Аргументы Недели → Общество № 41(532) от 20.10.16

Сегодня фермер, завтра – бомж?

, 08:39

В первых числах ноября 2016 г. глава крестьянско-фермерского хозяйства «Берёзка» из Красноармейского района Краснодарского края Владимир Петрович Митяев мог бы широко отметить 25-летие своего фермерства. Мог бы, но… не подготовка к юбилею занимает сегодня мысли фермера – ветерана труда, кавалера Ордена Почёта, медалей «За воинскую доблесть», «За трудовую доблесть», имеющего три (золотая, серебряная и бронзовая) медали ВДНХ, а горькие думы о том, как избежать перспективы оказаться буквально на улице, без хозяйства и крыши над головой.

В 1991 г. В.П. Митяеву был выделен земельный участок общей площадью 16 гектаров для ведения сельскохозяйственной деятельности. До 2010 г. всё шло прекрасно: Митяевы построили дом, завели свиноводство, выращивали зерновые – фактически в чистом поле почти в километре от хутора Трудобеликовского основали свой хутор в лучших традициях кубанского казачества. Но в том же 2010 г. финансовые трудности (АЧС уничтожила свиноводство) заставили взять в долг крупную сумму денег. В феврале 2010 г. через Интернет Митяевы вышли на астраханскую фирму «Займы населению», созвонились, договорились о встрече. Первого марта 2010 г. к ним приехал некто С.П. Смолянский. Осмотрев КФХ, согласился выдать один миллион рублей сроком на год. Правда, не под 6% в месяц, как договаривались, а под 8%, и не миллион, как просили, а 100 тысяч вернуть в качестве отката. Но уже в апреле 2010 г. Смолянский потребовал деньги назад в полном объёме, согласившись сменить гнев на милость только в случае оформления в залог имущества Митяевых. Находясь под психологическим давлением, опасаясь за жизнь детей, те вынуждены были согласиться. Но уснули они в тот день собственниками дома, участка и КФХ, а проснулись нищими, г-н Смоленский оформил договор купли-продажи на имущество на своё имя, заверив, что вернёт всё, как только получит обратно свои деньги, причём оценил он его в 1 800 000 (при балансовой стоимости 26 миллионов рублей). Денег за эту мнимую продажу Митяевы, естественно, не получали. А вскоре из Интернета узнали о том, что вся их недвижимость выставлена на продажу. Из того же Интернета они почерпнули любопытную информацию о размахе астраханских благодетелей, лихо по той же мошеннической схеме отбирающих квартиры у доверчивых граждан, да было поздно…

Два года Митяевы пытались связаться со Смолянским, при этом их имущество значилось в продаже, и каждый день мог стать последним под крышей родного дома. Что и произошло 7 марта 2013 г., когда новые хозяева явились с криками и угрозами. Фермер Митяев бросился по инстанциям – в Следственный комитет, прокуратуру, полицию, суд. Указывал на признаки спланированной схемы завладения чужим имуществом: обещают деньги «за пять минут и без проблем», потом требуют залог, потом всплывает договор купли-продажи, потом сама продажа, следом предлагают заёмщику аренду бывшего уже имущества, далее следует спектакль с исчезновением недавнего благодетеля, и материализуется у дверей вашего имущества уже третье лицо с документами и правами. Но… несмотря на прозрачность мошеннической схемы, оснований для возбуждения уголовного дела по факту мошенничества в прокуратуре Красноармейского района не усмотрели, посоветовав обращаться выше и дальше.

И тут дети супругов Митяевых обращаются в суд с иском к своим родителям о неправомерности сделки по продаже их совместного имущества, так как они тоже являются членами крестьянско-фермерского хозяйства, а в сделке участвовали только глава КФХ и его жена. Красноармейский районный суд 16.05.2013 года иск не признал, апелляция в Краснодарский краевой суд тоже ничего не дала, и только постановлением суда кассационной инстанции от 16 октября 2013 года дело сдвинулось с места – решение районного суда от 16.05.2013 отменено и направлено на новое рассмотрение. И вот 11 декабря 2013 г. свершилось правосудие – исковые требования детей, членов КФХ – Е.Н. Ждан, Д.В. Митяева, М.Н. Митяева, были удовлетворены, восстановлено и признано право общей собственности за ответчиками фермером Митяевым и его супругой Г.В. Митяевой. А заодно признана недействительной сделка договора купли-продажи от 13.03.2013 на земельный участок и жилой дом с хозпостройками третьим лицам – решением суда стороны были приведены в первоначальное положение.

Между тем Смолянский и компания руками третьих лиц – покупателей, чьи права на имущество Митяевых решением суда были аннулированы – продолжали осаждать суды. Но Краснодарский краевой суд в апелляционном определении от 18.02.2014 оставляет решение Красноармейского райсуда от 11.12.2013 в силе, отказав представителю Смолянского в рассмотрении апелляционной жалобы, определением от 7.06.2014 ему же было отказано и в рассмотрении кассационной жалобы на решение Красноармейского районного суда от 11.12.2013, определением Краснодарского краевого суда от 3.02.2016 кассационная жалоба представителя Смолянского была возвращена без рассмотрения по существу.

В самом деле – обстоятельства дела исследованы вдоль и поперёк, затёрты до дыр, выучены судьями назубок. Все доводы лежат на поверхности – КФХ «Берёзка» хоть и реорганизовано в ИП, но это не изменяет и не прекращает его прав и обязанностей, все члены семьи являются членами крестьянско-фермерского хозяйства, третьи лица, купившие за шапку сухарей фермерское хозяйство – хутор, не могли не знать, что это единственное жильё для семьи фермера, и последнее сомнение в законности купли-продажи вызывает даже стоимость 16 га с двухэтажным домом и хозяйством – 1 800 000 рублей. И главное, обстоятельства дела неоднократно подтверждены материалами дела в судах, в том числе судебным Постановлением Президиума Краснодарского краевого суда, которое в силу норм Гражданско-процессуального кодекса РФ обязательно для нижестоящего суда. К тому же на основании ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании, они не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Но… далеко до статуса правового государства там, где законом манипулируют, как хотят. Нельзя оспорить решение суда? А если состав суда поменять? Нет ничего невозможного. И вот уже другой судья по тому же делу принимает диаметрально противоположное решение. А именно: определением Красноармейского районного суда от 9.06.2016 решение этого же суда от 11.12.2013 отменено. Апелляционная инстанция краевого суда (в новом составе) 29.09.2016 оставляет это определение в силе.

Так станет бомжом поэт Митяев или останется фермером? Неужели до этого никому нет дела?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram