Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 33(524) от 24.08.16

НПО «Молния» – мочилово по-российски

, 08:55 , Обозреватель отдела Промышленность

Можно со всех трибун повторять мантру: «Мы – великая космическая держава!» Великое прошлое у нас – тех, кто считает себя гражданами России, а не временщиками, – не отнять ни безумной реформой образования, ни пошлой воровской приватизацией. Мы и в самом деле были великими, первыми, и вся страна чувствовала причастность к полёту Гагарина. Другое дело – в настоящем времени произносить эти слова право неловко. Очень трудно объяснить издевательство над самым продвинутым и мощным космическим активом страны – Научно-производственным объединением «Молния».

Гражданами «Великой космической» сейчас смело себя называют американцы (может быть, поэтому российская элита так и норовит смыться в Майами?), вот-вот и Китай объявит, что он – «царь горы».

Кто бежит за мечтой?

Для НПО «Молния» специально подбирали место – Южное Тушино: железнодорожная ветка, рядом каналы и Москва-река. По сей день есть возможность изготовить аппарат любого размера и вывезти его по воде куда угодно – например, в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева или на испытания в Жуковский. Но что-то давненько ничего не везут. Наши космонавты интересуются у конструкторов: когда они что-то начнут делать? Это интересно знать и не только космонавтам. Неужели забыли даже то, что умели?

Американцы и не скрывают, что, например, «Дрим Чейзер» слизнули с молниевского «Бора» – не просто скопировали внешний вид, но и как-то добыли аэродинамические расчёты и результаты продувок советского аппарата. Учили летать «Бор» в атмосфере лётчики-испытатели Игорь Волк, Валерий Меницкий, Пётр Остапенко, Александр Фастовец, Александр Федотов и Василий Урядов. «Бор-4» помимо суборбитальных выполнил и четыре орбитальных беспилотных полёта. Но это было три с лишним десятка лет назад!

А новый американский космоплан предназначен для доставки на низкую околоземную орбиту грузов и экипажей численностью до 7 человек. Взлёт – по-ракетному, посадка – по-самолётному. И название у американца соответствующее – «Дрим Чейзер», то есть «Бегущий за мечтой».

РКК «Энергия» усердно работает над пепелацем – так между собой конструкторы называют перспективный пилотируемый транспортный корабль «Федерация». Он и в самом деле очень похож на фантасмагоричный межгалактический экипаж из фильма «Кин-дза-дза» и совершенно неоригинален. А американцы пошли разными путями: сделали такие же «пепелацы» и по-тихому, без особого шума, начали работы в области крылатого космоса.

Мир на пути к крылатому космосу

Задел на «Молнии» собран колоссальный. Неспроста создавали это спецпредприятие. Задачу поставили амбициозную – догнать и снова обогнать американцев в космической гонке. Получилась своего рода сталинская «шарашка». Только в шарашки 40-х инженерно-конструкторскую мысль загоняли силой, обеспечив высококалорийными пайками и надзирателями. В 70-е на «Молнии» собрались специалисты-добровольцы со всей страны, мечтающие о прорыве в дальний космос. Их завалили деньгами и дали возможность творить.

А для того чтобы лидировать, нужно, выражаясь языком экономистов, для начала снизить затраты на килограмм полезной нагрузки, выводимой на околоземную орбиту. Приоритетный на сегодня путь – обеспечить многоразовое использование техники. Знаменитые американские шаттлы и наша система «Энергия – Буран» не более чем шажок к решению этой задачи. Сверхтяжёлая ракета-носитель «Энергия» со всеми её дорогущими системами и двигателями была одноразовой. «Буран» вернулся, а от гигантской ракеты остались одни лишь воспоминания и кадры фотохроники. Та же самая история подкосила и американскую систему «Спейс Шаттл» – корабль, конечно, возвращался на Землю, но затраты на подъём пресловутого килограмма были непомерно велики.

Гиперзвук

Гиперзвуковым изделием считается любой аппарат, способный мчаться в атмосфере Земли быстрее 5 скоростей звука. Желательно, чтобы он имел собственный двигатель, был управляемым и мог маневрировать самостоятельно, а ещё был бы и многоразовым. Если где-то прозвучало слово «гиперзвук», то архив «Молнии» тут же пополнялся этими материалами. То же можно сказать о ракетных и аэрокосмических технологиях и экспериментах. И так продолжалось до 1989 года. Собрали колоссальные объёмы информации, с которыми ещё предстоит разбираться. Но поскольку работали на определённые цели и задачи, многое очень перспективное откладывалось на «потом» – как говорил Козьма Прутков, «нельзя объять необъятное». А потом, как известно, пришли разгромные и продажные 90-е, которые для НПО «Молния» продолжились и в XXI веке.

В 1993 г. на предприятие приезжает американская делегация, которая по большей части состояла из кадровых сотрудников спецслужб США. Cразу после их визита предприятие начинают крушить. Но даже для либералов гайдаровского призыва это оказалось непростой задачей.

В 2007 г. «Молния» получает сразу три госконтракта по гиперзвуковым технологиям. Работали плотно с ЦАГИ. И в 2008 г. там сделали не просто аналог американского гиперзвукового Х-51, а куда более серьёзный аппарат, причём на базе наших, а не американских технологий. Получился гиперзвуковой летательный аппарат, скорее самолёт, а не ракета, с большой дальностью и к тому же многоразовый.

И в этот момент всё искусственно тормозится: закрывается финансирование программ, меняется руководство фирмы.

Приказ – уничтожить!

Проблемы, как говорят некоторые источники в отрасли, лежат опять в плоскости деструктивной деятельности ельцинского правительства. Вроде бы существуют договорённости с американцами, по которым Россия обязана уничтожить весь задел, конструкторскую и технологическую документацию, по программе «Энергия – Буран». США просто сказали: «Вам это не нужно». И по всем предприятиям, которые тем или иным боком работали с НПО «Молния», прошло такое указание. И вакханалия началась. В ряде фирм уничтожены практически все архивы по этой системе, результаты экспериментов в комплексе с кораблём «Буран». Сразу надо отметить, что в НПО «Молния» эти материалы пока живы. Более того, говорят, что участники работ по Программе не повелись на преступные команды сверху, составили липовые акты, что всё уничтожено, документы отправили куда следует, а оборудование – уникальные установки и модели программы «Энергия – Буран» – разобрали и зарыли в землю до лучших времён. После этого «терминаторы» от разработчиков «Бурана» сразу отстали. Потом, когда всё спрятанное те же самые люди откопали обратно и установки начали возвращать на свои места, у очередных руководителей были от удивления очень круглые глаза. Не удивлюсь, что кое-что из этого «археологического» задела показывали в начале этого года президенту В. Путину.

2008 г. – обрушение ангара с «Бураном» на Байконуре. В 2015 г. на Тушинском машиностроительном заводе (ТМЗ) сгорает цех, площадь пожара – 15 тыс. кв. метров. В сводках это проходило как склад с машинным маслом, а на самом деле это был самый современный на заводе цех №110, где располагался контрольно-испытательный комплекс (КИК) с огромной безэховой камерой, где собирали и готовили «Буран» к полёту. Специалисты НПО «Молния» выходили в правительство РФ с просьбой сохранить именно этот цех и ещё несколько объектов ТМЗ и создать авиационно-космический центр по многоразовой тематике – НПО «Молния» и ТМЗ фактически находятся на одной территории в 100 га, где за «Молнией» числится всего 7 га. Остальное пусть дельцы забирают, чёрт с ними. И вот вам, ай-я-яй, всё сгорело! Спрашиваю знакомого инспектора пожарной охраны: «Что это было?» Отвечает уверенно: «Между нами – это поджог». ТМЗ угробили, «Молния» пока держится.

Технологии предательства

Вернёмся в 2010 год. НПО «Молния» готовит к полёту очередное перспективное гиперзвуковое изделие – как говорят специалисты, «готовились полететь». И тут приходят очередные руководители. Начинают «схлопываться» разработки, тема за темой. Конструкторам не подписывали графики работ, заявляли, что нет денег, военным докладывали о неготовности и недостатке средств. Новое руководство отправилось к смежникам, которые готовили совершенно новый гиперзвуковой двигатель и с удовольствием (из-за значимости темы) работали за совсем небольшие деньги. После визита этих «товарищей» цена вопроса выросла в два раза. То же самое происходит и с комплектующими. Чудеса или планомерная работа на отсутствие результата? А потом «варяги» отправляются к заказчикам и говорят, что денег мало и за те средства, что заложены в смету, «фирма» ничего делать не будет. Дальнейшие действия руководителей труднообъяснимы: они на ровном месте запускают процедуру банкротства по уши загруженного работой НПО «Молния». Тема закрыта, никто никуда не летит.

И по удивительному стечению обстоятельств в это же время (2011 г.) американцы «запускаются» с тремя аналогами аппаратов разработки НПО «Молния». И они-то как раз летят. Один из аппаратов Х-37В, второй – Х-51, а третий совсем «закрытый».

А в истории с началом банкротства «Молнии» (продолжается по сей день) напрашивается вывод – кому-то надоело, что избитая перестроечниками и либералами фирма продолжает сопротивляться и работать по темам, на которые в Вашингтоне давно наложили лапу и считают своей монополией. Вот и пришли серьёзные ребята и начали топить НПО. Упорно распространяя слухи, мол, НПО «Молния» – труп, чемодан без ручки, который и нести тяжело, и бросить жалко. Этот бред и сейчас гуляет в высоких кабинетах.

Топили, топили, но не утопили!

В 2013 г., когда всех ответственных за обороноспособность страны изрядно напугал американский Х-37В, который тёмной лошадкой болтается на околоземной орбите у нас над головами, вроде бы началось возрождение фирмы по родным для неё тематикам – многоразовость и гиперзвук.

Очень удачно и быстро доделали МРКС – отработали пять моделей за полгода, применили методы прототипирования, о которых сейчас много говорят, но «Молния» без лишнего шума занимается этим более шести лет. Выдали результат, и сейчас можно уверенно говорить, что у России есть многоразовая разгонная первая ступень для ракеты «Ангара». Называется сейчас эта штука – многоразовый разгонный ускоритель (МРУ) «Байкал». По сути, переплюнули американцев – «Байкал» отрабатывает как первая ступень ракеты и по-самолётному, в автоматическом режиме, возвращается в заданную точку и приземляется на взлётно-посадочную полосу обычного аэродрома, сохраняя Роскосмосу колоссальные средства (двигатели и всю начинку). Налицо реальная многоразовость и снижение стоимости того самого килограмма полезной нагрузки на орбите. В этом случае дирекция палки в колёса не вставляла.

И тут (опять случайность?) на «Молнию» приходит Управляющая компания «Букет». Снова возобновляется убийство научной мысли, технологий, архивов, уникального оборудования. Конструкторы и инженеры опять оказались под враждебным колпаком. Все разработки, по которым начинается шевеление, варяги слизывают и потом прихлопывают. Ведущих конструкторов НПО «Молния» лишают допусков к секретным работам люди, сами не имеющие допуска к гостайне по определению. Безэховую камеру, где отрабатывали электронные системы космических кораблей, по приказу «букетовских» руководителей «Молнии» демонтировали и установили там батуты для акробатов. Специалисты «Молнии» между собой «Букет» называют «рейдерами», но задачи эти т.н. рейдеры выполняют совсем другие. «Молнию» серьёзные предприятия даже стали обходить стороной – «О каких секретных разработках можно говорить, если там в руководстве непонятно кто засел?» В результате роль головного предприятия оказалась не определена. Без «Молнии» вопрос решён быть не может. Учёные из Жуковского стонут: «Это не наше, мы наука, а тут надо с железом работать. Мы поможем, испытаем и обсчитаем, но это дело «Молнии»». На днях обнародована информация, что в Центре имени М.В. Хруничева восстановлен департамент по многоразовым средствам выведения. Эту же новость сообщил корреспонденту «Аргументов недели» и лётчик-космонавт Игорь Волк. Департамент состоит из специалистов НПО «Молния», тех, кто работал над созданием систем «Энергия – Буран», МАКС, «Байкал». Департамент, как пишут «Известия», возглавил Павел Анатольевич Лехов, один из проектировщиков системы «Энергия – Буран». Из этого следует, что Роскосмос в лице генерального конструктора Александра Медведева ищет обходные пути, чтобы сохранить научную школу и людей. Что из этого выйдет, пока неясно, воссоздать на новом месте весь коллектив, уникальную экспериментальную базу и перевести драгоценный архив – задача неподъёмная. Тем временем вокруг специалистов НПО кругами ходят китайцы – их тоже очень интересует многоразовость. Тут огромное поле деятельности для спецслужб, в первую очередь ФСБ.

США – тактика и стратегия

Директор НАСА (NASA) Майкл Гриффин (с 2005 по 2009 г.) в одном из программных заявлений отметил, что люди уходят из космической отрасли. И на ближайшие 30 лет стоит задача – удержать специалистов в промышленности, дать им посильную задачу, например, сделать обычный космический корабль, такой как русский «Союз». Что американцы сейчас и делают – проектируют и строят в общем-то ничем не выдающиеся космические корабли и сохраняют отрасль, кадры и школу. Часто делая вид, что это частная инициатива. А на самом деле за Илоном Маском, корпорациями «Боинг», «Локхид» и другими стоит американское государство со всеми его ресурсами.

Но американцы обманули весь мир, когда заявили, что на шаттлах больше летать не будут – неэффективно. Дескать, будут брать пример с русских и их проверенных временем ракет-носителей и кораблей. Про крылатый космос в США не забывают. Конечно, с точки зрения конструкторов НПО «Молния», американский Х-37 – не более чем демонстратор технологий. И слухи о том, что этот аппарат сейчас несёт какую-либо угрозу России, влияет на погоду, насылает жару и стихийные бедствия, – ерунда. Но уже в наше время американцы в обстановке строжайшей секретности посадили где-то в пустыне Невада команду конструкторов и за 9 лет создали громадный самолёт, размах крыльев которого 90 метров. Больше сегодняшнего рекордсмена Ан-225 «Мрия»! Вроде бы полетит в следующем году. И делают что? Практически повторяют советскую разработку НПО «Молния», детище академика Г.Е. Лозино-Лозинского – МАКС. Многоцелевая авиационно-космическая система (МАКС) – полностью проработанный проект воздушного старта, который состоит из самолёта-носителя (Ан-225 «Мрия») и орбитального космического корабля-ракетоплана (космоплана, называемого ещё орбитальным самолётом).

Подсчитано – стоимость выведения (и возвращения на Землю) авиационно-космической системой МАКС килограмма полезной нагрузки на орбиту высотой 200 км – 1200 долларов. Это очень дёшево! Аналогичный показатель для системы «Спейс Шаттл» составлял 15–20 тыс. долларов. Американцы в очередной раз не постеснялись залезть в интеллектуальные закрома нашей Родины. И что, опять бросаться вдогонку?

А через несколько десятилетий аэрокосмическая отрасль США дождётся появления новых технологий и материалов. Скорее всего, и двигателей, работающих на неведомых сегодня физических принципах. И, сохранив потенциал, будет способна рвануть вперёд. Не к Луне и Марсу, а к иным планетам и мирам. Чтобы заняться там конкретными делами, а не просто продемонстрировать флаг.

Вернуть «Молнию» в космос

Профсоюз работников НПО «Молния» в лице заместителя главного конструктора Кирилла Ратникова, депутата ГД РФ и космонавта, Героя Советского Союза Игоря Волка воюют за предприятие, имея в качестве щита поручение президента РФ – стратегическое предприятие должно быть сохранено. Но выполняют его те, кому положено, из рук вон плохо. Главная поддержка сверху идёт от фракции коммунистов в Госдуме. Выходит, что у В. Путина в космической отрасли нет других союзников, кроме профсоюза и коммунистов? Где «Народный фронт» и «Единая Россия»? А органы исполнительной власти? Даже прокуроры всё знают и боятся слово сказать.

Вот выдержка из обращения Героя Советского Союза, ведущего лётчика МКС «Буран», президента Фонда содействия национальным проектам И.П. Волка к Президенту России В.В. Путину:

«Для обеспечения принципиальной возможности разработки ряда проектов перспективных образцов гиперзвуковой и ракетно-космической техники, в том числе включённых в федеральные государственные программы, необходимо безусловное сохранение и использование потенциала ОАО «НПО «Молния» как единого научно-производственного комплекса и полноценное воссоздание научной школы.

В современных условиях развития отрасли решение о сохранении ОАО «НПО «Молния» не имеет альтернативы. Особенно с учётом резкой активизации деятельности иностранных конкурентов в этой области техники.

Сохранение фирмы позволит в полной мере начать использовать имеющиеся уникальные заделы по многоразовым и гиперзвуковым тематикам и обеспечить полноценное вовлечение архива разработок ОАО «НПО «Молния» в ускоренное развитие отрасли, обучение и обеспечение преемственности кадров.

Одним из возможных вариантов полноценного возрождения «Молнии» представляется организационное включение фирмы в научно-производственную сферу деятельности ГК «Роскосмос» в рамках проектов разработки многоразовых систем нового поколения».

Одна из главных бед НПО «Молния» в том, что предприятие входит в ГК Ростех. «Молния» для Ростеха оказалась падчерицей, непрофильным активом. Ей самое место в Роскосмосе – это же очевидный факт. Супертехнологии, такие как в НПО «Молния», рождаются там, где ими занимается государство. Согласитесь, технологии Третьего рейха поражают исследователей и сегодня. Именно немецкие конструкторы во главе с Вернером фон Брауном привели американских астронавтов на Луну. Что уж говорить про те достижения, что собраны за послевоенные годы у нас. Другое дело, что огромная доля этих сверхсекретных знаний, в которые были вложены десятилетия труда сотен тысяч учёных и инженеров, утекла прямиком за океан.

Пока государство не вложится в такие программы – ничего не будет. Про Илона Маска и его космические чудеса можно рассказывать сколько угодно, но присутствие государства ощущается даже при поверхностном знакомстве с его деятельностью.

А Россия при таком отношении к самому ценному бриллианту в своей космической короне останется с никчёмным «Букетом» в руках и гектарами сначала выжженной, а потом освоенной девелоперами земли в Тушино. Кто-то этого очень хочет.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram