Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Иркутск → Общество № 47(538) от 1.12.16

Природные ресурсы — это хорошо, но люди, их интеллект намного ценнее

, 08:11

В России не так много регионов, где делами молодежи занимается отдельное министерство. В Иркутской области такое есть, и возглавляет его человек, который всю свою сознательную жизнь говорит на одном языке с юным поколением. Александр Попов состоял в ВЛКСМ и еще во времена СССР погрузился в молодежную работу с головой. Со временем хорошо «продвинулся» по этой линии, а в постсоветский период возглавил региональное отделение Российского союза молодежи. По словам министра, что «тогда», что сейчас для молодых людей в первую очередь были важны три вещи — жилье, увлекательная, хорошо оплачиваемая работа с перспективой роста и, конечно же, возможность интересно проводить свободное время. И сложности со всем этим тоже были всегда.

— Александр Константинович, не секрет, что сегодня проблема удержания молодежи в регионах — одна из ключевых. Можно что-то с этим сделать? Или в глазах абитуриентов и выпускников вузов «периферия» всегда будет проигрывать столице или тому же Санкт-Петербургу?

— Дело в том, что молодежь по своей натуре очень мобильна. Когда еще нет семьи и детей, легко менять место жительства. Но я застал времена, когда ехали не от нас, а к нам. Со всех концов Союза и даже из других стран молодые люди стремились попасть на большие стройки — Усть-Илимский ЛПК, БАМ, Братскую ГЭС… Люди были востребованы, они создавали то, что будет работать не на одно поколение.

— И сейчас региону не хватает таких проектов — масштабных, со своей романтикой?

— Как сказать… Настолько масштабных, возможно, нет. Но наш авиазавод, например, сейчас реализует большой проект — здесь собирают современный пассажирский самолет МС-21. И, насколько я знаю, квалифицированных кадров (инженеров, рабочих) заводу не хватает. Разве не перспективное трудоустройство для молодежи? Вот только дело в том, что престиж рабочих профессий со временем упал. У нас перебор с юристами и экономистами.

— А профориентация входит в задачи министерства?

— Конечно. При министерстве создано специальное учреждение — молодежный кадровый центр (МКЦ). Он помогает молодым людям правильно взвесить свои таланты, возможности и выбрать путь в жизни. Старшеклассники проходят тестирование по комплексу «Профориентатор». Тест состоит из трех блоков. Первый блок диагностирует сферу интересов, второй — представляет собой задания на оценку уровня развития различных способностей, третий блок ориентирован на выявление личностных особенностей. В итоге учащийся получает рекомендации — наиболее подходящие направления профильного обучения в старшей школе, списки профессий, максимально соответствующих личностным особенностям, интересам и способностям, перечни вступительных экзаменов в форме ЕГЭ для рекомендуемых специальностей. Также ребята могут получить психологическую консультацию.

— Это, конечно, отлично. Но часто будущую профессию выбирают совсем по другому критерию — размеру зарплаты в той или иной сфере…

— С этим сложно спорить. Но могу сказать, что квалифицированные рабочие тоже хорошо зарабатывают. Да, долгое время престиж многих нелегких профессий снижался, вместе с уровнем зарплат, которые позволяли не жить, а выживать. Сегодня ситуация постепенно меняется. Меняется отношение к рабочим и инженерным специальностям. Возрождается хорошая традиция — конкурсы профессионального мастерства. Работодатели в условиях нехватки кадров приходят к пониманию: люди, обладающие знаниями, навыками — самое ценное. Ценнее нефти и газа.

Посмотрите капитализацию мировых компаний. Google, поисковик, далеко впереди добывающих гигантов. Продукт интеллектуального труда дорого стоит.

— Поиск и работа с молодыми талантливыми людьми, способными генерировать стоящие проекты, — это ведь еще одно из направлений вашей работы? В частности, министерство выступает организатором международного молодежного лагеря «Байкал 2020». Это чисто мотивационный проект? Или есть практический «выхлоп«? Зачем нам местный Селигер?

— Знаете, к Селигеру я всегда относился скептически. Стоит ли собирать в одном месте десятки тысяч человек? Давать такую нагрузку на экологию — ради чего? То, что делает «Росмолодежь», в последние годы мне нравится гораздо больше: вместо одной федеральной площадки появилось несколько в регионах, от Дальнего Востока до Калининграда.

— Чем эти небольшие молодежные площадки лучше?

— Их можно качественнее подготовить. Не нужно гнаться за огромным количеством участников. Так, на форум «Байкал 2020» в этот раз было решено пригласить не просто активных молодых людей, которые хотят что-то придумать в рамках лагеря, а тех, у кого уже есть проекты и кому нужна профессиональная консультация — как и что улучшить, чтобы идея стала интересна инвесторам, чтобы проект захотели тиражировать. Мы еще лагерь не открыли, а у нас уже был сборник проектов на 300 страниц. Их и обсуждали эксперты. Как оказалось, это правильный путь.

Отдохнуть, весело провести время, подружиться — это тоже хорошо, но все-таки на лагерь тратятся бюджетные деньги. И поддержку нужно оказывать тем, кто сам трудится, прорабатывает идеи, кто способен что-то предложить и у кого есть команда для воплощения задуманного.

В этом году мы ставили задачу — подготовить 25 проектов, которые мы бы вынесли на суд экспертов. А получилось больше ста, и 26 из них получили гранты. Финансовую поддержку им оказали правительство Иркутской области, Федеральное агентство по делам молодежи («Росмолодежь») и компании-партнеры, которые захотели сделать свой вклад. Теперь мы следим за реализацией проектов, как они с бумаги выходят в реальность. Ведь жизнь часто вносит в планы свои коррективы.

— Как вы видите дальнейшее развитие лагеря «Байкал 2020«? Что можно сделать еще лучше?

— Начинать подготовку еще раньше. Например, компании-партнеры, которые и экспертов выделяют, и с финансами помогают, планы на следующий год строят уже сейчас. Нельзя упускать этот момент.

— А в программе что-то принципиально изменится?

— Пока сложно сказать. Она формируется. Но в этом году мы включили в программу секцию «Патриотика». Заранее она не планировалась, но оказалась очень интересной и востребованной. Участники лагеря просили, чтобы в следующем году такие мероприятия, как лазертаг, парашютная подготовка, погружения с аквалангом, были доступны для всех участников лагеря. Согласен, что развлекательная программа — для нас тоже важна, это возможность показать Байкал людям из других регионов, популяризировать Прибайкалье в молодежной среде. Хочется, чтобы они потом рассказывали всем, как здесь интересно, почему сюда стоит приехать.

— Раз уж вы упомянули патриотическое воспитание. Сегодня на эту тему много дискутируют. Кого считать патриотом? Может ли патриот критиковать родное государство? Где грань между патриотизмом и национализмом? Как по-вашему? Кого вы назовете патриотом?

— Бить себя кулаком в грудь и кричать «Я за Россию все отдам» — это еще не значит отдать. Настоящий патриот, возможно, и не умеет красиво говорить, и к трибунам не рвется. Но в ответственный момент он своего товарища телом закроет. Истинные патриоты немногословны, но они честно делают свое дело — пашут поле, управляют самолетами, выносят людей из огня, идут в школу учить детей. Вот это настоящие граждане своей страны. Так же как люди, которые когда-то ехали строить БАМ. Им и трудности и проблемы, а они стойко переносили и неустроенность быта, и зной, и холод. Знали и верили, что для Родины большое дело делают.

— Есть еще один отличный способ поддержать свою Родину, ее проекты. Это волонтерство. Министерство, насколько нам известно, поддерживает добровольческое движение. На официальном сайте даже специальный раздел для волонтеров появился, верно?

— Верно. Волонтеры нам нужны. Во-первых, в преддверии Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который пройдет в Сочи в 2017 году. На этот фестиваль область сможет отправить 70 волонтеров и 45 человек в составе официальной делегации. Уже работает специальный подготовительный комитет.

А, во-вторых, наше министерство по молодежной политике и региональный волонтерский центр начинают набор добровольцев для участия в организации и проведении первенства мира по хоккею с мячом среди девушек до 17 лет, которое состоится в Иркутске в феврале 2017 года.

— Чтобы стать волонтером, нужно проходить специальную подготовку?

— Да, и с 3 декабря у нас будет работать специальная школа для иркутян от 16 до 25 лет. В рамках обучения молодые люди узнают про направления работы волонтерского центра: событийное (работа волонтеров на форумах, спортивных мероприятиях, общегородских праздниках), социальное (помощь людям с инвалидностью), экологическое (экологические отряды по уборке Байкала). Помимо этого школа познакомит с навыками правильного общения. Как настроить положительно собеседника, как избежать ошибок при общении с незнакомыми людьми, расскажет начинающим волонтерам психолог Евгений Ли. Особую роль отведут «Экологическим отрядам» — проекту, который стал лауреатом всероссийского конкурса «Доброволец-2016» в номинации «Лучший проект». Итогом школы станет защита социальных проектов, лучший из которых получит приз и будет реализован с привлечением всех добровольцев, прошедших обучение.

В феврале такая школа пройдет и в недавно открывшемся отделении волонтерского центра в Тайшете.

— Много ли желающих стать добровольцами? При социализме, понятно, люди были готовы работать за идею. А сегодня?

— Молодежь всегда была разная. Я не согласен с тем, что современное поколение равнодушное, пассивное. Я вижу, с какой заботой ребята приходят к ветеранам или в детские дома. И эти молодые люди ничем не хуже своих родителей, дедов и прадедов. Твердо уверен, что будущее страны и области в надежных руках.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram