумма – 550 тыс. рублей. Не менее интересен «ларец» других тайн, который Стрелец, как Пандора, открыла следствию. По её признанию, «хлебная» должность при кладбищах облагалась ещё одной регулярной данью: обирая клиентов и партнёров, МУП ещё передавало деньги и для неких «высокопоставленных лиц» в Санкт-Петербург.

Слух о том, что за губернаторскую должность Потомский кому-то должен крупную сумму, муссируется постоянно. Поэтому версия Стрелец «ложится в тему», когда встаёт вопрос, почему миллиардные госконтракты Орловской области стали уходить питерскому бизнесу. И почему так активно рассаживаются на «хлебные места» приезжие кадры. Кормиться самим и собирать оброки «наверх»?

Совпадения и другие неслучайности

Версия о «зависимости» Потомского от неких питерских 
(и не только) «высокопоставленных лиц», якобы профинансировавших и пролоббировавших его карьерный «губернаторский проект», может объяснить многое. И проводимую для «своих» политику «воруй сколько сможешь», и беспардонную уголовщину в госзакупках, и обвал закредитованного областного бюджета, и хаос в кадровой политике.

Стоит ли тогда удивляться, когда заказ на реконструкцию здания театра «Свободное пространство» за 166 млн рублей ушёл питерской фирме ООО «Ресурс», а нарушения и недоделки в 15 млн рублей не повлияли на подписание актов и оплату работ? Или когда дорожно-строительные заказы почти на 840 млн рублей достались ООО «Балтстрой» и «Дормет», принадлежащим одной группе компаний из Санкт-Петербурга. К слову, сейчас руководители ООО арестованы по подозрению в создании ОПГ, контрабанде, хищениях бюджета.

Не удивительны и другие неслучайности. В прошлом году Орловщину сотрясала война передела рынка наружной рекламы. Вождём этой акции выступал глава имущественного департамента Андрей Синягов (тоже питерский), провозгласивший новый порядок предоставления мест. Тогда на орловский рекламный рынок вошёл петербуржец Вячеслав Ананских – экс-коллега Потомского по Госдуме. Десяток фирм рекламного олигарха, осуществляющих деятельность в Москве, Санкт-Петербурге, городах-миллионниках, вдруг поменяли юридическую приписку на орловскую. Теперь именитые агентства типа «Морской портовый сервис-Балтика», Корпорация «Руан» или «Семь ручьёв» вместе с другими пришли под юрисдикцию УФНС по Орловской области. Его возглавляет С. Маркевич, тоже «выписанный» Потомским из Петербурга год назад. Ещё одна любопытность: в 2014–2015 гг. Потомский обещал спасти завод «Орлэкс» от закрытия. Но не спас, а значительную часть площадей выкупило ООО «НЭК», принадлежащее питерцу Андрею Савину. Совпадение, что именно у него арендуют площади, расплачиваясь бюджетными деньгами, такие структуры, как БУ «Облхозэксплуатация», областное Управление ЗАГС или МУП «УКС г. Орла»?

«Типаж» Потомского явил новый образ власти – «сюргубернаторство». Отношение к региону как к личной теравтономии. Понимание должности как «купленной аренды». Иллюзия своей избранности, игнор норм морали, культуры, закона. Приоритет личных интересов. Маргинальность такого «типажа» состоит в пренебрежении к нуждам и мнению населения, глубоком безразличии к проблемам региона и перспективам его развития.

Остаётся с прискорбием констатировать, что эксперимент политического компромисса, в результате которого на пост губернатора Орловской области был продвинут приверженец «нетрадиционного» образа главы региона, себя не оправдал. Геннадию Зюганову впору покаяться перед земляками.

Редакция наблюдает за событиями в Орловской области. Ситуация непростая. 15 июня 2017 года прошёл митинг под лозунгом «Потомский, уходи!». Заметим, что это третий и, наверное, не последний митинг за отставку губернатора. Напомним, первый митинг за отставку прошёл в августе 2016 года. 26 мая 2017 года прошёл второй митинг против провальной политики губернатора Потомского, инициатором которого было общественное движение «РОДНОЙ ОРЁЛ!».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram