Нынешний год объявили Годом российского кино. В связи с этим в середине июня президент Путин совершил ночной марш-бросок на государственный «Ленфильм», где любовался новейшими киношными технологиями, не хуже лучших голливудских, и проектом будущего громадного киногорода в Шушарах. Как известно, в трудные времена доходы от зрелищ растут, особенно если это комедии. Народ хочет отвлечься от жуткой реальности. Вопрос, как при этом чувствует себя российское кино и кто собирает дополнительные киносливки?
Место на плёнке
Что можно сказать хорошего про российское кино в его особый год? На самом деле немало. Во-первых, зритель давно вновь полюбил отечественные картины, иные дотянулись до голливудских рекордов по кассовым сборам. Прошли времена, когда какой-нибудь один североамериканский боевик за год собирал в отечественных кинозалах больше, чем вся российская кинопродукция, вместе взятая.
Теперь на третьем месте в списке самых кассовых фильмов в истории российского проката картина «Сталинград» Фёдора Бондарчука, которая вышла в 2013 году. Со сборами, превысившими 3,5 млрд руб., эта драма обогнала в рейтинге всех времён мультфильм про Шрека, но чуть отстала от «Пиратов Карибского моря». Для сравнения: все сборы российского проката в 2015 г. составили 48 млрд рублей. Столько принесли 190,8 млн зрителей, посмотревших 471 новый фильм, среди которых было 129 отечественных лент.
Смотрим дальше. Седьмой в почётном зале коммерческой кинославы идёт снятая недавно вторая часть российской «Иронии судьбы», которая впереди всех вместе взятых «Трансформеров» и очень прибыльных в РФ мультиков про Зверополис и Мадагаскар. В 2016 г. славную традицию бить рублём голливудские боевики продолжил крепкий отечественный авиатриллер «Экипаж». Уже за первые две недели проката он набрал больше миллиарда и вошёл в число трёх самых успешных российских картин с 1991 года. Вообще фильмов-миллиардеров у нас пока немного, только пять.
Во-вторых, не сбылись прогнозы, будто в кризис нашему кино кранты, поскольку оно останется без зрителя и господдержки. Зритель, как видим, поддержал своих. Хотя дыхание кризиса ощущается, даже в золотой для киносборов новогодний период в кинотеатры пришло на треть меньше зрителей.
Что до госпомощи, деньги действительно резанули, но не так сильно. В 2015 г. киношникам перепало от Минкульта 2,8 млрд руб. против 3 млрд позапрошлого года. К тому же участие государства важно, но некритично, поскольку при господдержке снимается только треть новых картин. К слову, кроме дотаций у киноиндустрии в России есть и другие льготы и пряники. Например, со сборов в прокате не платят налог НДС, что выглядит беспрецедентным подарком. Потому что даже для газет и детских товаров такого не сделали. Кстати, льгота касается всех фильмов, голливудских тоже. Когда недавно у Минэконома поинтересовались, что за дела, с чего такие коврижки, ведомство помялось и ответило, мол, налог на Голливуд противоречил бы нормам ВТО.
Теперь о главном. Основное достижение года в российском кинематографе описывают ёмкой фразой «мы выжили». Что бы ни говорили, нет никакого спада, хотя и бурным расцветом кинодела это не назовёшь. Достаточно сравнить такие цифры. В 2000 г. выпустили 51 российский полнометражный фильм и 22 мультика. Нельзя сказать, будто это был полный позор. В те времена в рейтинге стран по числу снимаемых кинофильмов, который ведёт ЮНЕСКО, мы занимали 21-е место.
С тех пор дела серьёзно продвинулись. К 2014 г. показатели подскочили до 131 полнометражной картины и 248 мультфильмов (включая короткий метр), в 2015 г. в России выпустили 123 игровые ленты и более 200 мультиков. Причём в прошлом году только 42 картины были сняты с участием государственных средств.
Королева мирового проката
Если сравнить с мировыми цифрами, сейчас мы на крепком седьмом-восьмом месте в мире. Да и по сборам кино, несмотря на кризис, мы седьмые в мире, между Германией и Италией. Примечательный факт: в Китае кинотеатры собирают всего в два раза больше, чем в России, хотя разница в населении почти десятикратная. Возможно, дело в сильно задранной цене российских билетов.
Что касается годового вала художественных фильмов, тут всю планету обскакал не Голливуд, а индусы, которые в 2015 г. ухитрились настрогать аж 1754 ленты. Даже у КНР с Японией показатель всего 600, у Северной Америки – 750, у Франции с Британией примерно по 200–220 картин в год. Так что Россия по кино сейчас стоит на уровне Испании и Германии, сильно впереди остального европейского кинематографа, не говоря про развивающиеся страны.
Седьмое место в мире у РФ это по игровым картинам. По мультфильмам мы, похоже, скоро будем впереди всей планеты. Для затравки, российские мультсериалы сейчас идут в 25 странах. Если верить расчётам ЮНЕСКО, Голливуд выпускает по 11–25 полнометражных мультиков в год, Германия с Францией – по 6–7. Стран, которые вообще снимают хоть какие-то полнометражные мультики, всего 20, из них 15 выдают только по 1–2 ленты в год. Тогда как Российская Федерация в последние несколько лет радует мир 4–6 мультяшными полнометражками, не говоря про короткий метр.
Наши мультики – самый ходовой российский товар на международных фестивалях, их закупают в зарубежный прокат охотнее всего. Очень успешный в этом плане и фильм «Ночной дозор», который прошёл в 48 странах. Хотя сейчас его рекорд среди игровых картин, видимо, побьёт «Экипаж». Он уже стал первой с советских времён отечественной лентой, которую купили в прокат практически все государства, даже Ближний Восток, включая Иран и Египет. В этом регионе это будет первая российская картина в широком прокате за последние 25 лет. Тем не менее российские мультфильмы в мире ещё успешнее. Нашу мультипликационную «Снежную королеву» посмотрели в 95 странах. Это был мегахит среди мировых прокатчиков, собравшихся на каннскую киноярмарку.
Между прочим, по данным «АН», в правительстве сейчас готовят беспрецедентные налоговые льготы для наших мультипликаторов. По этому поводу даже собирали особое совещание Минэкономики, при этом премьер Дм. Медведев лично предложил переселить крупнейшие мультстудии в созданную им безналоговую зону «Сколково». «Несколько отечественных мультфильмов стали международными бестселлерами. Надо поддерживать», – говорит высокопоставленный чиновник Минэкономразвития.
Теперь главное – планы на будущее. 2016 г. обещает российскому кино кассовый рекорд. По прогнозам, его доля в сборах впервые превысит 20%. Тут сказался коммерческий успех «Экипажа», плюс компанию ему скоро составят будущие кассовые хиты «Викинг» и «Дуэлянт». С другой стороны, есть опасность заклиниваться на сборах. Основная линия нашего кинематографа сейчас проста до безобразия. В ближайшие минимум пару лет из государства на кино больше нынешнего не выжмешь, будь ты трижды Никита Михалков. Поэтому сейчас российское кино, как никогда, озабочено финансами и доходами.
При этом с точки зрения раздувания доходов спецэффекты и участие звёзд по-прежнему куда важнее серьёзных художественных достоинств. Сколько ни ругай коммерческий уклон, ходят, увы, на него. По статистике, в 2015 г. на разнообразное авторское кино и прочий арт-хаус в российские кинотеатры пришло менее 300 тыс. зрителей. На фильмы ужасов и то явилось в разы больше! Зато на попкорн-блокбастеры сбежались 80 млн, новые мелодрамы посмотрели 55 млн человек.
Это задаёт ориентиры всем, кто стремится к прибыли. Только что картина про черепашек-ниндзя за неделю собрала в российском прокате 23,7 млн, всего у черепах накапал 541 миллион. Сомнительная голливудская кинолента «Воркрафт» по компьютерной игре в июне 2016 г. дотянулась в РФ до 1,27 миллиарда. Тогда как фестивальный шедевр «Трудно быть богом» Германа получил только 80 млн руб., что впятеро меньше его бюджета. Триумфатор Канн и «Золотого глобуса», номинант 37 кинофестивалей и обладатель 28 кинонаград фильм «Левиафан» А. Звягинцева собрал на родине 46 млн рублей. И это ещё самые успешные в прокате из наших серьёзных фильмов.
Тем не менее, хотя деньги важны, в кино это не всё. Поэтому странно, что, когда в ночь на 21 июня В. Путин прилетел на «Ленфильм», его особо не утомляли рассказами о новых сценариях и замыслах режиссёров. Зато киношники во всех подробностях продемонстрировали президенту бизнес-планы некоего девелоперского проекта, развлекательного комплекса «Ленфильм-парк» площадью 21,5 га.
Видно, крутятся, как могут. Такие уж теперь времена, даже известные режиссёры чаще появляются в новостях не потому, что получают награды или устраивают новые фестивали, а потому что судятся за торговые центры, в которых у них, оказывается, была коммерческая доля. Конечно, есть известная фраза, что кино только на 5% искусство, всё остальное – чистое производство. Производственная компонента, конечно, важна. Но главное – даже в кризис не забывать про пусть небольшой, но важный остаток чего-то ещё.