1917 год:
11 мая новый военный министр А. Керенский, сменивший на этом посту А. Гучкова, издал указ по армии и флоту о правах военнослужащих, в котором говорилось, что каждый военнослужащий имеет право быть членом любой политической, национальной, религиозной, экономической или профессиональной организаций, общества или союза, для каждого во внеслужебное время существует свобода слова. Все пользуются свободой совести, никто не может быть подвергнут наказанию или взысканию без суда, право назначения на должность и временного устранения от неё принадлежит исключительно начальникам, право же внутреннего самоуправления, наложения наказаний и контроля в точно определённых случаях принадлежит выборным войсковым организациям, комитетам и судам.
А большевики приступили к организации Красной гвардии, начав с Петрограда. Начинание поддержал Харьковский комитет РСДРП (б), также принявший решение о создании Красной гвардии «под непосредственным руководством и контролем Харьковского большевистского комитета».
12 мая почти 300 матросов Черноморского флота выехали в Петроград с целью убедить матросов Балтфлота отказаться от революционных идей.
К этому дню Временным правительством были смещены 3 из 5 главнокомандующих фронтами, 7 из 14 командующими армиями, 39 из 77 командиров корпусов, значительную часть генералитета переместили на другие должности, многие вынуждено покинули службу. Главнокомандующий генерал М. Алексеев был возмущён такой деятельностью и делал всё возможное для срыва этой политики, но его протесты не принимались во внимание.
13 мая в Петрограде открылся Всероссийский съезд офицерских депутатов, на котором присутствовало 436 делегатов от действующей армии, 262 - от тыловых частей и 19 - от флота. Часть офицеров, полностью игнорируя Советы, требовала, чтобы армия подчинялась только правительству, другая стояла за поддержку Советов. Некий поручик Смирнов настолько резко отозвался о Петроградском Совете, что его лишили слова. Но именно он внёс резолюцию о предоставлении армии в исключительное распоряжение Временного правительства.
Газета «Речь» посвятила свою передовую национальному вопросу. Печатный орган партии кадетов выказывала опасение по поводу того, что Финляндия «ставит вопрос о полном отделении», что Литва «претендует на решение национального вопроса в таком же объёме, как и Польша», что Украина поговаривает «о государственной автономии». Лозунги «федерализма», «федеративной республики» приведут к полному распаду России как единого государства. Хотя авторов этих идей не указывали, но имели в виду прежде всего напечатанную 2 мая в «Правде» статью В. Ленина «Финляндия и Россия», в которой излагалась национальная программа большевиков, признавшая свободу отделения от России угнетавшихся царизмом наций и одновременно ратовавшая за добровольный союз всех народов России.
С этого же дня в России стала издаваться большевистская газета «Окопная правда».
14 мая на фронтовом съезде в Каменец-Подольском Керенский сделал заявление, застенографированное корреспондентом газеты «Русское слово»: «Я не хочу, товарищи офицеры и солдаты, как ваш министр, навязывать вам свои взгляды. Я хочу говорить как гражданин, который в самые тёмные моменты русской реакции рисковал говорить правду (Бурные аплодисменты, крики: «Браво, Керенский!»). Вас смущают братанием. Я, как военный министр, говорю вам, что это недопустимо. Мои товарищи социалисты-революционеры умирали один за другим в борьбе с самодержавием. Если вам предстоит почётная смерть на глазах всего мира, позовите меня. Я пойду с ружьём в руках впереди вас (Гром рукоплесканий). Мы на карту поставили судьбы миллионов людей. Вперёд, на борьбу за свободу, не на смерть, а на пир я зову вас! Мы, деятели революции, имеем право на смерть! (Гром аплодисментов)».
А в Москве в «доме Асадуллаева» (богатого азербайджанского нефтепромышленника Ага Шамси Асадуллаева, завещавшего после смерти в 1913 году свой московский особняк мусульманской общине) в Малом Татарском переулке открылся I Всероссийский мусульманский съезд. На него съехалось около 900 делегатов, представлявших все мусульманские регионы бывшей империи. 446 голосами против 271 съезд высказался за поддержку демократии и республиканской формы правления в стране на национально-федеративных территориальных началах (или в форме культурной автономии для рассеянных народов). Делегаты-мусульмане высказались за более широкое применение языков своих этносов, но ни один народ пока ещё не заявил о желании выхода из состава России.
16 мая буржуазная газета «Lidums» в статье «Штаб латышских большевиков переместился в Ригу» отмечала, что большевистская газета «Циня» «последовательно проводит подрывную политику, которая ведёт к гражданской войне», имея в виду обращение «Цини» к пролетариату о воспитании революционной сознательности в массах, о направлении борьбы пролетариата против существующего строя, частной собственности.
17 мая из американской эмиграции возвращается в Россию Троцкий. Он и его группа «межрайонцев» сближаются с большевиками.
А газета «Русский инвалид» опубликовала статью «Гучков и армия», которая представляла собой панегирик его деятельности. Впрочем, этим дело не ограничилось: приветствовали нового военного министра: «Керенский и народ - одно. Имя его - имя вождя. И в этом имени - успех и победа».
1918 год:
11 мая Совнарком принимает постановление о выделении Владивостокскому Совету ссуды в миллион рублей золотом «на реорганизацию городского хозяйства… ввиду особого политического и военного положения Владивостока».
14 мая информбюро чехословацкого интернационального отряда, прибывшего во Владивосток, опубликовало воззвание к братьям-чехословакам с призывом следовать примеру тех чехов, которые встали в ряды защитников Республики Советов.
17 мая во Владивостоке сформирован Дальневосточный советский латышский отряд.
1920 год:
11 мая создан Дальневосточный геологический комитет.
14 мая Советское правительство признало де-юре Дальневосточную республику и стало оказывать ей финансовую, дипломатическую, хозяйственную и военную помощь. Партизанские отряды были переформированы в Народно-революционную армию.
1922 год:
13 мая Приморское облбюро РКП(б) приняло постановление о тактике парторганизаций. По партийной линии предусматривалась строгая организация и усиление партаппарата на местах; по гражданской – усиление влияния большевиков и Нарревкома среди трудящихся и организация выборов в Народное собрание ДВР; по военной – продолжение активной партизанской войны против белогвардейцев и японцев.
Страницы истории перелистывал Игорь КУХАРЬ