Аргументы Недели → Общество № 51(542)

Авиация – упыри и доноры

, 09:04 , Обозреватель отдела Промышленность

Истории простые и незатейливые – президент хотел как лучше, у чиновной аристократии получается как всегда. Но всегда найдутся беспокойные люди, готовые противостоять системе.

Герой России против ГК «Ростех» 

В феврале 2008 г. В. Путин подписал Указ о создании в Жуковском Национального центра авиастроения (НЦА). НЦА по Указу и поставленным задачам – очень достойная организация. Создание авиационного кластера – на уровне мировых стандартов, переход на качественно новый уровень организации и управления процессами разработки и производства авиационной техники. А также создание современного транспортно-выставочного комплекса, организация выставок высокотехнологичной продукции военного и двойного назначения.

Вот о последнюю задачу и споткнулся Международный авиационно-космический салон МАКС, пояснил Герой России, лётчик-испытатель Магомед Толбоев. Руководство госкорпорации «Ростех» сумело внести в Указ Президента РФ пункт 1 подпункт «Б» о передаче в ОАО «ТВК «Россия» (Транспортно-выставочный комплекс, входит в структуры ГК «Ростех») 42 гектаров земли, на которых стоят павильоны МАКС (имущество ОАО «Авиасалон») и 50% акций, принадлежащих ФГУП «ЛИИ им. М.М. Громова». Так МАКС оказался арендатором.

Территория изначально была предоставлена в пользование «Авиасалону» с разрешения государства в качестве вклада ЛИИ им. М.М. Громова в уставный капитал без указания срока и платы.

Если верить документам, то основная задача ТВК – выставки. Но приоритеты поплыли – по заявлению руководства ТВК главной задачей является не МАКС, а «создание современного комплекса, состоящего из контейнерных, складских и таможенных терминалов для организации транспортно-складской системы по транзиту любых видов груза». А сегодня вообще речь идёт об искусственном банкротстве ОАО «Авиасалон» с последующим приобретением выставочных павильонов по символической цене под складские помещения для аэропорта Жуковский. Прощай, МАКС? Не тут-то было!

Почётный президент МАКС Магомед Толбоев доложил президенту В. Путину:

– Деньги авиасалона и деньги города Жуковского вложены в аэропорт Жуковский в объёме 500 миллионов рублей, то есть выведены в частный сектор, где хозяева – иностранцы.

Магомед Толбоев также предоставил редакции «АН» своё обращение в силовые ведомства страны, которое мы публикуем. Ситуация в самом деле критическая – войти в когорту самых уважаемых аэрокосмических форумов мира наравне с Фарнборо и Ле Бурже, построить инфраструктуру без привлечения государственных средств и тут же его потерять? Чтобы обогащались упыри и жулики?

ОДК – кормушка для варягов

В 2016 г. деятели Объединённой двигателестроительной корпорации расчётливо прикрывались новым авиационным двигателем ПД-14. Прятались, так сказать, за отнюдь не богатырскую спину генерального конструктора Александра Иноземцева.А что же творилось не в Перми, на других предприятиях холдинга?

По радужным заявлениям в СМИ, самарское ПАО «Кузнецов» вот-вот предоставит «самолётчикам» модернизированные двигатели НК-32 (2-го этапа) для новых и находящихся на боевом дежурстве стратегических ракетоносцев. Но источники «АН» на «Кузнецове» говорят совсем о другом: «Предприятие надо спасать!» План по газоперекачивающей тематике выполнен всего на 13% – в магистральных трубопроводах газ толкают в сторону потребителей агрегаты, в основе которых – переделанные авиационные двигатели. Гособоронзаказ по авиадвигателям провален, заводчане валялись в ногах у представителей Минобороны, чтобы перенести поставки на следующий год. Половина готовой продукции уходит в брак. Тут небольшое отклонение, там трещинку у детали заделали, здесь немного не то качество у жаропрочной стали – в итоге на стенде свежесобранный двигатель не выходит на заданные параметры и гонит масло. Чтобы подступиться к производству НК-32, ещё предстоит сделать тысячи наименований оснастки. И всё это в условиях финансового голодания – заработанное уходит на погашение задолженности банкам. Куда смотрит Чемезов?

В КБ полный штат конструкторов, но нет у предприятия настоящего лидера, генерального конструктора, каковым был в прошлом Николай Дмитриевич Кузнецов. Те же, кто мог вести за собой коллектив, творить и организовать производство, оказались неугодны. Настоящий двигателестроитель со множеством регалий Юрий Елисеев и генеральный конструктор Дмитрий Федорченко уж начали было выводить предприятие из штопора в 2011 г., увеличили объёмы продукции вдвое. Но пару лет спустя Елисеева съели московские упыри. Следом за ним на частное предприятие отправился и Федорченко.

К временщикам здесь уже привыкли. Исполнительный директор (должность генерального упразднена) всегда может кивнуть на управляющую компанию, ОДК, «Ростех»: «Это не ко мне». Приезжают из столицы упыри в костюмах за пять тысяч евро, а поставить задачу или даже грамотно сформулировать вопрос не в состоянии. Зато на «Кузнецове» пристроены бывший министр имущества областного правительства Николай Мальцев и бывший министр культуры (!) Ольга Рыбакова. Они работали в правительстве губернатора Самарской области Владимира Артякова (2007–2012 годы). Сейчас В. Артяков в «Ростехе» возглавляет Совет директоров ОДК.

Эффективность данной госкорпорации стремится к нулю. Накануне подписания номера стало известно, что ОДК получит более 2,28 млрд рублей на проекты двигателя большой тяги ПД-35 и двигатели для самолёта Ил-114. Хочется конкретики – на двигатели или «окормление» упырей?

Справка «АН» 

Аэропорт Жуковский

В июне 2014 года госкорпорация «Ростех» в качестве инвестора утвердила проект международного аэропорта Раменское (с мая 2016 года – Жуковский). Развитием проекта занимается литовско-российская компания «Рампорт-Аэро» – совместное предприятие холдинга Avia Solution Group и ТВК «Россия» (дочерняя компания «Ростеха»). «Ростех» владеет 24% акций «Рампорт-Аэро» плюс 1 акция. Остальное в собственности Avia Solution Group.

Танк на марше

У ПАО «Кузнецов» недавно были и славные деньки. Испытатель Владимир Пташинский от самарского СНТК им. Н.Д. Кузнецова (сейчас СНТК – одна из площадок ПАО «Кузнецов») руководил лётными испытаниями феноменального авиадвигателя НК-93. Если ему ставится достойная задача – то поберегись! Он разметал все запреты, интриги, подлости. Где это видано, чтобы недостающие деньги на лётные испытания авиационного двигателя большой мощности собирали и собрали (!) по частным лавочкам неравнодушных к судьбам отечественной авиации коммерсантов средней руки? Во имя обороноспособности страны в том числе? А так было!

Но вечно продолжаться не могло – «государевы люди» из «группы Христенко» сознательно гробили перспективный проект. Гадили по-взрослому: домантуровский глава Минпромторга Виктор Христенко на авиасалонах требовал убрать двигатель с экспозиции, чтобы он не попал на глаза В. Путину, обрубали финансирование, выбрасывали из госпрограмм. На МАКС-2007 чиновники увели В. Путина в противоположную от двигателя сторону. Но вопреки всем козням, двигатель под крылом летающей лаборатории Ил-76 не только произвёл фурор на авиасалоне, но и совершил впоследствии три полноценных испытательных полёта. Всего три.

Спрашивал у различных деятелей Минпомторга и ОАК: «Почему массово не производите Ту‑330, Ту-214, Ил-96, Ил-106, крупные океанские экранопланы?» Отвечают: «Под них нет мощного и, главное, экономичного движка». А в ОДК на вопрос про НК-93 свой ответ: «Будет госзаказ – сделаем. А сейчас под него нет самолёта!» Видно, договорились упыри, не желают творить чудо, способное уязвить своих хозяев – «партнёров» из Европы и Америки. Подзадержались американцы с санкциями, их бы нам пораньше. Тот же Ил-96 с НК‑93 под крылом уделал бы любые боинги и по экономичности, и по дальности. Это не корреспондент придумал, это объективные расчёты конструкторов «Ильюшина». И дважды Герой Соцтруда, генеральный конструктор широкофюзеляжного лайнера Генрих Новожилов неоднократно озвучивал такой факт.

О том, что на доведение НК-93 до серийного производства необходимо было всего 3 млрд рублей (против 80 млрд рублей, которые уже потрачены на ПД-14), почему-то стыдливо умалчивается. В это же время зарубежные конкуренты с оглядкой на НК-93 стремительно ликвидируют своё 30-летнее отставание в области винтовентиляторных двигателей со сверхвысокой степенью двухконтурности и «заимствуют» наши высшие достижения. А могучий НК-93 варварски сорван с пилона испытательного самолёта и лежит без движения на родном предприятии в Самаре. Попытка довести до серии супердвигатель во имя светлого будущего российской авиации завершилась пирровой победой «эффективных менеджеров-упырей». Сегодня-то такой двигатель ох как нужен! Но, видимо, в ОДК что-то с головой и мозгами не в порядке.

А Пташинский недолго ходил с опущенной головой со словами: «Устал я. Мы – отработанный материал. Никому ничего не нужно…» Опять действует, как танк в бою! Сейчас он четвёртый год горит, чтобы воссоздать «летающий танк» штурмовик Ил-2 из останков пяти «горбатых» (так Ил-2 называли лётчики в радиопереговорах), собранных по топям и лесам.Для России, для потомков. Из 36 тысяч в мире не осталось ни одного лётного экземпляра этого самолёта. На постаментах – фактически выпотрошенные модели-памятники.

Вокруг проекта собралась команда энтузиастов и профессионалов. Опять считают каждую копейку. Это только кажется, что самолёт середины прошлого века легко повторить в железе. Относительно просто сделать копию, как и поступили в Новосибирске, построив штурмовик по заказу американского коллекционера. Внешне похож. Поставили на Ил-2 американский двигатель, многое сделали по современным технологиям. А самарский Ил‑2 будет настоящим, каким его здесь выпускали и провожали на фронт.

Были гранты правительства Самарской области. Был грант Президента России. Они позволили специалистам работать. По оригинальным чертежам из архива ОАО «Ил» заказали детали, которые не пережили войну и время. За мастерскую платить не надо – приютило частное предприятие «Самара-Авиагаз». Хвостовую балку, центроплан и бронекабину уже состыковали, движок АМ-38Ф готов. Грозная машина обретает черты.

Но на гранты самолёт не построишь, тут добровольные помощники нужны. От самарского «Авиаагрегата» (концерн «Технодинамика», «Ростех») ждут элементы шасси, там их делали в войну. Без них самолёт висит на стапеле. Например, нужен пулемёт стрелка. Обратились к ижевским оружейникам – отказ. У них там что, патриотизм умер? В музее концерна «Калашников» он есть – сделайте копию, со всеми разрешениями, конверсионную. Слабо?

«Аргументы недели» на правах членства в Попечительском совете Фонда «Патриоты Поволжья» гарантируют – самолёт не уйдёт налево, в частную коллекцию. Сертифицируем двигатель, возможно, тут спецы ЛИИ им. М.М. Громова из Жуковского помогут, получим ресурс 150 часов (для мотора штурмовика времён ВОВ это очень много) – и будет самолёт рокотом мотора напоминать супостатам, как танк Т-34, что Россия – не мировая бензоколонка. До 75-летия Великой Победы – всего ничего. Не должен «Бессмертный полк» остаться без поддержки с воздуха!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram