Аргументы Недели Петербург → Общество № 51(542)

Новогодний подарок от Комитета по тарифам

Как выбрать оптимальный вариант для проезда на городском транспорте?

, 22:23

Комитет по тарифам городской администрации выпустил официальное постановление о стоимости проездных билетов в 2017 году. В документе указаны как уже ранее известные тарифы, так и тарифы на новые, впервые вводимые типы билетов.

Утром 1 января, возвращаясь домой после встречи Нового года, петербуржцы в кассах метрополитена обнаружат новые цены – 45 рублей за один жетон. Однако, скорее всего, в первые дни 2017 года горожане будут продолжать ездить ещё по старым ценам: в декабре они основательно запаслись жетонами. Проезд на наземном транспорте тоже подорожает до 40 рублей. Но это, как говорится, не самая главная новость, увеличение тарифов давно обсуждалось, и наконец вышло постановление, поставившее в этом вопросе точку.

Вместе с тем дорожают и все остальные типы билетов, но значительно меньше. Логика представителей власти, видимо, такова: резкое повышение стоимости разового проезда сгладить меньшим повышением цен на длительные проездные и проезд по «Подорожнику». Какой же из способов оплаты выбрать?

Вот как разъяснил ситуацию аналитик Арсений Афиногенов на портале «Фонтанка.ру»:

«Единый» остаётся самым невыгодным 

«Цена первой поездки по «Подорожнику» на метро увеличится с 34 до 36 рублей (или на 6%), на наземный транспорт – с 29 до 31 рубля (или на 7%), а стоимость единого проездного на месяц увеличится с 2690 до 2900 рублей (или на 8%). Те, кто постоянно пользуется общественным транспортом, должны меньше почувствовать повышение цен, а те, кто сейчас покупает жетоны метро и билеты в наземном транспорте, чтобы сэкономить, смогут приобрести «Подорожник» и воспользоваться теперь уже значительными скидками по нему.

Сейчас доля пассажиров, каждый раз покупающих билет у кондуктора или жетон метро, составляет около 25%. После такого изменения цен Комитет по транспорту прогнозирует снижение этой доли до 15%.

Вместе с тем единый проездной на месяц по-прежнему является очень невыгодным вариантом по сравнению с «Подорожником», являющимся, по сути, разовой оплатой проезда на электронном носителе. Если мы считаем, что пассажир совершает одинаковое количество поездок на метро и на наземном транспорте, то «Единый» становится выгоднее оплаты по «Подорожнику» только с 95-й поездки как в 2016 году, так и в новом, 2017 году.

Билеты на 90 минут и несколько дней

Известны теперь тарифы и на новые типы проездных. Так, будут введены долгожданные билеты на 90 минут, а также билеты на разное число суток, от 1 до 7. Они поступят в обращение с 1 января в режиме тестовой эксплуатации, в течение которой Комитет по транспорту будет отслеживать возможные проблемы при их использовании. А ориентировочно с марта билеты должны быть введены в режиме постоянной эксплуатации.

Билет на 90 минут будет стоить 70 рублей. Это дешевле, чем две поездки, если использовать разовые билеты на наземный транспорт и метро (85 рублей), но дороже, если эти же разовые поездки совершить при использовании «Подорожника» (67 рублей). Таким образом, если в течение 90 минут использовать только поездки на метро, то такой билет станет выгоднее со второй поездки. Если за эти 90 минут использовать и наземный транспорт, то такой билет станет выгоднее только с третьей поездки.

Интересны цены на суточные проездные. Билет на сутки стоит 180 рублей. Если мы предполагаем, что пассажир будет равномерно использовать метро и наземный транспорт, то средняя стоимость поездки по городу с использованием «Подорожника» – 33,5 рубля. Исходя из этого билет на сутки станет выгодным, только если за эти сутки предполагается совершить 6 или более поездок.

Билет на двое суток стоит 255 руб., то есть доплата составит 75 рублей. За каждые последующие сутки доплата, вопреки логике, будет составлять больше – 85 руб. (340 руб. на 3 суток, 425 руб. на 4 суток, 510 руб. на 5 суток, 595 руб. на 6 суток, 680 руб. на 7 суток). Билеты на 2, 3, 4, 5 суток будут окупаться относительно проезда по «Подорожнику» с четвёртой поездки в день, а на 6 и 7 суток – с третьей поездки в день.

Отдельно следует отметить такой курьёзный факт. Тарифная сетка сформировалась таким образом, что в феврале, к примеру, будет выгоднее купить 4 раза билет на 7 суток (2720 рублей), чем один раз «Единый» на месяц (2900 рублей). Такой экономией пассажиры смогут воспользоваться уже через два месяца, если тестовая эксплуатация новых билетов будет успешной.

Кстати 

В городских СМИ недавно была опубликована информация о том, что, согласно анализу студента Высшей школы экономики Михаила Улицкого, рассмотревшего более 550 городов, Санкт-Петербург в тридцатке городов мира с самыми невыгодными проездными относительно тарифов на разовый проезд, а из исследованных городов Европы и вовсе показал худший результат. Такое ухудшение произошло в 2013–2015 годах, когда стоимость единого проездного билета стала резко расти.

Сколько будут стоить студенческие?

Помимо этого будут введены два новых типа билетов для студентов – только на метро и только на наземный транспорт. Билет только на метро будет стоить 550 рублей, а только на наземный транспорт – 485 рублей. Если же студент пользуется всеми видами городского транспорта, то он будет стоить 1035 рублей. Это позволит сэкономить большому количеству студентов, которые сейчас имеют возможность купить билет только на все виды транспорта.

Так что в Петербурге в 2017 году горожанам, которые хотя бы иногда ездят на общественном транспорте и покупают разовые билеты, будет выгоднее купить «Подорожник» и использовать его. А пассажирам, покупающим «Единый», в некоторых случаях будет дешевле комбинировать покупку суточных билетов с использованием «Подорожника».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram