Аргументы Недели → Общество № 24(566) от 22.06.17 13+

Опасный бизнес

, 20:03

Крупные компании по услугам такси задумались развивать свой бизнес на мотоциклах. По мнению инициаторов, подобная акция уменьшит загруженность на московских дорогах и повысит спрос среди клиентов, которые смогут перемещаться по городу значительно быстрее. О том, насколько это будет комфортно и безопасно, они вряд ли подумали. Не появится ли в Москве ещё больше доноров по несчастью?

По данным статистики, в столице улучшается ситуация с количеством аварий на дорогах. «В городе 10 лет назад ежегодное число погибших в ДТП составляло около 1000 человек. Сейчас – меньше 300. Но всё равно до безопасного города нам ещё далеко», – замечает директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Если говорить о том, что мототакси каким-либо образом поспособствует лучшему трафику на дорогах, это вопрос спорный.

«Оценивая влияние мотоцикла на транспортную ситуацию, можно утверждать, что особой погоды этот вид транспорта не делает. Их очень мало в столице. А в рамках ситуации, когда у нас 4, 5 миллиона автомобилей ездит по городу, появление нескольких сотен мототакси глобальной ситуации не изменит. Ни в лучшую, ни в худшую сторону», – говорит Блинкин.

Получается, что вопрос заключается в количестве железных коней на дорогах. «У нас на машинах ездят в основном по 1–2 человека. А если по какому-то одному направлению с утра на работу поедут 300 человек на мотоциклах, представляете, насколько сильно разгрузится поток?» – говорит инструктор мотошколы «Мос-Мото» Кирилл Гордеев. Но в этом ключе важен момент, что те, кто едет на работу, вряд ли пересядут на мотоцикл. Двухколёсный транспорт не позволяет сохранить опрятный внешний вид и чистоту одежды. Влияют также и загрязнения на улице, и погодные условия, при которых особенно в последнее время не каждый день сможешь сесть за руль мотоцикла.

Тут важно, кто будет пользоваться услугой. «Скорее всего, спрос будет среди молодой аудитории, которая любит риск», – говорит член комитета по транспорту в ГД Олег Нилов. Чтобы дать возможность почувствовать дух свободы и скорость, мотоциклу нужно лавировать между машинами, а значит – нарушать ПДД и создавать риски для безопасности людей.

«Это принципиально новые транспортные услуги. И ввести их в городе с инициативы даже самого респектабельного бизнеса будет нелегко. Подобного рода нововведения всегда требуют согласования с властями города», – продолжает Блинкин. Смогут ли власти дать добро на подобный экстрим в Москве?

Как говорят инструкторы, обучающие езде на мотоциклах, здесь очень важна защитная экипировка. «Если я посадил человека, мне нужно предоставить ему хотя бы минимум защиты – это шлем и куртка. И вот тут тяжело будет угадать с размерами. Этот вопрос нужно заранее прорабатывать и оговаривать. По законодательству минимально надо иметь шлем. По своему опыту могу сказать, что обязательно наличие перчаток, мотоботов (специальной обуви), шлема и куртки, в которую уже встроена защита локтей, плеч, спины и груди», – говорит инструктор Гордеев.

Нужно понимать, что пассажиру необходима также подготовка, перед тем как сесть «вторым номером» на мотоцикл. Пассажир, хочет он этого или нет, оказывает определённое давление на поведение мотоцикла, особенно при поворотах. «Также очень важно мастерство водителей мотоциклов, так как травматизм на этом транспортном средстве в разы выше, чем на автомобиле, – подчёркивает Гордеев. – А у нас львиная доля работающих на автомобильном такси – это приезжие из стран бывшего СССР или Азии».

Если вспомнить опыт советских времён, когда было популярно ездить с люлькой, и применить её во избежание аварий на дорогах, то в этом случае услуга потеряет свои плюсы. «Мототакси не будет иметь особых преимуществ по маневренности и скорости перед остальными участниками движения, – замечает депутат ГД Михаил Брячак. – Для того чтобы в Москве люди могли быстрее добираться до мест назначения да и в целом улучшилась транспортная ситуация, нужно поменьше перекладывать плитку и асфальт».

«Заботиться не только о тротуарах в мраморе, а в первую очередь о том, чтобы были удобные и доступные парковки, подземные и наземные, – говорит Олег Нилов. – Нужно наконец заставить не только автовладельцев платить штрафы и вносить платы за парковки, но и владельцев недвижимости и бизнеса, который привлекает в центр города автомобилистов, участвовать в создании инфраструктуры. А чтобы не экспериментировать с мототакси, подвергая жизни людей риску, нужно сделать максимальные преференции для обычного такси, начиная от кредитования, лизинговой поддержки, налоговых послаблений, приоритета движения по отдельным полосам для такси. Вот куда нужно направить деньги и энергию законотворцев и представителей исполнительной власти».

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram