1917 год:
18 мая военный министр А. Керенский издал приказ, в котором объявил, что никаких просьб об отставке лиц высшего командного состава, «возбуждаемых из желания уклониться от ответственности, допущено не будет». Между тем те советы, в которых большевики уже добились большинства, недвусмысленно угрожали правительству. Так, Гельсингфорский совет депутатов армии, флота и рабочих принял декларацию, гласившую, что Временному правительству давно пора уйти и что Гельсингфорский совет ждёт только решения Петросовета, «обещая в любой момент поддержать вооруженной силой требование об отставке Временного правительства».
А газета «Правда» в статье «К вопросу об объединении интернационалистов» сообщала, что Ленин и некоторые члены ЦК РСДРП(б) сделали межрайонцам предложение об объединении (межрайонцы, порвавшие с оборонцами, в свою очередь выразили готовность к объединению). Далее говорилось, что ЦК партии одобрил это и поддержал также «идею об объединении со сторонниками Ю. Мартова, если они порвут с оборонцами».
19 мая генерал Л. Корнилов, бывший командующий Петроградским военным округом, который отказался от этой должности «не считая возможным для себя быть невольным свидетелем и участником разрушения армии советом рабочих и солдатских депутатов», назначен командующим 8-й армией.
А на общегородском собрании социал-демократов Владивостока председателем городского комитета избрали А. Нейбута, члена партии с 1905 года. Это был блестящий оратор и организатор, талантливый публицист и руководитель.
20 мая делегация французских социалистов во главе с А. Тома прибыла в Москву, которая шумно её приветствовала. Тома встречался с городскими властями, посетил местный совет солдатских депутатов, собрание офицеров, митинг-концерт в Большом театре, устроенный Бундом. Везде его ждали самые бурные и самые дружественные встречи. Настроения в поддержку нового Временного правительства были сильными и, как могло показаться, достаточно устойчивыми.
А генерал Л. Корнилов отбыл на Юго-Западный фронт. Здесь он как командующий 8-й армией, главной ударной силы фронта, добился впечатляющих успехов в ходе июньского наступления русских войск. Своим первым приказом по армии он разрешает, по предложению Генерального штаба, сформировать Первый ударный отряд из добровольцев (первая добровольческая часть в Русской армии). За короткий срок трёхтысячный отряд был сформирован.
В этот день из Петрограда от союза социалистов на фронт было отправлено красное бархатное знамя с серпом, молотом, мечом и девизами: «В единении сила!», «Не слушать отбоя, не будет его!» Летом 1917 года самодельные красные штурмовые знамена на германском фронте уже не были редкостью...
21 мая из эмиграции в Россию (через Германию) вернулся лидер меньшевиков Ю. Мартов.
А броненосец Балтийского флота «Император Александр II» в этот день переименовали в «Зарю Свободы».
Первый Приморский областной съезд крестьянских депутатов с участием представителей от трудового казачества в этот день начал свою работу в Никольск-Уссурийске. Съезд призвал к организации Крестьянского союза, функции руководящего органа которого должен был исполнять областной совет крестьянских депутатов. Было выбрано исполнительное бюро из 15 человек, председателем которого избрали эсера Н. Назаренко.
22 мая эсеровская газета «Дело народа» вынуждена была признать, что выступления Ленина аудитория воспринимала с большим энтузиазмом. Описывая душевное состояние делегатов I Всероссийского съезда советов крестьянских депутатов после выступления на нём Ленина, она сообщала: «С большим трудом удалось председателю восстановить тишину в взволнованном после доклада Ленина собрании». «Большевики - нужно отдать им в этом справедливость, - констатировал видный член эсеровского ЦК В. Зензинов, - всегда чутко прислушивались к жизни». Ничего подобного о своих союзниках по блоку – меньшевиках социалисты-революционеры не высказывали.
В этот день Временное правительство назначило генерала А. Брусилова Верховным главнокомандующим вместо генерала М. Алексеева. А военный министр Керенский отправился в Гельсингфорс, где посетил ряд судов и частей, встретился с представителями флота и адмиралом А. Максимовым. Керенского бурно приветствовали. Под бурные аплодисменты он сообщил: «Товарищи, оставаясь социалистом, я взял на себя обязанности военного и морского министра. Взял, потому что в настоящее время борьба на фронте - это та же самая революционная борьба».
Также в этот деньопубликована «Декларации прав солдата» - один из первых документов Керенского на посту военного министра, введённый его же приказом в частях армии и флота уже спустя сутки. Некоторые ее положения звучали странно для всё ещё воевавшей армии. Так, вместо старорежимного «так точно» предполагалось отвечать «да» или «постараемся». Последняя форма ответа отнюдь не предполагала категоричности при выполнении отданного приказа.
23 мая объявленная ранее в Петрограде всеобщая забастовка не состоялась из-за того, что её не поддержали мелкие и средние предприниматели.
24 мая вышло «Постановление совещания по вопросу об упрощении русского правописания». Началась реформа русского языка. В результате в течение 1917-1918 годов из русского письма исключили буквы «ять», «фита», «I», отменили написание Ъ в конце слов и частей сложных слов, изменили некоторые орфографические правила.
1918 год:
19 мая газета «Крестьянин и рабочий» начала публиковать материалы на английском языке, в которых иностранным солдатам разъяснялось международное значение революции, сущность Советской власти. Также начали выходить в свет репортажи прибывшего из Петрограда очевидца революции американского журналиста Альберта Рис Вильямса, который призвал иностранных солдат поддержать Советскую власть и вступил в интернациональный отряд, отправляющийся на Уссурийский фронт.
24 мая общее собрание чехословацкого отряда Красной Армии во Владивостоке приняло резолюцию о признании Советской власти и защите её от внешних и внутренних врагов.
1919 год:
21 мая началась забастовка шахтёров, требовавших вывода американских и японских войск из Приморья. Забастовали и железнодорожники Сучана под лозунгами «Долой интервентов!», «Ни одной тонны угля Колчаку!» Бастующих поддержали крестьяне.
22 мая в Анучино открылся I Повстанческий съезд трудящихся Приморской области, на который прибыли 37 представителей с мест.
1920 год. 24 мая на станции Гонгота под Читой прошли предварительные переговоры между правительством Дальневосточной республики и японским командованием. Япония была вынуждена официально заявить об эвакуации своих войск из Забайкалья и Приамурья. Её представитель заверял, что Япония готова признать ДВР при условии её полной экономической и политической независимости от РСФСР и гарантии демократической формы правления.
Страницы истории перелистывал Игорь КУХАРЬ