В Бурятии ситуацию с лесными пожарами уже не первый год иначе как сложной не называют: леса горят на тысячах гектаров, деревья гибнут миллионами кубометров. В этом году в новый пожароопасный сезон республика вступает с многомиллионными долгами за тушение пожаров в прошлые годы и изношенной техникой.
«В Бурятии в 2017 году на подготовку и прохождение пожароопасного сезона будет выделено около 200 млн рублей, из которых 162 млн — средства федерального бюджета, порядка 58 млн — республиканского», — сообщил заместитель министра природных ресурсов Бурятии Александр Лбов. Сводный план тушения лесных пожаров на 2017 год разработан и в настоящее время находится на согласовании в Рослесхозе. Ожидается, что документ утвердят 20 марта.
В числе прочих противопожарных мер проработан вопрос о привлечении в Бурятию 11 воздушных судов — легкомоторных вертолётов «Цесна», Ми-8, «Робинсон» и самолетов Ан-2 авиакомпаний других субъектов РФ. «Техника будет применяться в период пожароопасного сезона для мониторинга ситуации и лесных пожаров, а также оперативного реагирования и переброски десантников на тушение пожаров», — рассказал тот же Лбов. Кажется, что регион во всеоружии и готов противостоять огню.
Однако в новый сезон Бурятия вступает с многомиллионными долгами — в общей сложности на сегодня республика должна 181,6 млн рублей за тушение лесных пожаров в прошлые годы. Вопрос этот решается уже давно, и лишь в начале февраля этого года на встрече врио главы Бурятии Алексея Цыденова с главой Рослесхоза, по словам Лбова, была достигнута договорённость относительно погашения долга. Впрочем, о такой же договорённости сообщал в прошлом году Вячеслав Наговицын, однако долги с тех пор не только не уменьшились, но и выросли — на 80 миллионов.
Непростой, хотя и не на уровне страшных 2014 и 2015 годов, ожидается ситуация с торфяными пожарами. «Сейчас уровень Байкала выше на 15 сантиметров прошлогоднего уровня и влаги в почве побольше», — отметил замминистра. Да и на ремонт оросительной системы, с помощью которой заливают водой тлеющие торфяники, выделили деньги. Водность Селенги тоже нормализовалась уже во втором полугодии прошлого года, и по данным Гидромета, как раз в Кабанском районе водность будет на уровне среднемноголетних значений.
В свою очередь руководитель ГО и ЧС Валерий Онегин отчитался: всеми видами пожарной охраны защищены все 629 населенных пунктов, из которых подразделениями добровольной пожарной охраны — 336 населенных пунктов, или 53% от общего количества. В рамках оказания добровольцам материальной помощи за счет республиканского бюджета переоборудовано и передано сельским поселениями 98 единиц приспособленной техники на базе армейских автомобилей, закуплено 159 переносных мотопомп, 2878 ранцевых огнетушителей, а также другое оборудование и инвентарь.
Впрочем, как считает депутат Народного Хурала Бурятии Сергей Мезенин, пока в вопросе материально-технического обеспечения добровольных пожарных формирований больше минусов, чем плюсов. Он отметил, что если они и обеспечиваются техникой, то дальше этого дело не идёт.
«На сельских сходах ставится один вопрос — машину-то дали, а что с ней делать? Запчастей и бензина нет, водитель на общественных началах, финансовой поддержки тоже нет, — говорит Мезенин. — Да, машины есть, люди сами собирают деньги на бензин, чтобы тушить пожары внутри населённых пунктов. Но в леса-то они не поедут, им никаких денег не хватит. Так что нет ГСМ, а органы МСУ тоже не могут их выделить, это не их полномочия, да и средств тоже нет. Нужно выделять деньги таким бригадам, чтобы машина всегда была заправлена и можно было вовремя выехать и локализовать очаг возгорания. Нужно решить эти вопросы».
Да и у самого ГО и ЧС ситуация с технической обеспеченностью не из простых — новую технику в последний раз приобретали в 2009 году, на сегодня на вооружении у пожарных расчётов 186 единиц техники, из которых 101 единица выработала свой ресурс на 100%. Хотя всё равно вся она на ходу: её латают и перелатывают, только в прошлом году выделили на ремонт 18 авто 8,5 млн рублей.
Директор Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, член-корреспондент РАН, депутат НХ РБ Борис Базаров отметил, что печальные для лесов события 2015 года были не такими уж неожиданными: «Мы всё время видели, что проблема назревает, вот катастрофа и разразилась. И мы оказались к ней не готовы, — считает Базаров. — И те ответы, которые сейчас нам дают, не вызывают у меня впечатления готовности. Все то же самое проводили в 2013 и 2014 годах. Входить в режим ЧС очень бы не хотелось, нам надо задуматься, нет ли у нас большого перекоса между законом об охране озера Байкал и интересами нашего населения — у меня впечатление, что произошло отчуждение населения от природоохранных проблем, от того же самого леса. В лесном хозяйстве кругом сплошные ограничения, много такого, в результате чего лес перестал быть дорог населению, поэтому подавляющее большинство мероприятий, которые мы будем проводить, зиждется на песке».
Кроме того, Базаров раскритиковал и методы тушения пожаров и торфяников в Бурятии. Он пояснил, что Красноярский институт леса, который проводит мониторинг по пожарной безопасности, и Красноярский федеральный университет показали, что методы тушения, применяемые на пожарах в Бурятии, оказались неадекватны тому, что диктует лесная наука.
«Вот решили затушить разом весь пожар за три дня, — пояснил свою мысль Базаров, — но в условиях раскалённого воздуха и высоких температур вода при соприкосновении со страшными пожарами давала взрыв, и это вело к дальнейшему распространению огня и дополнительному шквалу. И нельзя гасить торфяники при помощи обводнения — торф, который сгорал локально, просто выгорал, но, когда запускали воду, это тоже давало взрыв и пожар распространялся на большой территории. В Сибири есть колоссальный опыт тушения пожаров, надо учесть его и прекратить действовать методами наскока, если это противоречит здравому смыслу».
Как отметили в ходе обсуждения вопроса о пожароопасном периоде на сессии бурятского парламента депутаты, основной проблемой остаётся отсутствие системы. Они предложили выйти на уровень РФ с рядом поправок в Лесной кодекс, принятый в 2006 году, — именно он, говорят народные избранники, вынуждает тратить деньги на тушение пожаров, а не на профилактику. Поступило и ещё одно предложение — восстановить министерство лесного хозяйства Бурятии, у которой до 80% территории занимают леса. Рассмотреть вопрос депутаты предложили врио главы Бурятии Алексею Цыденову.