В Иркутской области накаляется социальная обстановка, связанная с неуклюжими действиями и некорректными высказываниями областных чиновников. Речь идет об отмене безлимитных проездных документов на транспорт для льготников и замене их на систему, подразумевающую лимитированное число льготных поездок в месяц. В крупных городах региона уже прошли митинги и пикеты, собравшие пенсионеров и инвалидов, власти муниципалитетов написали обращения в адрес областного правительства, а в адрес губернатора передано письмо, подписанное тысячами жителей. Внятной реакции на это не последовало. Между тем практика других территорий показывает, что многие региональные власти также не прочь сократить соответствующие статьи расходов, однако делают это по более продуманным схемам, учитывающим интересы населения.
Благие намерения приводят к танцам на граблях
О необходимости пересмотреть существующую систему компенсации муниципальным транспортным предприятиям затрат на перевозку льготников региональные власти говорили еще год назад. В конце прошлого года председатель правительства Александр Битаров на пресс-конференции совместно с другими чиновниками рассказывал о формировании областного бюджета на 2016 год. Посетовав на сложную экономическую обстановку, председатель правительства перечислил ряд направлений, в которых региональные власти будут вынуждены сократить объемы социальных обязательств, в том числе и по причине непрозрачности этих затрат. Речь в частности шла о выделении денег на дрова бюджетникам, проживающим в сельской местности. Был упомянут и транспортный вопрос — в том контексте, что областные власти не могут точно проверить данные отчетов по перевозке льготников, предоставляемые им муниципальными перевозчиками.
Действительно, если в Иркутской области известно число людей, имеющих право на транспортные льготы, то узнать, сколько пассажиров и в каком объеме пользуются такими поездками можно лишь поверив отчетам перевозчиков. Однако документы последних вызывали подозрения на протяжении нескольких лет. «После 2010 года начали возрастать суммы, возмещаемые из бюджета области перевозчикам за перевезенных пассажиров-льготников. Пиковая ситуация была в 2013 году, когда перевозчикам было направлено 630 млн руб., из них городу Ангарску — почти 50%, 299 млн руб., Иркутску — 106 млн, Братску — 108. Это вызвало большие вопросы. Возникли подозрения, что идет завышение количества перевозок, числа льготников. После разбирательств вопрос до конца так и не был решен, но на следующий год, в 2014 году, количество перевозок и, соответственно, сумма возмещения резко упали по области до 381 млн руб., в Ангарске до 185 млн, Иркутске — до 48 млн, в Братске — до 46. В 2015 году опять пошло увеличение», — объясняет суть претензий Александр Битаров.
Вывести транспортников на чистую воду областные чиновники решили, запустив пилотный проект по внедрению системы электронных проездных в Ангарске, как в городе с самыми большими затратами на льготников. Его суть состояла в том, что льготникам раздали карточки с магнитным чипом, а городской транспорт оборудовали специальными устройствами — считывателями. Эксперимент длился шесть месяцев, в июле этого года были подведены итоги. Как рассказал на специально созванной пресс-конференции в конце июля министр социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Владимир Родионов, из 75 тыс. человек, имеющих право на льготу, за проездными обратилось около 34 тыс. или 45%. Из них регулярно пользовались проездным порядка 20 тыс. льготников. В свою очередь порядка 9 тыс. человек использовали не более 30 поездок в месяц. В итоге за первое полугодие 2016 года возмещение расходов предприятиям-перевозчикам Ангарска за счет средств областного бюджета составило 23 млн рублей, в то время как за аналогичный период 2015 года (когда не было электронных проездных — АН) — 65 млн рублей или на 42 млн рублей больше.
Подводя итоги эксперимента, министр соцразвития Иркутской области Владимир Родионов пообещал, что результаты позволяют говорить о целесообразности внедрения электронного проездного билета на всей территории Иркутской области.
Впрочем, по истечению двух месяцев, в середине сентября, стало известно, что областные власти намерены форсировать события. Не дожидаясь внедрения и подведения результатов аналогичного ангарскому эксперимента в других городах, чиновники сообщили, что с 1 октября «лавочка» по раздаче бюджетных денег для перевозчиков прикрывается. Мэрам городов и жителям области было объявлено, что с октября вступает в силу постановление областного правительства №589-ПП, по которому перевозчикам будут компенсироваться затраты на льготников исходя из расчета не более 30 поездок в месяц на городских маршрутах и не более 20 — на пригородных.
Любопытно, что за неимением электронной системы учета на всей территории области контроль поездок льготников решено было сделать по весьма неудобной схеме. По ней, приобретающий социальный проездной билет человек должен был по паспорту оформить именной вкладыш с 30 отрывными талончиками.
Такое решение привело к серьезным нагрузкам на пункты продажи проездных билетов в конце сентября — начале октября. Очереди, в которых люди простаивали по нескольку часов, образовались на многих остановках общественного транспорта во всех крупных городах. Киоскеры тратили уйму времени на выписывание в ручном режиме именного вкладыша каждому льготнику. Власти Иркутска и Братска были вынуждены в экстренном порядке организовывать дополнительные пункты продажи билетов, сажать в них по два человека и принимать другие безотлагательные меры. Так, для того чтобы успокоить людей, заранее купивших проездные старого образца на октябрь, в Братске льготникам разрешили пользоваться ими в первых числах месяца, а в Иркутске в течение всего месяца.
Принятые городскими властями меры лишь позволили избежать скоротечного коллапса всей системы, но не сняли проблему в целом. Жителям области и местным властям до сих пор непонятно, на основании чего была внедрена столь неуклюжая система выдачи проездных и какие расчеты легли в основу ограничения пресловутыми 30 поездками. В начале сентября власти Иркутска, Ангарска, Братска и Усолья-Сибирского отправили в адрес областного правительства обращения, в которых отмечали необходимость либо пересмотреть число ежемесячных льготных поездок в сторону увеличения, либо оставить действовавший ранее порядок до внедрения электронной системы на всей территории области.
Кроме того, 4 октября инициативная группа льготников передала в адрес губернатора письмо с просьбой отменить лимитированное число поездок. Подпись под обращением поставило порядка 3,5 тыс. человек.
Областное правительство отреагировало выступлением заместителя министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Светланы Иевлевой, которая попыталась ответить на острые вопросы. Согласно озвученной чиновницей информации, в течение октября и ноября будет вестись мониторинг, по результатам которого станет ясно, хватает ли льготникам этих 30 поездок. По итогам мониторинга цифра, возможно, будет пересмотрена. Кроме того, замминистра вновь подняла вопрос о недобросовестности перевозчиков, приведя в пример историю двух пенсионерок, которые не выходят из дому, однако в отчетах перевозчиков числятся как активные пользователи проездных.
В этот же день с разъяснениями выступил и Александр Битаров, который также заверил, что решение о 30 поездках не окончательное, и тоже поднял тему непрозрачности перевозчиков. Рассуждая о проблематике, председатель правительства не особо стеснялся в выражениях: «Если мэры и думы так переживают за население, я бы попросил мэров и депутатов принять решение на собственном уровне и рассмотреть вопрос оплаты всех сумм свыше 30 поездок из своих бюджетов. Они имеют на это полное право. Тогда мэры в обязательном порядке возьмут под контроль деятельность этих перевозчиков, которые очень серьезно злоупотребляют и играют на чувствах людей».
Эта фраза на следующий день активно обсуждалась пользователями социальных сетей и комментаторами сообщений в электронных СМИ. Жители упрекали Александра Битарова в неделикатности и некорректности высказываний.
Народ недоволен
Логичным продолжением истории стало проведение двух митингов — в Ангарске 8 октября и в Иркутске 11 октября. Митинг в Ангарске отличился большей численностью и лучшей организованностью. Участие в нем приняло более 200 человек, многие держали в руках изготовленные по одинаковому образцу плакаты. В СМИ также попала грамотно составленная резолюция с требованиями уволить Владимира Радионова и его заместителей, а также навести порядок в системе компенсации транспортным организациям за провоз льготников.
В Иркутске на митинг возле здания «Востсибугля» пришло чуть более 50 человек с разномастными плакатами. Более того, участники акции даже едва не переругались между собой, отстаивая каждый свой путь решения проблемы. Одни высказывались за увеличение числа льготных поездок, другие — за возвращение прежней системы, третьи — за ее монетизацию.
Любопытно, что муниципальные власти напрямую поддерживать народные выступления не стали. Более того, по странному стечению обстоятельств, ровно в тот же день и час (11 октября в 15.00), на который был назначен митинг в Иркутске, в нескольких сотнях метрах от него — в актовом зале администрации Правобережного округа состоялся концерт для пенсионеров в честь Дня пожилого человека, прошедшего еще 1 октября. Зрителями концерта стали несколько сотен человек.
Де-факто на сторону жителей встал уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин. Он направил обращение прокурору региона Игорю Мельникову по поводу жалоб граждан на правительство Приангарья в связи с ограничением числа поездок для льготников в общественном транспорте. «В течение 30 лет граждане пользовались льготой без какого-либо ограничения количества поездок, совершаемых ими. Следует отметить, что данной льготой пользуются около 30% всех льготников, ввиду того, что она недоступна для большинства из 420 тысяч получателей льгот. Полагаю, что указанные обстоятельства не могут рассматриваться в качестве уважительной причины для принятия постановления №589-ПП. Документ отменил ранее существовавший порядок предоставления бесплатного проезда отдельным категориям граждан и установил новый, который существенно сужает возможное количество бесплатных поездок, тем самым изменяя ранее существующую льготу о бесплатном проезде на общественном транспорте для отдельных категорий граждан», — отмечается в обращении.
Дальновидные соседи
Власти других регионов России с недавнего времени также начали вводить механизмы, позволяющие бороться с приписками транспортных организаций и экономить бюджетные средства. Однако анализ действующих порядков на других территориях показывает, что местные власти внедрили нововведения с большим вниманием к нуждам населения, чем это сделало правительство Иркутской области.
К примеру, в Саратовской области льготники могут выбирать между льготными проездными на 25 и 50 поездок, различающимися по стоимости. В Магнитогорске, где ввели электронные проездные билеты и установили ограничения на 30 поездок, людям дали возможность совершать неограниченное число пересадок. Бесплатная пересадка действует в течение часа. В Мурманской и Волгоградской областях местные власти решили сначала полностью на всей территории внедрить электронную систему, проанализировать ее показатели, а уже потом вводить ограничения. В Ялте, хоть и решили уйти от прежней схемы компенсации проезда транспортным компаниям, но взамен намерены внедрить систему монетизации для конкретных льготников. Наличные уже выдают и льготникам Бурятии. В общем, как говорится, условия хуже, чем в Иркутской области, еще поискать надо.
Можно предположить, что властям этих территорий совершенно не хочется получать социальные протесты и понижение рейтинга руководителя региона на совершенно ровном месте. По какой тогда причине власти Иркутской области, в частности губернатор Сергей Левченко, кладут голову в «пасть льву»?