Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 38(529) от 29.09.16

Национальное кино – наше антиглобалистское оружие

, 18:30

Режиссёр Егор КОНЧАЛОВСКИЙ, принадлежащий к известному клану Михалковых, снял около 10 ярких фильмов: «Антикиллер», «Консервы», «Побег» и др. Мировых наград, как у его отца Андрея Кончаловского, у него пока нет, зато его фильм «Возвращение в «А» номинировался на «Оскар» от Казахстана. В этом году Егору Андреевичу исполнилось 50 лет – по выражению юбиляра, полпути пройдено, время подводить итоги, и не только киношные.

- Егор, с какими мыслями вы подошли к юбилею?

–Хочется надеяться, что я прожил лишь половину жизни. Мой дед Сергей Михалков дожил до 98 лет, так почему бы мне не дожить до 100? Но тут как Бог управит. Что касается подведения итогов, то своё лучшее кино я ещё не снял. Хотя и умудрялся снимать заказные картины как авторские: «Побег», «Антикиллер»... Даже мой лучший фильм «Возвращение в «А», который участвовал в гонке на «Оскар» от Казахстана, тоже был заказным. Но я всегда имел возможность менять сценарий, менять концовку, и продюсеры со мной соглашались. Но хочется снимать, вообще не оглядываясь на коммерческие моменты. Вот мой отец снимает то, что хочет, и абсолютно плюёт на прокат. Андрея Сергеевича интересует прокат мировой, не российский, поэтому у нас его фильмы сразу показывают по ТВ. Я тоже хотел бы иметь такой подход, но его нужно заслужить.

– О чём бы вам хотелось снимать авторское кино?

–Я бы хотел снять большой фильм о великой степи, кочевниках, о Чингисхане, Тамерлане, комедию о моей службе в армии и моей учёбе в Кембридже, сериал о художнике Альбрехте Дюрере. Совсем не против снять его в Германии, где Дюрера считают самым великим художником. И хорошо, когда нет необходимости снимать кино, чтобы только заработать деньги. Для меня такая свобода является критерием успеха.

– Вы говорили, любите получать подарки. Что вам подарил на 50-летие ваш отец?

–Старинные часы в виде луковицы, которые на его 50-летие подарил его отец Сергей Михалков. Как говорит мой отец, «вы дарите мне очень маленькие и очень дорогие вещи». А ещё я люблю получать в подарок портфели и тапки. Вот Никита Михалков на свой день рождения всем членам семьи подарил кожаные тапочки с вышитым михалковским гербом. Очень красивые, наверное, не очень удобные, я поставил их на самое видное место. Портфель – для меня важная вещь, люблю носить в нём бумаги. Коллекции, правда, нет, отдаю их своим помощникам. Как говорится, поносил, отдал, взял новый. Тем более сейчас всё помещается в планшетник. Ещё я люблю, когда мне дарят деревья. Люблю смотреть, как они растут. У меня растут карагачи из Казахстана, канадские дубы из Белоруссии, ёлочка с озера Лох-Несс, сосна из Рязани.

– Раньше вы любили снимать коммерческое кино, а теперь говорите, что коммерческое кино примитивизирует людей. Что вас заставило поменять взгляды?

–Я любил снимать экшен, потому что в советское время у нас такого жанра не было. Нравилось в процессе съёмки что-то придумывать, как это обычно делается в рамках небольшого бюджета. В «Антикиллере» было очень много инноваций, их у нас позаимствовали многие киношники.

Но, с другой стороны, в этом жанре выпускают кино, которое к разряду искусства не относится. «Человек из стали», «Трансформеры» не делают людей умнее, лучше. Красивые картинки развлекают и позволяют скоротать время. Здесь нет творчества – голая технология, работа с массовым сознанием. Кино пропускается через мясорубку маркетинговых исследований. Такое кино мне не интересно.

– В 2015 году было закрыто более 300 библиотек, хотя он был объявлен Годом российской литературы. 2016-й объявлен Годом российского кино… Как член Общественной палаты, скажите, у нас действительно всё так плохо с «самым главным из искусств»?

–У нас так часто бывает: объявляют оптимизацию, казалось бы, благое дело, но почему-то сокращают библиотеки, а не чиновников. В России чиновников больше, чем было во всём Советском Союзе. А сколько людей в погонах – перечислить только все подразделения невозможно. Не только библиотеки закрывают, но потихоньку и исторические здания сносят. В Подмосковье сломали памятник, чтобы на его месте построить техноцентр. Люди утром пришли, а здания уже нет. Концов нет – никто не виноват.

С кино – то же самое. И кинематографисты сами виноваты, потому что нет ни одного крупного бизнесмена или компании, которые не были бы обмануты киношниками. А ведь кино не может существовать на государственные деньги. Во всём мире снимают на частные. Но наших спонсоров за предыдущие годы всех распугали. Теперь нужно время и новое поколение предпринимателей, которые будут достаточно авантюристичны, чтобы опять начать вкладывать в кино деньги.

Да и с господдержкой дела усложнились. Теперь Фонд кино стал спрашивать: «А какой коммерческий успех вы предполагаете у вашего фильма?» Ну и для чего тогда существует фонд?! Для возможности самовыражаться или это коммерческая организация с прицелом на финансовый успех?

Кино у нас прям как хорошая сметана, которую не берутся продавать. Из 100 фильмов только 30 доходят до экрана! Замечательные ленты: «Училка» с Ириной Купченко, «Какраки» с Мишей Ефремовым так и не попали в прокат! И в чём тогда смысл фонда? Я бы вообще часть денег давал не на фильмы, а на создание киноцентров.

– Говорят, что вами разработана система национального проката отечественного кино. Она может решить проблему?

–Пока это даже не идея, а лишь моя субъективная точка зрения. Возможно, я предложу её Росмолодёжи, с которой плотно сотрудничаю. Как я уже сказал, хорошие фильмы у нас снимаются, но не все попадают на большой экран. Владельцам кинотеатров выгоднее взять «Трансформеры» с огромным маркетинговым бюджетом, чем ломать голову, как прокатывать российский фильм, который рекламно не поддержан. Поэтому правильно было бы построить государственную сеть кинотеатров, где бы шли отечественные фильмы и где билеты были бы дешевле в 2 раза. Если вы тратите деньги на фильм и потом их теряете из-за отсутствия проката, то почему бы не спонсировать кинотеатры? Ведь кто-то обязательно пойдёт смотреть наше кино. И очень может быть, туда подтянется нетипичная киноаудитория. Посмотрите, фильм «Анна Каренина» с Кирой Найтли вышел в наших кинотеатрах, а «Анну Каренину» Сергея Соловьёва практически никто не видел.

Помню, нас в школе водили смотреть всем классом «Войну и мир». Почему бы сегодня не сделать для школьников обязательную программу по великим советским фильмам? Не на дисках же им это смотреть. Большое кино было сделано для большого экрана! Если мы боремся за молодые умы, если мы хотим сохранить самоидентичность и окончательно не превратиться в поедателей бургеров, нужно поддерживать национальное кино.

Американцы нам не враги, они просто хотят глобализировать мир, чтобы транснациональные корпорации могли получать огромную прибыль. Для этого нужно сделать людей одинаковыми. В крупных городах мы уже одинаковые! Выйдешь на Тверскую, а там тот же набор, что и на Елисейских Полях. Вот тебе закусочная быстрого питания, вот бутик с одеждой, косметикой, а вот и несколько кофеен с мировыми брендами. Для противостояния попыткам сделать нас одинаковыми национальное кино – очень сильное оружие.

– В таком случае почему у нас нет отечественных супергероев, которые боролись бы с коррупционерами, взяточниками, продажными судьями и политиками?

–Мы гораздо тоньше. Все их Бэтмены, Человеки-пауки, Капитаны Америки – довольно примитивные штуки, основанные на форме, на картинке, на аттракционе. В советском кино были свои супергерои, умные и интеллигентные. Тот же Штирлиц и всякие разведчики. Но советская эпоха закончилась. В лихие 90-е героями стали бандиты и проститутки, на смену пришли силовики, банкиры и банкирши, которые материальные ценности не создают. При тех и других недурно себя чувствуют юристы. Они зарабатывают огромные деньги, зачастую ничего не делая. Просто участвуют в коррупции.

Есть и те, кто борется с бандитами и коррупционерами. Но такого лобового героя, как Капитан Америка, у нас, наверное, не будет никогда, потому что наше сознание тоньше. У американцев национальная идея – продать и навязать американский образ жизни, у нас же на протяжении нескольких поколений была задача просто выжить. Шли войны, была экономическая разруха, в 1991-м разрушили страну и советские мифы. Потребуется время, чтобы мы очухались от потрясений. Совок ещё жив, мы только-только начинаем обретать самосознание.

– Тогда кто он, герой нашего времени?

– Недавно я был на молодёжном форуме «Таврида» и увидел там сотни потрясающих молодых людей, заинтересованных в жизни. Там не было алкоголя, окурков, все трезвые, вежливые, жизнерадостные и пытливые. В 90-е нас накрыла волна пьянства и наркомании, сейчас молодёжь стала ориентироваться на здоровые, созидательные и креативные ценности. Если в этом направлении мы будем работать и дальше, то со временем появится и герой нашего времени. И это будет человек, который создаёт материальные ценности. Например, инженер-конструктор. Чтобы прийти к этому, потребуется время.

Смена приоритетов на истинные ценности произойдёт с оздоровлением общества, и надо понимать, что этот процесс небыстрый. Мы столько лет прожили в царизме, потом в тоталитарном социализме, а от нас ждут, что за 20 лет мы прыгнем в демократию шведского или английского типа! Но в любом случае мы движемся в правильном направлении и с той скоростью, с какой это возможно.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram