С 1 октября за строительством стадиона на Крестовском острове будет наблюдать чрезвычайный штаб по координации завершения строительных работ. Мера, так сказать, вынужденная. Строительство продвигается по непредсказуемому сценарию, при этом цена сооружения растёт как на дрожжах. Уже давно ясно, что в Санкт-Петербурге возводят один из самых дорогих стадионов в мире. Естественно, платить за всё придётся налогоплательщикам. Вопросы «кто виноват?» и «что делать?» задавать уже как-то неуместно. Куда актуальнее вопрос о сроках ввода объекта в эксплуатацию и какова будет его конечная стоимость.
У стадиона с недавних пор новый генподрядчик – «Метрострой». Компания ждёт решения Главэкспертизы относительно сметы, без чего работать вроде как нельзя. Однако работы продолжаются. Времени остаётся всё меньше и меньше, оттого и спешат так строители. Но как бы они ни спешили, намеченные ранее сроки будут, скорее всего, сорваны.
В долгах как в шелках...
На этом фоне у генподрядчика появились явные проблемы: недавно в офисе «Метростроя» и загородном доме главы компании Вадима Александрова сотрудники ФСБ проводили обыски. Столь решительные меры были предприняты, потому что уж слишком много «дочек» «Метростроя» обанкротилось за последнее время. Формально они задолжали более 10 млрд рублей. Смогут ли они вернуть эти деньги – большой вопрос. Тем временем у нынешнего застройщика долги тоже нешуточные: кредиторская задолженность «Метростроя» по итогам 2015 года составляла 7,7 млрд рублей, а по итогам II квартала 2016 г. – 10,6 млрд рублей.
Прежний генподрядчик – компания «Инжтрансстрой-СПб», которая является дочерним предприятием «Трансстроя-СПб», принадлежащего бизнесмену Егору Андрееву, – ушёл, громко хлопнув дверью. Гендиректор «Инжтрансстроя-СПб» Виталий Лазуткин пообещал в судебном порядке истребовать от городского комитета по строительству 8,1 млрд рублей – в эту сумму прежний генподрядчик оценил понесённые затраты и убытки при строительстве стадиона на Крестовском острове. Сумма странная, так как накануне расторжения контракта генподрядчик уверял, что в финансовой модели проекта недостаёт только 4,3 миллиарда.
Нынешний застройщик получил аванс в размере 2,7 млрд рублей. На что хватит этих денег, непонятно, ведь решений Главэкспертизы нет, а рабочая документация представлена не в полном объёме. Надо понимать, что результаты Главэкспертизы могут заставить переделывать то, что уже было сделано ранее предыдущим подрядчиком.
Тем временем ряд субподрядных организаций начал уклоняться от работ. Почему? Компании начинают осознавать сложность ситуации. Например, ЗАО «Пилон» отказалось работать на раздвижной крыше, которая недавно пострадала из-за погодных условий. В конце августа о своих намерениях уйти заявила «дочка» «Метростроя» «СМУ №13 Метрострой», отвечающая за прокладку электросетей. Другие дочерние предприятия застройщика не хотят обслуживать стадион, из-за чего приходится бороться с атакующей стадионные помещения плесенью.
Кто старое помянет...
Смольный, в ответ на все претензии и откровения, пытается сохранить лицо – это понятно. Вице-губернатор Игорь Албин, отвечающий за ход строительства на городском уровне, сообщил, что сроки выдержать удастся. Если он окажется прав, то строительство стадиона официально закончится в декабре! Даже если в своих заявлениях Игорь Албин вполне искренен, то на фоне задержек, исков и проблем с состоянием ещё не построенного стадиона, верить таким заверениям трудно.
Допустим, сроки будут сорваны и стадион примут на полгода позже. Отмена мундиаля за этим вряд ли последует. Горожанам по большому счёту всё равно, уложатся строители в срок или опоздают на шесть месяцев. Но им не всё равно, сколько в итоге будет стоить это многострадальное сооружение.
Заявления трёхгодичной давности о том, что смету удалось укротить или снизить, позабыты. О расценках девятилетней давности вообще не вспоминают. А зря. Сейчас трудно поверить, но изначально, в 2007 году, стоимость строительства оценивалась в 6,7 млрд рублей, и все расходы на себя собиралась взять компания «Газпром». Спустя полгода заговорили о 14 млрд рублей, которые предполагалось брать уже из городского бюджета. В 2008 году сумма выросла до 23,7 млрд рублей. В 2012 году власти Санкт-Петербурга внесли на утверждение Главгосэкспертизы обновлённую смету строительства «Зенит-Арены» в 43,8 млрд рублей. Затем смету удалось снизить: в 2014 году, после того как «Трасстрой» победил самого себя в конкурсе на достройку арены, прозвучала цифра в 34,9 млрд рублей и «ни копейкой больше». После обвала рубля в 2015 году городские власти дали понять – стоимость строительства неминуемо вырастет на 20–30%. Сегодня Смольный оценивает строительство в 42 млрд рублей. По мнению экспертов ФИФА, реальная цена стадиона равняется 1 млрд евро, то есть более 70 млрд рублей.
Как успеть освоить миллиарды?
Как мы уже говорили, новый генподрядчик строительства стадиона, компания «Метрострой», ведёт строительство стадиона на Крестовском острове без заключения Главгосэкспертизы, и полностью откорректированной рабочей документации до сих пор нет.
Вице-губернатор Петербурга Игорь Албин, ответственный за строительство стадиона на Крестовском острове, делает оптимистические заявления, оснований для которых нет, утверждают информированные источники. Чиновник обещает, что стадион, без всяких сомнений, будет сдан до конца этого года. При этом информация о реальной ситуации на стройке для журналистов закрыта, словно на Крестовском строят сверхсекретный объект. И лишь только из уст Албина (даже не Александрова) идёт исключительно обнадёживающая федеральных чиновников информация. Вице-губернатор умалчивает о том, что строительная документация со сметами на миллиарды рублей должна выйти из Главгосэкспертизы только в ноябре текущего года. Получается, что «Метрострой» должен будет освоить миллиарды рублей всего за месяц до сдачи стадиона! Это даже теоретически невозможно. Если «Метрострой» продолжит строительство без заключения Главгосэкспертизы, это будет не просто нарушением строительных норм, а самым настоящим преступлением. Не имея на руках основополагающих документов Главгосэкспертизы, строители будут вынуждены исправлять уже выполненные работы под экспертизу. Не менее двух месяцев потребуется на закупку и изготовление материалов и оборудования, два месяца – на установку этого оборудования, не менее пяти месяцев – на пусконаладочные работы, и ещё два месяца займёт проверка Ростехнадзора перед вводом объекта в эксплуатацию.
Кто и как объяснит, почему до сих пор большинство оборудования не закуплено? Откровения прежнего генподрядчика подтвердились: более 50 км кабеля ещё не заказано, нет 27 тыс. светильников, нет сотен камер видеонаблюдения! Всё это надо не только заказать, смонтировать, но и наладить. О какой готовности к концу года можно тут говорить?!
Но нельзя забывать и о том, что «Метрострой» получил аванс в 2,7 млрд рублей, но более половины денег так и лежит мёртвым грузом на счёте, так как до сих пор нет договоров с поставщиками материалов и оборудования. Почему? Да, видимо, потому что просто нет времени. Все заняты пиаром и подсчётом недостатков предыдущего генподрядчика «Инжтрансстрой», планируя выдвинуть претензии на сумму около 3 млрд рублей. Лучше бы господин Александров позаботился о том, что в любой момент его кредиторы (долг перед ними у «Метростроя» составляет по итогам II квартала 2016 года более 10 млрд рублей) отправятся с исками в суды, пока «Метрострой» держит свободные деньги на своих счетах.
Субподрядчики в испуге
А тем временем ряд субподрядных организаций, привлечённых на стадион Албиным, начали уклоняться от работ, осознав сложность ситуации. ЗАО «Пилон» уже отказалось работать на раздвижной крыше, хотя руководитель этой компании был заместителем Игоря Албина в Минрегионе РФ. В конце августа начала уходить «дочка» «Метростроя» «СМУ №13 Метрострой», которая должна была работать на общестрое и прокладке электросетей. На 5 сентября на стройке работали 2000 человек. При прежнем генподрядчике почти всегда работало не менее 2200 человек. При нынешней ситуации уже должно работать не 3,5, а 4 тыс. человек, причём в круглосуточном режиме. Но этого до сих пор нет!
Не исключено, что субподрядчиков отпугивает и повышенное внимание ФСБ к компании «Метрострой». Мы уже упоминали о том, что недавно в офисе «Метростроя» и загородном доме главы компании Вадима Александрова прошли обыски. Пока ещё правоохранительные органы не дошли до вопроса к Александрову, как ему удалось за 10 лет обанкротить десяток «дочек» «Метростроя» и кинуть бюджет на сотни миллионов рублей. При этом дополнительные средства на сумму 4,3 млрд рублей из бюджета он получит, как уже получил 2,7 млрд рублей.
Также вызывает серьёзное беспокойство тот факт, что в возводимых на стадионе сооружениях не налажены нормальная канализация, вентиляция и водоотведение. Передвигаться по «Зенит-Арене» можно лишь в высоких резиновых сапогах, и вода продолжает прибывать; как предполагают специалисты, «дочки» нового генподрядчика просто прекратили обслуживать инженерные системы. Почему «дочки»? Потому что контракты у субподрядчиков не с «Метростроем», а с его «дочками». И этих «дочек» можно будет завтра обанкротить, как это было сделано с предыдущими (ООО «УК «Метрострой»; ЗАО «Поликлиника петербургского Метростроя»; ЗАО «Метростроевский механический завод»; ЗАО «СМУ‑15 Метрострой»; АОЗТ «СМУ-17 Метрострой»; АОЗТ «Производственно-коммерческая фирма «СМУ-19 Метрострой»), не заплатив субподрядчикам за выполненные работы, а в бюджет по налогам. Рассказывая журналистам о якобы банкротстве «Инжтрансстроя-СПб» вице-губернатор Албин почему-то забыл проинформировать о кредиторской задолженности «Метростроя» по итогам II квартала 2016 года в 10,6 млрд рублей.
Есть план!
Основные усилия команды Албина направлены не на качественный и своевременный ввод в строй многострадального стадиона, не на планирование по графику и учёт работ, а на пиар. Доказательством пиар-беспредела служит попавший в распоряжение СМИ документ под названием «План информационного сопровождения деятельности вице-губернатора на фоне стабильно негативного фона от объекта «Стадион». Цель этого проекта – изобразить Албина влиятельным и самостоятельным игроком федерального масштаба, который настолько успешно решает поставленные перед ним задачи в Петербурге, что ему уже наметили престижные должности в Москве.
Пока мы видим, как господин Албин решает задачу через свой личный пиар. Вначале он заявлял, что стадион будет построен 26 декабря 2016 года, затем он уже стал применять термин «строительная готовность». И вдруг в интервью газете «Ведомости» от 19.09.2016 он говорит: «Официально строительство стадиона закончится в декабре. Сроки строительства соблюдаются. Но все работы к этому времени завершены не будут».
Это как? Какие работы и на какие суммы не будут завершены к 26.12.2016? Журналистам ответа на этот вопрос от вице-губернатора не получить. Дело дошло до того, что на молебен, проходивший на стадионе, они хоть и были приглашены, но… без разрешения задавать вице-губернатору вопросы.