Аргументы Недели → Общество

Что делает англичанин в сверхсекретном военном институте

, 08:33

Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова (ЦИАМ) – базовый для авиационной и даже ракетной отраслей. На зарубежных заказах за счёт колоссального задела и уникальной экспериментальной базы институт выжил в 90-е прошлого века. Искрил разработками, вышел на гиперзвук. Но в хлебные двухтысячные и до него дотянулись загребущие лапы жадно-тупых реформаторов промышленности – почуяли бюджетные реки. Поэтому не стоит удивляться вслух: «Почему столько «Боингов» в нашем небе? Где наш научный задел и новые разработки? А чем вообще заняты эти учёные?»

Хищники 

Лет восемь-десять назад Аркадий Мамонтов выпустил на телеэкраны фильм «Хищники» о рейдерских захватах оборонных предприятий. И реальные организаторы рейдерских атак рассказали, как можно абсолютно легальными методами захватить и прекратить (или затруднить) деятельность любого из этих предприятий. Совершенно случайно среди этих предприятий в качестве примера первым в списке шёл ЦИАМ им. Баранова. Всё просто – надо начинать с подмены руководителей на формально мыслящих кризисных менеджеров. И набивать-набивать-набивать организацию своими людьми.

Удивительно, но фильм Мамонтова был воспринят командой экс-вице-премьера правительства России Бориса Алёшина как учебный, как план к действию. Прогнулась авиационная наука. С шестого (!) захода удалось продавить идею создания структуры, объединяющей головные авианаучные фирмы – Национальный исследовательский центр Н.Е. Жуковского. ЦИАМ пал. Наступление велось под флагом общей экономической целесообразности распределения госсубсидий и минимизации затрат. Что руководству страны глаз не резало.

Сегодня руководит НИЦ им. Н. Е. Жуковского истинный «алёшинец» Андрей Дутов, он служил его замом в Роспроме, потом сменил на ответственном посту шефа и недолго рулил Федеральным агентством по промышленности. Через несколько лет он опять в замах у Б. Алёшина, уже в ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского. Год покомандовал ФГУП «Крыловский государственный научный центр», головной научной организацией в судостроении, где заработал звание «Почётный судостроитель». Видимо, поэтому министр промышленности и торговли Мантуров, представляя Дутова при назначении на пост руководителя Национального исследовательского центра (НИЦ) имени Н.Е. Жуковского, куда втянули ЦИАМ, назвал его «человеком от науки». Вопрос – какой науки? Дутов – выпускник Московского финансового института, работал в банковских структурах и сразу оттуда в 2004-м перебрался начальником управления в Роспром.

Исторически сложилось, что в СССР у каждой отрасли были свои научные центры. И чем сложнее и многообразнее проблемы, которые им приходилось решать, тем более изощрёнными они были. Это была реальная наука, признаваемая коллегами и конкурентами за рубежом. Когда сместились акценты в организации связи и управлении промышленностью, эти «науконосцы» стали один за другим исчезать из реального бытия.

Гиперзвук ушел на Запад 

Выживание ЦИАМ за счёт дружбы с инозаказчиками из США и Франции имеет и негативную сторону. Не стоит сегодня удивляться, что американцы, самостоятельно так и не осилившие проблему сверхзвукового сжигания топлива в камерах сгорания гиперзвуковых летательных аппаратов, вдруг начали заявлять их как свою перспективную технику. Всё у них как-то удивительно удачно сложилось, а? Вопрос – где была ФСБ России? Тем более далеко ходить не надо, у ЦИАМ со следственным изолятором ФСБ в Лефортово общий забор.

Пока учёные из США «спали», у нас над этой тематикой работал не один десяток крупнейших институтов, вкладывались миллиарды и в результате получили-таки в конце 80-х реально летающую ГЛЛ – гиперзвуковую летающую лабораторию «Игла» по программе «Холод». Сегодня работы по гиперзвуку, вероятно, приостановлены – говорят, недофинансирование сказывается. А как же наш ответ супостату, маневрирующие в атмосфере боевые блоки ракет, гиперзвуковая авиация? Вместо них – бабло и жратва для ненасытных жуликов и проходимцев?

«Павел Андреич, вы шпион?»

Ну и наконец: апофигей. Свершилось. Руководителей в ЦИАМ начали директивно назначать – поперёк всех положений о выборах, законов и уставов. Если предыдущий руководитель – специалист и учёный, хоть и тоже из «алёшиннцев» – пять лет назад был хотя бы формально проведён по конкурсу (правда, уже весьма похожему на пародию: с одним участником при предусмотрительно отстранённых наиболее перспективных кандидатах), то теперь в ЦИАМ на должность генерального директора из НИЦ им. Жуковского прислали бывшего менеджера концерна СИБУР Михаила Гордина. Он специализировался на производстве искусственного каучука и никогда не работал ни в каком научном учреждении. Плюс (!) имеет английское гражданство. В Лондоне он шесть лет отработал клерком в европейском представительстве американской нефтяной корпорации Conoco Phillips. Женился тоже там, трое детей. Похоже, кто-то решил издевательски пошутить: то ли над назначенцем, то ли над институтом – совместив их. Куда смотрит ФСБ? Или он секретный агент этой уважаемой организации? Не стоит забывать, что именно через ЦИАМ проходят все разработки в области авиационного двигателестроения, в том числе и перспективные проекты. Боевая авиация, гиперзвук, двигатели для стратегических ракетоносцев, Ту-160М, ПАК ФА, ПАК ДА… Или мы расписались в том, что наша наука пала и вся надежда на просвещённую Европу?

