Немного исторической лирики. Если когда-нибудь начнутся археологические раскопки на любимейшей мною малюсенькой территории моей малой родины – полоски набережной Енисея от здания Речного вокзала до улицы Кирова – то там найдутся мои детские следы семидесятилетней давности и ступни зрелого мужчины, поднимавшегося на палубы кораблей и спускавшегося с них на набережную под звуки «Славянки». Откликнитесь, ровесники разных лет, если вы помните счастливые часы, проведённые на этой набережной. Приведу лишь несколько эпизодов:
Галечный пляж у выхода улиц Вейнбаума, Перенсона и Кирова собирал самых отчаянных сорванцов Красноярска. Ватагами прыгали с понтонного моста, чтобы выйти на берег на Затоне, не попав в лапы колючей проволоки «Норильпорта». А потом надо было забраться на ходу в кузов автомобиля и вернуться на пляж через понтонный мост. Или переплыть Енисей перед понтонным мостом точно перпендикулярно между берегами, а иногда, чтобы не погибнуть, глубоко поднырнуть под понтон.
Долгие годы я верил байке родителей, что они нашли меня в деревянном тарном ящике с подстилкой из соломы на этом пляже. Чуть выше пляжа причаливали катера участка Енисейского речного пароходства «Водная контора связи». В период навигации они развозили почту по береговым населённым пунктам, тащили за собой небольшие баржи с товарами и водкой. Мой отец, начальник этой конторы, каждое лето отправлял меня с ними (под видом палубного матроса, но швабра служила только прикрытием, а удилище было основным орудием удачливого лова).
Взрослея, пацаны, у которых тогда появлялись велосипеды, приезжали на набережную вечером, чтобы найти возле площадки с якорями девушек и покатать их на передней раме по безлюдным вечерне-ночным улицам города. Уже постарше, здесь «снимали» девушек для похода в рестораны, любимым из которых был «Север». Напомню несведущим читателям, что в пятидесятые-шестидесятые годы Красноярск был насыщен хулиганствующими и бандитскими группами, объединенными поквартально. Самая «авторитетная», конечно, была «качинская», где я и жил на улице Марковского. Мне, правда, повезло, так как у меня была «крыша» – сродный брат Анатолий, один из авторитетов качинских. Другой незаметной моей защитой был дядя Санюга, который работал грузчиком в порту и мог нести на баржу по сходням сразу три мешка сахара.
Так Енисей становился главным делом моей жизни. Поездки по Енисею и его притокам на рыбалку и охоту сменялись арендой лучших енисейских кораблей для проведения уникальных международных круизов (дизель-электроход «Антон Чехов» – лучший в СССР!), научно-исследовательских экспедиций (однопалубный красавец «Некрасов», за штурвалом которого стоял однажды Юрий Гагарин) и научных конференций (величавый корабль «Профессор Близняк»). Енисей стал частью пути моих журналистских экспедиций в Игарку, Норильск, Диксон, на дрейфующие льды, острова и архипелаги Северного Ледовитого океана. В Красноярске также формировались научно-спортивные экспедиции к Северному полюсу и до Канады. Самая знаменитая из них – «Один к Северному полюсу» Фёдора Конюхова.
Предложение. Опираясь на вышеизложенное и пользуясь тем, что я являюсь ветераном труда России и Красноярского края, первым и старейшим по возрасту университетским выпускником на Енисейском меридиане, вношу предложение: назвать левобережный участок набережной реки Енисей от Центрального природного парка до устья реки Кача именем выдающегося красноярского архитектора Арэга Демирханова. Пусть это будет извинением перед ним за нескончаемое обсуждение архитектурно-ландшафтных проектов набережной и непростительно равнодушное отношение некоторых жителей города к травмам, полученным архитектором из-за длительного переохлаждения.
О критике общественных обсуждений проекта набережной. Начну с притчи: Есть мнение, что среди спорящих один «дурак», а другой – «подлец». Дурак – не знает деталей предмета спора, но спорит; подлец – хорошо осведомлён о предмете спора, но всё равно его поддерживает. Эта притча идеально подходит к характеристике общественных слушаний. Часть собравшихся представлена авторами проектов, инвесторами, их подчиненными и родственниками. Перед ними стоят простые и понятные задачи: Заключить договор подряда, иметь возможность выгодно инвестировать проект, «снять маржу», получить корпоративный и личный доход. Объяснить причины появления другой группы участников очень сложно, обычно они сами не знают цели своего присутствия на этом обсуждении. Ну и, конечно, ничего не смыслят в творческих и технических деталях проекта.
Таким образом, проведение подобных слушаний бессмысленно, неплодотворно и развивает эгоистичную непорядочность у авторов обсуждаемых проектов. Вместе с тем, неправильно и неуважительно по отношению к горожанам лишение их права высказывать свою позицию по тем или иным идеям административных чиновников. Предлагаю при районных, городских и региональных администрациях открыть небольшие, доступные для любого посетителя выставочные залы. О предложенных проектах информировать население афишами и с помощью средств массовой информации. Во время назначенных посещений в залах должны находиться авторы и специалисты- экскурсоводы, а посетителям предоставлена возможность оставить свои заключения в письменном или электронном видах. Эти оценки анализируются, а результаты доносятся до населения через СМИ.
Личные предложения о левобережной набережной Енисея в Красноярске. Архитектурная и ландшафтная структура набережной должна быть традиционно простой, легко восприниматься органами зрения и чувствами посетителя, не заставлять его преодолевать какие-либо, даже малейшие трудности, в процессе отдыха.
1. Прибрежный пирс должен быть хорошо укреплённым полированной отбойной стенкой и иметь прочный и художественный парапет (или кованую решётку).
2. Перед парапетом (решёткой) устанавливаются массивные скамьи с сидениями из деревянных брусьев так, чтобы отдыхающий мог любоваться водной поверхностью реки.
3. Пешеходная площадка должна быть изготовлена из сплошного покрытия, без впадин и щелей, которые могут создавать неудобства для детей, детского транспорта, инвалидов-колясочников, слепых или слабовидящих людей.
4. По всей длине набережной должен быть предусмотрен слив дождевых вод.
5. Бордюра набережной площадки должна быть одна-единственная, перед пригорками.
6. За бордюрами устанавливается металлическое ограждение, чтобы на крутом склоне посетители не устраивали пикников.
7. За бордюром и металлической оградой устраивается защита из декоративного кустарника.
8. На крутом склоне можно предусмотреть карманы для установки прокатных лежаков в пользу загорающих.
9. Не предусматривать на набережной сложных, часто выходящих из строя, конструкций, требующих постоянного ухода за ними, ремонта и охраны. Для спуска на набережную посетителей с детскими колясками, инвалидов-колясочников устроить на всем протяжении набережной три пологих (с уклоном 5-10%) спуска с металлическими поручнями для поддержки при спусках и подъёмах.
10. На окраинах и в центре набережной обустроить для отдыха, употребления чайно-кофейных напитков и обозрения познавательных выставок.
11. У пирсов поставить списанные речные суда и использовать их для размещения любых услуг для отдыхающих.
Борис Пестряков, ветеран труда Красноярского края
Источник: http://sibargument.ru/news/1273_o-levoberezhnoyi-naberezhnoyi-eniseya-v-gorod.html