Ставшее уже крылатым выражение премьера Медведева «денег нет, но вы там держитесь», которое он сказал пенсионерам Крыма, стало применимым ко многим сферам нашей жизни. Особенно на фоне такой же «скромной» жизни чиновников. И эту фразу вместе с крымчанами в полной мере могут оценить подмосковные пенсионеры.
Обобрали более миллиона пенсионеров
В прошлом году тем пенсионерам, которым выпало несчастье быть прописанными за МКАДом, отменили льготы на проезд по Москве. Это решение вступило в силу 1 августа 2015 года.
Депутаты Московской областной думы приняли закон, отменяющий бесплатный проезд на общественном транспорте Москвы для пенсионеров, пенсионеров военной службы и ветеранов труда.
– Все виды льгот внутри области сохраняются, а льготы на территории другого субъекта на транспорте города Москвы – автобусах, трамваях, троллейбусах, монорельсовой дороге, метро – будут ограничены. Мы оплачиваем проезд только незащищённым слоям граждан, – сказал председатель Мособлдумы Игорь Брынцалов.
По словам ещё одного депутата Мособлдумы Вячеслава Крымова, по новому закону право на льготный проезд на общественном транспорте в столице теряют пенсионеры без льготного статуса (764 тыс. человек), ветераны службы в вооружённых силах РФ (36 тыс.) и ветераны труда (около 500 тыс. человек). Всего порядка 1,2 миллиона!
Крымов тогда уточнил, что льготники, чей доход ниже прожиточного минимума, имеют право на компенсации проезда в учреждения государственной системы здравоохранения по направлению лечащего врача в размере фактической стоимости проезда – в год от 400 рублей (на консультацию к врачу) и до 6 тыс. рублей (на лечение).
Согласитесь, что эти суммы выглядят не просто смехотворными, а издевательскими. Подмосковные «слуги народа» ударили по одной из самых незащищённых групп населения, которые десятки лет зарабатывали себе эти самые льготы и приносили деньги в государственный бюджет.
Губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв поддержал решение депутатов об ограничении льгот на проезд по Москве для некоторых категорий жителей области. Он заявил, что это позволит региону сэкономить порядка 2,3 млрд рублей, которые будут направлены на развитие образования и культуры. На всех же денег не хватает. Кризис.
Вертолёт за миллиард рублей
Однако кризис не для всех. А только для простых смертных. Чиновники самого высокого ранга уже в течение двух лет с самых высоких трибун говорят о необходимости «затянуть пояса» и «экономии».
И в нынешнем году Воробьёв, видимо, под давлением Кремля принял тяжёлое решение: нужно экономить. И пересел со своего «Мерседеса» на вертолёт. Дело в том, что многие чиновники стали использовать именно летающее средство, учитывая расстояние и пробки.
Однако дело не в транспортном средстве – первым лицам по служебной необходимости действительно нужен вертолёт, – а совершенно в другом.
VIP-вертолёт Agusta AW 139
Губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв летает на Agusta AW 139 (№RA-01987). Так вот эта его Agusta стоит более 14 млн (!!!) евро (если быть точным – 14, 6 млн североевропейской валюты), что в пересчёте на рубли, уже отечественные, равно 1 млрд 33 млн рублей!
«Шикарный VIP-вертолёт, обустроенный в лучших традициях роскоши. Газотурбинный двигатель мощностью полторы тысячи лошадиных сил унесёт вас куда скажете и без пробок со скоростью более 300 км/ч», – говорится в статье «Самый лучший и дорогой вертолёт Agusta AW 139» на сайте pontuem.ru.
Вдумайтесь в эту цифру – один миллиард рублей! Для убедительности напишем цифрами – 1 000 000 000! Даже больше. На эту сумму в Подмосковье можно купить 400 квартир для переселения людей из аварийного жилья или построить школу на 1300 детей. И даже переоснастить все реанимационные отделения Подмосковья. Причём цифры не взяты с потолка. В своём докладе по итогам 2015 года Андрей Воробьёв в качестве заслуги своей команды назвал именно сумму в один миллиард, которую удалось найти и выделить на переоснащение всех (!) отделений самой большой по населению области в России.
И как выяснилось, это цена только одного губернаторского вертолёта. Понятно, что это не личные деньги главы региона, а бюджетные. Кстати, его заместитель Дмитрий Пестов летает на Еurocopter AS350B (№RA-04048). Он обходится ровно в 10 раз дешевле. Более того, глава государства Владимир Путин использует отечественный Ми-8, стоимость которого почти в два раза ниже (по оценкам специалистов – 8,2 млн долларов). Но разве можно сравнить заботы президента и те территории, которые он облетает, с теми заботами губернатора Подмосковья!
А потом он и его ручные депутаты лишают льгот пенсионеров, считая, что нужно экономить 2, 3 млрд рублей. Цена двух вертолётов для Воробьёва. Против 1, 2 млн пенсионеров.
Любопытный момент. На запрос «аренды вертолётов» первой же ссылкой в Google всплывает предложение с теми же характеристиками, что и Agusta. Только вертолёт проще и цена в два раза меньше. Но Воробьёву нужно не дешевле, а салон с белой кожей и красным ковром.
И ещё несколько цифр. Как удалось узнать, управделами подмосковного губернатора недавно закупило полёты на полгода. По контракту за 4 932 400 руб. куплено 38 лётных часов. Получается сумма 129 800 руб./лётный час.
Воробьёв летает на самой дорогой «птичке», которую не позволяет себе глава государства (лидер США Обама обходится вертолётом по цене 7,3 млн долларов), а пенсионеры должны топать в Москву пешком.
Полтора авто на одного депутата
В течение последнего года власть имущие призывали – вроде как подавали пример – к той самой экономии, отказываясь от служебных авто с водителями, заявляли о сокращении автопарка. Более того, правительство России давно запретило закупку автомобилей иностранного производства. Но ведь законы и указы, как известно, существуют у нас в стране для того, чтобы умело их обходить. Посмотрим, как стали «экономить» на автопарке чиновники Подмосковья.
Итак, на первую половину 2016 года из бюджета области уже выделено 164,9 млн рублей на транспорт для губернатора и областного правительства. Им нужны 172 машины. Ещё 502,9 млн – на разных других подмосковных госслужащих. Этим под мягкое место подадут 438 автомобилей.
Ещё на сумму 238,7 млн рублей в год обойдутся 77 машин для «слуг народа» – депутатов областной думы. При этом самих депутатов в Подмосковье всего 50 человек! По полтора авто на человека! Не кисло. Для всех сомневающихся все эти данные находятся в открытом доступе на официальном сайте госзакупок: http://zakupki.gov.ru.
Путём несложных математических расчётов с учётом текущих трат расходы на транспорт за 2016 год должны составить 1 млрд 579 млн рублей. В прошлом было 1,77. «Экономия» налицо.
И вместо тысячи автомобилей чиновники Подмосковья теперь используют «всего лишь» 687 машин. Действительно, как им быть, сирым и убогим? Ну да, экономический кризис же на дворе.
Продолжим дальше. Несмотря на то что правительство России давно запретило закупку иностранных авто, в список острых «нужд» подмосковных чиновников попала аренда Chevrolet Tahoe (стоимостью 3,4 млн рублей), Toyota Camry (1,3–1,7 млн), «Тoyota» Highlander (3–3,6 млн), Mercedes-Benz Sprinter (2–5 млн) и многих других.
Семейный подряд
Не менее интересно, кто поставляет эти самые автомобили. Это госпредприятие Московской области «Автохозяйство». По своей сути оно – посредник, который дальше проводит новые закупки. А на тендерах часто побеждает другая интересная фирма – ООО «Мособлтранс-1». Сумма контрактов с ней превышает 5,5 миллиарда! И клиенты-то все солидные. Министерство экологии и природопользования, например. Десятый арбитражный апелляционный суд. Понятное дело, Мособлдума. Управление материально-технического, транспортного и санаторного обеспечения Мособласти. И так далее. Сплошь государственно-бюджетно-чиновничьи организации. И услуги предоставляются им по большей части под названием «аренда легкового автомобиля с водителем». Но сроком на один год.
То есть та самая лазейка, которая позволяет обходить указ правительства РФ. Бюджетные деньги используются, по существу, на то же самое – комфортное обслуживание чиновников. Только схема другая. И сумма здесь более чем в два раза превышает те самые пресловутые 2,3 млрд, которые Воробьёв и депутаты отняли у пенсионеров.
Владеет же «Мособлтранс-1» некто Денис Кацыв. Он плотно сидит на бюджете, скорее всего, потому, что его отец Пётр Кацыв с 2000 по 2012 год работал министром транспорта Московской области. В это время бизнес клана рос как на дрожжах. С 2014 года Кацыв-старший занял пост вице-президента РЖД. Сынок же выполняет госзаказы от папиных друзей и для папиных друзей и нужных людей.
Семья действительно очень интересная. Кацыва-младшего включили в список Магнитского. Прокуратура Нью-Йорка подала на него иск с требованием конфисковать имущество по делу об отмывании 230 млн долларов из казны. Судя по всему, он был причастен к тёмной схеме вывода активов за рубеж через кипрский офшор Prevezon Holdings. Вот так деньги подмосковных бабушек перетекают в карман чиновников, а потом говорятся фразы о том, что «нет денег на льготы» и про «тяжёлые времена» и «экономию».