Всего через два года исполнится 30 лет, как на рейде Владивостока появился парусник с именем богини на борту – серым и неласковым ноябрьским днём в свой порт приписки из новостроя пришла красавица «Паллада». Названному в честь своего легендарного предшественника – фрегата русского военного флота, первым командиром которого был сам Нахимов, и увековеченного классиком русской литературы Иваном Гончаровым, отправившемся на его борту в 1852 году с дипломатической миссией вице-адмирала Е. В. Путятина в Японию, и описавшего путешествие в книге «Фрегат Паллада» – паруснику предназначалась судьба учебного судна. На нём предстояло постигать морские азы будущим судоводителям и механикам, курсантам профильных учебных заведений города, Приморья, Дальнего Востока. «Паллада» стала первым и на некоторое время единственным отечественным парусником на тихоокеанском бассейне.
Казалось, прихода парусника, да ещё с таким легендарным именем, в городе моряков и рыбаков все ждали с нетерпением. Как свидания с мужественной, героической и увлекательной историей освоения тихоокеанского побережья России, с романтикой морских странствий и открытий, с собственными детскими и юношескими мечтами о далёких путешествиях и сказочных землях. Ждали как праздника.
Увы, праздника не получилось. Нет, «Паллада» в назначенный день и час вошла в Золотой Рог, но произошло это как-то тихо, незаметно, прозаично-буднично. Вроде испугавшись чего-то, фрегат запрятали (другого слова не подобрать) в самый дальний угол бухты. Тогдашний судовладелец парусника Тихоокеанское управление промысловой разведки и научно-исследовательского флота, ТУРНИФ хоть и располагалось в центре города рядом с 36-м причалом, но стояночного места для своего флота здесь не имело. Потому пристроить немалый по размерам борт (длина «Паллады» с бушпритом 108,6 метра, ширина 14), крупнейший в своём классе, оказалось делом нелёгким. С великим трудом место для него нашлось в … Гнилом углу. Несколько поправили дело журналисты, все тогдашние газеты города восторженно написали о долгожданном, своём, владивостокском паруснике. Впрочем, «Паллада» и до сих пор пользуется стойким и повышенным интересом прессы и медийного сообщества: как-никак самое быстроходное парусное судно в мире, развивающее скорость более 18 узлов. Да и не так уж их много осталось – праздничных, дарящих людям радость парусников.
Современную «Палладу» практически сразу окрестили живой легендой, памятуя о её славном предшественники. Только к легендам в современной России относятся порой не слишком уважительно – у нас и мёртвые теперь грешны, а уж живые и подавно.
В родном порту парусник, как сирота, долгое время скитался по чужим «углам», стоял на «задворках». Некоторые капитаны судов даже ворчали, что мешает им в бухте длинный фрегат. Да, действительно, мешает. Но в Золотом Роге «Паллада» надолго не задерживается, за свои четверть века с гаком она не раз ходила в кругосветки, поставила рекорды скорости, совершила 136 рейсов, участвовала в фестивалях парусников и гонках, посетила сотни городов, приняла на своём борту массу гостей, в том числе немало знаменитостей, даже коронованных особ, например, короля Испании Хуана Карлоса I… А в столице Пуэрто-Рико Сан-Хуане мэр города бросил все дела и очертя голову, не забыв, правда, при этом захватить на экскурсию по русскому судну свою старушку-мать на кресле-качалке, поспешил на фрегат.
Ну а дома – и солома едома.
Признанный во всём мире одним из лидеров парусного флота, покоривший практически все моря и океаны, посетивший порты большинства стран, фрегат из Владивостока неизменно везде и всегда находит радушный приём и пользуется неослабевающим интересом населения.
... а так - в Японии
Его встречают окрестрами, салютами, цветами, для стоянки выделяют самые удобные, престижные места… А в родном отечестве «Паллада» коротает свои дни… под мостом.
Тот, кто покидает свой дом, родных и близких даже ненадолго, знает, что для моряков и рыбаков каждое возвращение домой – праздник, зачастую долгожданный. Но для портового города – будничное дело. Действительно, не устраивать же каждый день торжество. Хотя исключения случаются и на причале играет оркестр, звучат торжественные речи и здравицы, всюду цветы, шары, улыбки, фото и телекамеры. Когда-то во Владивостоке так встречали китобоев (и хочется верить, что в городе многие ещё помнят те счастливые моменты). Сегодня всё больше лишь заход иностранного круизного лайнера вызывает массовое ликование в народе – похоже, пресловутый рынок сделал для нас азиатских и американских туристов самыми родными и желанными гостями.
Кстати о туристах. Во всём мире на парусники народ валом валит. У нас же в городе попасть на борт уникального судна – проблема, даже при том, что Владивосток – порт приписки сразу двух фрегатов. Вот бы что показывать возрастающему потоку приезжих из-за рубежа. А заодно и сувенирные фрегаты, брелоки, футболки продавать…
Уверен, интерес к морским странствиям, реям, вантам, парусам – фок, грот, бизань и остальным марселям, брамселям и бом-брамселям, есть и у наших соотечественников, особенно юных и живущих в портовых городах. Только добраться к спрятанной под мостом легенде не так просто, и подъехать, и подойти к причалу сложно.
Между тем, когда вслед за «Палладой» во Владивостоке готовились встречать второй парусник – «Надежду», говорили о строительстве специального причала сразу для двух фрегатов. Но тому минуло уже четверть века… Года два назад в администрации капитана порта слышал разговор о планах выделить место для стоянки парусных судов в центре города, договорённости об этом с военными и даже намерении соорудить некий переход с центральной площади к причалу… Но опять сорвалось.
Сегодня много говорится о патриотизме как духовном скрепе нации, по всей стране открываются кадетские классы, училища, создана юнармия. Но патриотизм укрепляется реальными делами, примерами. Владивостокские парусники – «Паллада» и «Надежда» не только носят имена легендарных кораблей русского флота, они давно сами стали живыми легендами, примером достижения цели, как бы трудна она не была, победы. «Паллада» с честью представляет наш город, страну, народ за рубежом. Осталось немного – принимать парусник в порту приписки с честью. Очень хочется, чтобы у него появилось своё, достойное место в городе, если не ко дню подъёма Государственного флага на «Палладе» – 4 июля, то хоть к 30-летию её прихода во Владивосток.
Сергей СЕМЁНОВ