Гордин внешне чем-то похож на актёра Юрия Соломина в фильме «Адъютант его превосходительства». Такая же аккуратная стрижка, усики. Невольно на язык просится знаменитый вопрос-цитата из фильма: «Павел Андреич, вы шпион?» А пока в ЦИАМ идёт процесс замены обычной телефонной сети на ip-телефонию. Для пользователей этот способ связи удобен и быстр, но тогда о каком режиме секретности можно говорить? Теперь каждое слово, сказанное в стенах зданий ЦИАМ, попадёт к провайдеру и дальше, на сервера и маршрутизаторы, которые плотно контролируют всем известные АНБ и ЦРУ США. Или эхо грандиозного скандала после публикации очередной порции документов WikiLeaks проскочило мимо ушей нового генерального директора ЦИАМ? Или он торопится опередить нашу контрразведку? Даже телевизоры следят сегодня за своими хозяевами, что уж говорить про системы связи через Интернет?

НК-93 – жертва атаки на ЦИАМ 

«АН» писали о том, как ЦИАМ по сугубо конъюнктурным соображениям фактически зарубил работу над супердвигателем НК-93. Во время войны за институт прежнего (до 2011 года) директора ЦИАМ Владимира Скибина поставили перед выбором – или отрицательный отзыв по теме НК-93, или кресло руководителя. Увы, уважаемый во всём мире учёный выбрал кресло.

Правда, потом, когда война за ЦИАМ была В. Скибиным окончательно проиграна, его мнение по перспективам НК-93 изменилось на прямо противоположное – надо продолжать работы. Наиболее перспективным применением двигателя НК-93 было бы создание научно-технического задела для разработки авиационных двигателей со сверхвысокой степенью двухконтурности и позволило бы России вернуться в мировые лидеры авиационного двигателестроения. Но было поздно. А конструкционная схема нашего чуда оказалась востребована в линейке перспективных двигателей фирмы «Роллс-Ройс» Leap, уже вышедшей на лётные испытания. ФСБ, ты где? Президент, что происходит?

Нас уже не хватает в шеренгах по восемь…

Высшей формы допуска по режиму секретности новый гендиректор определённо иметь не может – двойное гражданство. Поэтому возможный английский шпион вынужден оставить экс-гендиректора Владимира Бабкина в должности первого зама ЦИАМ. Он свой для «алёшинской» команды, именно при нём началась сдача позиций ЦИАМ. С одной стороны – он учёный, делал карьеру в науке, но в 1992 году поступил на государственную службу в Департамент авиационной промышленности Минпрома России. К 2011-му дослужился до главы департамента авиационной промышленности Минпромторга. Но у него хотя бы с допусками к гостайне проблем нет.

С его приходом и по сей день всем хозяйством ЦИАМ дирижирует заместитель по финансово-экономическим вопросам Елена Боханова, которую настоятельно порекомендовал директор департамента авиационной промышленности Минпромторга РФ и верный «алёшинец» Андрей Богинский (сейчас он руководит «Вертолётами России»). Тоже экономист и финансист. С приходом дамы показатели прибыли института покатились вниз, зарплаты «науки» тоже (в разы!). Количество учёных в институте стремительно сокращается, зато офисный планктон получил идеальную среду для размножения – рядовым управленцам без профильного образования назначают зарплаты на уровне докторов наук.

Административно-управленческий аппарат ЦИАМ стал пухнуть как на дрожжах. В нём появились новые, ранее неведомые здесь отделы и сектора. Юристов вдруг сделалось аж семеро. Больше, чем в иной юридической консультации. Появилось три (!) плановых отдела. Вырос грандиозный и непонятно что делающий отдел закупок. Раздулись безмерно строительные и ремонтные отделы, достигнув численности в несколько десятков человек. И это при том, что на любые работы такого рода ещё и нанимают сторонние организации. Армия уборщиц, дворников и рабочих по территории выросла на порядок и более того. Решили сделать в кабинете генерального директора косметический ремонт. Вполне естественное желание – последний раз апартаменты капитально ремонтировали очень «давно», целых три года назад, для предыдущего директора. Новая косметика пока вылилась в 8 млн рублей. Источники «АН» предполагают, что сумма неокончательная.

Появилось фантастическое подразделение, бредовым образом планирующее научные работы. Согласовывать любую мелочь приходится неделями. Нет «бумажки», на которую приходится собирать меньше шести-семи подписей согласования. Оперативно не решается ничего. На командировочное удостоверение визы надо собирать месяц. Заместителей у нового генерального директора Михаила Гордина – 13 человек. И все – с трёхзначными (в тысячах) зарплатами, какие и не снились рядовому учёному народу. Помощников стало семеро. И столько же у главного инженера. Ну и ещё много чего. Причём это все делается с многозначительной миной сохранения режимности и секретности. Чтобы никто-ничего-никуда. Одно время даже приказ об этом издавали. Потом похерили. Узнаёте кальку с мамонтовских «Хищников»?

Объяснить такое количество замов у генерального директора можно: Гордин – человек, бесконечно далёкий от авиационного моторостроения, без советчиков никуда. Поэтому среди странных фигур в сонме замов встречаются и настоящие учёные.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram