Аргументы Недели Волгоград → Общество № 6(548) от 16.02.17

Разрушим до основанья

, 10:15

 

Сакраментальные строки из «Интернационала» нам вспомнились в контексте планов региональной администрации расчистить площадку умершего Тракторного завода и отдать ее под жилье и различные рекреационно-увеселительные заведения. «А затем мы наш, мы новый мир построим…» Построим ли?

 

Предел возможностей

 

Пришедший на губернаторство Андрей Бочаров собирался спасти завод, добившись размещения на нем заказа на производство боевой десантной техники. Встречался с командующим ВДВ Владимиром Шамановым, упорно дезавуировал слова главы концерна «Тракторные заводы» Михаила Болотина о консервации волгоградской площадки и переносе производства в другие регионы. Но в итоге оказался в той же ситуации, что и с Химпромом, и заводом буровой техники: обещал, старался, но спасти предприятия не смог.

Еще Гоголь говорил, что русского человека нужно благодарить хотя бы за его намерения. Как минимум, потому, что реализация этих намерений зависит далеко не только от него самого. Вот и в истории с волгоградскими заводами высвечиваются пределы возможностей региональной власти. На дворе капитализм, заводы больше не в госсобственности, и приказать их владельцам что-то на них производить не может никто. Разве что Путин, да и то ненадолго, потому что нерентабельное производство на одном только окрике сверху долго не протянет. Посчитал собственник Тракторного завода, что на других площадках производить выгоднее, и закрыл наш легендарный гигант. И что ему до Бочарова с его намерениями? Размещение гособоронзаказа тоже от губернатора мало зависит. Возможно, он при наличии аппаратного веса в Москве способен на это влиять. Но окончательное решение – не за ним.

Схлопывание нашей крупной индустрии – процесс сложный и глобальный, не с Бочарова он начался, не по его вине продолжается, и не по его воле завершится. Что может сделать губернатор бедного региона, так это создать организационные условия для ревитализации пустеющих индустриальных зон. Т.е. администрация должна продумать концепцию их оживления и максимально упростить жизнь тем, кто решит вложить в реализацию этой концепции деньги. Ведь вкладывать будет не сама власть, а частный бизнес.

 

Несъедобный полуфабрикат

 

С этой точки зрения понятно, почему в предложенной ныне концепции фигурируют жилые дома, аквапарки, торговые площади и прочие подобные объекты. Вся надежда на то, что проекты с относительно невысокой стоимостью и коротким сроком окупаемости быстрее привлекут инвесторов, и на этой земле появится хоть что-то живое и не смущающее глаз. А вот с промышленными предприятиями, которые предлагают включить в планы застройки отдельные представители общественности, дело обстоит сложнее. «На фундаментах старых цехов можно спокойно, быстро и дешево возвести любые промышленные конструкции и организовать там любое производство, – выражает распространенную точку зрения известный краевед Роман Шкода. – Базу тракторного завода, при некоторых вложениях, можно было бы использовать как привлекательный инвестиционный полуфабрикат, который дал бы бюджету налоги, людям – работу и сам стал бы проводником для дальнейших инвестиций».

Однако в идее реиндустриализации данной площадки таится множество проблем. Во-первых, новые промышленные гиганты в развитом мире строят за пределами городов. Раньше с такими мелочами, как неэстетичность и неэкологичность завода в городской гуще, никто не считался, и в итоге промзона от жилой застройки у нас отделена подчас символически. Но старые предприятия уже никуда не перенесешь, строить же новые прямо в городе – несовременно и бессмысленно. Во-вторых, старая инфраструктура под современные промышленные нужды подходит слабо, да и еще большой вопрос, в каком она ныне находится состоянии. Так что, может быть, выгоднее заложить новую площадку в чистом поле, чем разгребать завалины.

Наконец, в-третьих, строить новый большой завод в Волгограде нет очереди желающих. Крупные заводы сейчас – это вообще редкость, а тем более в местах, где уже были предприятия, по разным причинам оказавшиеся нерентабельными. Причины-то ведь не устранены, ибо они системны. Гораздо более реальным выглядит другой вариант идеи реиндустриализации площадки Тракторного завода: отдать землю под небольшие современные предприятия, преимущественно машиностроительной направленности.

 

Доступный минимум

 

Конечно, это был бы идеальный для города вариант: такие предприятия экологичны, у их продукции высокая добавленная стоимость, они служат драйвером не только социально-экономического, но и научно-профессионального развития. Наконец, большое их количество, а значит, и диверсификация производимой продукции, служат гарантией того, что Волгоград не станет заложником изменившейся экономической конъюнктуры или прихоти владельца. Исчезнет одно предприятие – останутся другие. Катастрофы, как с закрытием градообразующих предприятий, не случится в принципе. Да и инвесторов под небольшие проекты найти легче: в конце концов, открываются же в Волгограде подобные производства.

По сути, на бывшей территории ВгТЗ мог бы возникнуть целый технопарк – город в городе, полный снующих между рядами аккуратных строений синих и белых воротничков. Вариант столь же идеальный, сколь и малоосуществимый. И дело не только в том, что такие предприятия относятся, в основном, к малому и среднему бизнесу, ценность и важность которого власть любого уровня вообще, похоже, не понимает и работать с которым не умеет. Дело еще и в том, что экономические, финансовые, правовые и административно-организационные  условия для развития такого технологичного современного бизнеса в России появляются-появляются, да все никак не появятся. Поэтому стайка однообразных девятиэтажек эконом-класса, подпёртых семейным гипермаркетом, выглядит более реальной перспективой. Что ж, можно пока и на это согласиться, наверное. Разве мумифицировать развалины лучше?

Но территория эта огромна, а внешние условия постоянно меняются. Может быть, когда-нибудь, кто-нибудь сделает здесь что-нибудь пристойное, прямиком из наших высокотехнологичных грез, и поселится оно рядом, по соседству с памятниками нынешней бедности, немощи и концептуального опрощения. Давайте хотя бы расчистим площадку, избавимся от отжившего свое и неспособного к воскрешению. Пусть падет враг наших глаз – унылый забор, и вольно вздохнет освобожденная от ржавого железа земля. «Разрушим все до основанья, а затем…»

 

Константин СМОЛИЙ

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram