Аргументы Недели Петербург → Общество № 2(544) от 19.01.16

Музей – храм или храм – музей?

Эксперимент над Исаакиевским собором начался

, 17:32

Мы не стали в прошлый четверг писать о том, какую реакцию вызвало у петербуржцев совершенно неожиданное решение губернатора Георгия Полтавченко о передаче Исаакиевского собора в безвозмездное пользование РПЦ хотя бы потому, что на то время не было никакой информации, кроме озвученного решения градоначальника.

В первые рабочие дни после новогодних праздников эмоции буквально захлестнули горожан. За два дня электронная петиция об отмене передачи собора собрала больше 150 тыс. подписей, и число их продолжает увеличиваться по сей день. СМИ всех уровней усиливали накал страстей.

Не прибавила ясности, а лишь усилила неразбериху и встреча в минувшую пятницу нескольких депутатов Законодательного собрания со своими избирателями в скверике напротив Исаакиевского собора, где прозвучало предложение устроить 28 января общегородской митинг против передачи собора РПЦ. Если, конечно, городские власти его разрешат. Социальные сети все эти дни показывают, какой раздрай творится среди горожан. Увы, петербуржцы демонстрируют здесь не самые лучшие свои качества. Куда-то пропали интеллигентность, взвешенность оценок, а вот злость и невежество выплёскиваются в Сети в большом количестве! В частные руки не что-нибудь, а достояние государства! И если вдуматься, в возмущениях этих есть свой резон: церковь-то у нас от государства отделена законом. Или договорённости выше закона?

Кто-нибудь сегодня видел хотя бы один официальный документ, из которого следует, каким образом будет происходить управление этим знаменитейшим на весь мир памятником архитектуры? Городские власти лишь подтверждают, что формальным собственником Исаакиевского собора останется Санкт-Петербург, так как объект ЮНЕСКО должен по закону находиться в собственности государства. Оплачивать реставрацию будет также городской бюджет, однако никаких расчётов, сколько на это может уйти денег, пока нет. Напомним, что это единственный музей, который не нуждается в госдотациях, а зарабатывает на все свои нужды сам, да ещё приносит в бюджет города десятки миллионов рублей. За счёт собственных средств музей оплатил в 2016 году текущую реставрацию собора на сумму в 200 млн рублей, около 70 млн он принёс в городской бюджет, а в ближайшие 10 лет на восстановление интерьера и внутреннего убранства, по планам директора музея Николая Бурова, преполагалось выделить из заработанного 3,5 млрд рублей.

Никто сейчас не может внятно ответить и на такой вопрос: что будет с потоком туристов. С одной стороны, верующие заявляют, что сегодня «в музее мало молитвы, а много музея, экскурсанты им мешают». Но экскурсанты-то и приносят эти самые сотни миллионов. Только за прошлый год музей посетили 3,9 млн туристов! А это те самые сотни миллионов рублей дохода. РПЦ откажется от туристов в пользу верующих? Вряд ли, ведь, чего лукавить, церковь так настойчиво требовала передать ей собор в управление, преследуя, скорее всего, коммерческие цели. Количество еженедельно приходящих в собор на службу с потоком туристов несоизмеримо! Людям же верующим помолиться в Северной столице есть где. В городе действуют 11 соборов, 28 церквей, 5 храмов при монастырях, а часовен и вовсе не перечесть. Главный аргумент в пользу передачи – выполнение указа, подписанного ещё президентом Медведевым. В храме может быть только храм! – не устают повторять сторонники передачи. И они правы!

После перехода собора в управление Церкви вход в Исаакий станет бесплатным, платными останутся подъём на колоннаду и экскурсии, однако эти средства РПЦ будет тратить на содержание собора, а вот за реконструкцию будем расплачиваться из петербургского бюджета (за счёт каких его статей, пока никто не знает). При этом средства, которые будет собирать РПЦ, не будут подотчётны никаким органам, а также не будут облагаться налогами.Правда, существуют сомнения в том, что «церковные» экскурсоводы справятся с тем объёмом туристов, которые посещают его сейчас. Как и найдутся ли достаточно квалифицированные специалисты, чтобы сохранять уникальный памятник.

Заявление губернатора Полтавченко о том, что «вопрос решён» в контексте передачи Исаакиевского собора в ведение РПЦ, разделило жителей Петербурга на две части. И если многие десятилетия ленинградцев-петербуржцев Исаакиевский собор объединял, то ныне он стал храмом раздора. В том, что выселение музея приведёт к его уничтожению, сомнений нет. «Работа любого музея – это работа его коллектива, а понятно, что далеко не все сотрудники государственного учреждения культуры готовы стать работниками религиозной организации», – считают музейные работники нашего города.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram