26.01.2017 12:53:14
Он много лет охранял морские границы в самых разных уголках нашей страны, в том числе и на Сахалине, где живёт и сегодня.
Крейсерский поход
Детство Валерия Султаншина прошло в небольшом сибирском городке Свирске на берегу Ангары. Ещё тогда водная стихия заняла особое место в его жизни. Определиться с будущей профессией помогли захватывающие рассказы курсантов Тихоокеанского высшего военноморского училища имени С. О. Макарова, приезжавших в Свирск на каникулы. Правда, юноша не сразу выбрал направление – разрывался между штурманским факультетом и факультетом радиосвязи и электроники.
– В тот период, конца 70х – начала 80х годов, много разговоров было о том, что будущее за электроникой, – вспоминает Валерий Нуруллович. – Вот я и выбрал радиосвязь. Нам невероятно повезло с учителями, среди которых были участники Великой Отечественной войны, люди, которые командовали подводными лодками, крейсерами, эсминцами. Помимо обязательной программы, они передавали нам бесценный жизненный опыт…
Во Владивостоке находилась главная военноморская база Тихоокеанского флота, практические занятия очень часто проходили на действующих кораблях. Навсегда осталась в памяти первая крейсерская практика – дальний морской поход на флагмане Тихоокеанского флота «Адмирал Сенявин». Экипаж выполнял боевые задачи, а молодые курсанты, как губка, впитывали новые для них навыки, знания и умения.
– Только спустя много лет понял, насколько продуманной и совершенной была система подготовки – всё, чему учили, в последующем пригодилось на практике, выпускники выходили «универсальными солдатами», очень многое знали и умели, – говорит Валерий Султаншин. – Неизгладимый отпечаток на подкорке сознания оставляла даже непередаваемая атмосфера в коридорах и кабинетах училища, то, как офицеры с уважением и любовью относились к ношению военной формы.
На всю жизнь курсанты запомнили: главная задача – обеспечение безопасности нашего государства, неприкосновенности его границ.
Китайская граница
Настоящим ударом по самолюбию выпускника Султаншина стало решение отправить его служить на реку Амур, охранять наши рубежи на российскокитайской границе. Прошедший преддипломную практику и стажировку на Камчатке, Валерий Нуруллович мечтал о службе на океанском флоте и захватывающих морских походах. А тут – всего лишь река… Однако в будущем наш герой ни разу не пожалел о том, что попал на Амур – здесь он получил бесценный, интереснейший опыт. Например, участвовал в демаркации (определении и обозначении) российскокитайской границы.
– В 1985м уже началось определённое потепление в отношениях между нашими государствами, – рассказывает контрадмирал. – Однако наставники ещё помнили события конца 60х – начала 70х, так что сохранялась атмосфера настороженности, вопросы бдительности стояли очень высоко. Особых инцидентов, к счастью, не было, в основном незаконная рыбалка в наших водах. Китайское приграничье в тот период было экономически очень слабым, так что все нарушения носили преимущественно хозяйственнобытовой характер.
Самое главное, что обрёл Валерий Султаншин во время службы на Амуре – верную и надёжную супругу. Куда бы не отправляли нашего героя в дальнейшем, семья всегда следовала за ним. В том числе и когда Валерий Нуруллович решил получать второе высшее, теперь уже управленческое, образование в военноморской академии в СанктПетербурге.
– В северной столице в свободное время всей семьей посещали музеи, театры, галереи, – вспоминает Валерий Нуруллович.
Из Невельска в Анапу
На Сахалин Валерий Султаншин впервые попал в 2002 году, став командиром бригады сторожевых кораблей в Невельске. Море здесь было именно таким, каким Валерий Нуруллович грезил с юности – чувствовалась энергетика, мощь бескрайней водной глади, слышалось, как она дышит. Жили Султаншины на несуществующей уже улице на самом берегу. Когда был сильный ветер, море буквально стучало в дом – брызги долетали до окон.
Нетрудно представить, в каком состоянии была пограничная база на окраине страны после лихих 90х и долгого отсутствия финансирования. Командованию пришлось поднимать её буквально с нуля, решать множество административных, хозяйственных вопросов. Пограничники непрерывно несли напряжённую службу – на те годы пришёлся расцвет браконьерства. Первый выход в море Валерия Нурулловича сопровождался сразу несколькими преследованиями нарушителей государственной границы с применением оружия. Тогда такие инциденты были совсем не редкостью.
– К счастью, коллектив был подобран трудолюбивый, способный на решение сложных задач, – говорит Валерий Султаншин. – Буквально за два года вышли на совсем другой уровень, улучшили жилищнобытовые условия, повысили боеготовность корабельного состава. Приобрели серьёзный жизненный и управленческий опыт.
После сурового Невельска местом жительства семьи Султаншиных стала солнечная Анапа. Возглавив здесь отдельный учебный морской центр ФСБ России, Валерий Нуруллович получил звание контрадмирала. Совсем другими были и задачи, и масштабы работы – огромный преподавательский коллектив, курсанты со всей России.
– Тогда у морских пограничников ещё не было своего вуза, и мы предложили создать его на базе центра, – рассказывает Валерий Султаншин. – Коллективом учебного центра была проведена огромная предварительная работа. Через несколько лет на заложенных нами основах был создан институт береговой охраны ФСБ России. Не скрою, когда бываю в Анапе и вижу здание вуза, чувствую определённую гордость, что есть там и мой вклад.
Семья всегда рядом
Контрадмирал вновь прибыл на Сахалин в 2008 году – предложили послужить годполтора, решить определённые задачи, связанные с охраной морского пограничного пространства. Однако, улыбается Валерий Нуруллович, он уже тогда знал: нет ничего более постоянного, чем временное. Так и вышло – вместо года он шесть лет проработал на должности первого заместителя начальника Сахалинского пограничного управления береговой охраны ФСБ России, и после увольнения со службы живёт на острове.
Управление такой мощной структурой – дело непростое. Однако Валерий Султаншин сложностей никогда не боялся и с присущим ему энтузиазмом взялся за дело. Одной из приоритетных задач стало совершенствование международного сотрудничества с пограничниками соседних стран. Тогда впервые организовывались масштабные совместные учения с береговыми охранами Кореи, Японии, которые стали проводиться на регулярной основе. Естественно, шла и постоянная служба в море, не раз задерживали иностранные браконьерские суда, многие из них были конфискованы по судебным решениям.
– Каждый день тогда чтото происходило, какието события, – вспоминает Валерий Нуруллович. – Служба обязывает всегда быть в тонусе: нужно постоянно принимать управленческие решения, обстановка в море меняется молниеносно. Постепенно начинаешь действовать уже на полуавтомате, режим на всю жизнь закладывается. Например, до сих пор в полчетвёртого ночи просыпаюсь, и мне хочется пить чай – на корабле в четыре была смена вахты.
Сегодня семья Султаншиных в полном составе живёт на Сахалине. Супруга – тоже военный пенсионер. Сын после окончания академии государства и права несколько лет служил в пограничных органах, однако всё же решил работать по приобретённой специальности. Дочь Султаншиных заканчивает юридический факультет местного вуза, на Сахалине она познакомилась с будущим мужем и уже осчастливила родителей первым внуком. Ему Валерий Нуруллович пытается в полной мере дать то внимание и отеческую ласку, которыми, так уж получилось, были частично обделены его дети.
– Мне комфортно на Сахалине, – признаётся Валерий Султаншин. – Возможно, в будущем кудато и переедем, а, может, останемся на острове. Знаем одно: будем жить там, где живут наши дети или выбирать место, куда они поедут за нами. Хочется создать свое родовое гнездо, всегда быть вместе, помогать друг другу. Ведь семья должна быть вместе.