Аргументы Недели → Общество № 27(518) от 14.07.16

Фантомы трезвости

, 08:39

Россию в очередной раз пытаются отвратить от пьянства. Нынешняя кампания самая бескомпромиссная: ни о каком «культурном потреблении» речи нет, в моде девиз: «Русский – значит, трезвый». Со стороны может показаться, что успехи кампании значительны: в новогоднюю ночь на улицах пробки, по улицам городов с песнями и флагами бегают стаи трезвенников, а пьяных подростков стало зримо меньше. Росстат рапортует о снижении продаж и потребления спиртного. Правда, у этой бутылки есть второе дно.

Сегодня для пьянства нужно иметь характер. Вышел летним вечером попить пива во двор  – тут как тут пара полицейских. Раньше они по дворам особо не ходили, а ныне вы с пивом на скамейке – важнейший ресурс для надувания показателей. В столицах наряды ходят, как официанты, с карманным кассовым аппаратом, чтобы выписать вам 500-рублёвый штраф на месте. Когда не нужно везти в отдел, продуктивность каждого наряда резко возрастает.

И пусть вас не смущает, если рядом заливается матом компания ханыг: у тех и денег нет, и в отдел их не повезёшь – могут нагадить, дежурный осерчает. Правда, ханыгам в последнее время тоже стало тяжелее: по дворам бегают молодёжные активисты всевозможных «алкостопов» и бьют им морды за то, что пьяные. Таким образом патриоты борются за здоровье нации, да и с девушками, застигнутыми с пивом, знакомиться сподручнее.

Но даже если вы осторожный человек, заранее закупились и сели с друзьями дома на кухне, надо понимать, что завтра на работу. Утром антиалкогольную кампанию подхватят гаишники, у которых в ранние часы самый клёв. Если вы надышали на 0,20 промилле, разговор начинается от 50 тысяч рублей – это если вы в первый раз. Но даже если вы доберётесь на трамвае, то на проходной многих предприятий вас ждёт алкотестер. Есть выхлоп – нет работы. Не будешь же пить только по выходным – пропадает всякий интерес.

Самой меньшей проблемой выглядят временные рамки. Как известно, в России запрещено торговать водкой и даже пивом после 22 часов. То есть когда у людей самый нарез. В советские времена это породило многослойный подпольный рынок: таксисты с ящиками в багажнике, самогонщики, спекулянты с огромными сумками у закрытых дверей магазинов. Сегодня в Москве и крупных городах этого почти нет. Явление исчезло? Ничего подобного. В каждом спальном районе есть магазин, оформленный как кафе, хотя в нём может вовсе не быть столов. Иногда торговля ведётся без всякого оформления, под присмотром местной полиции. В общем россияне давно подстроились к каверзам своих законодателей.

На местах, правда, случаются перегибы. В Якутии около 60 сёл полностью отказались от торговли спиртным. Хорошо ещё если рядом трасса или райцентр. А вот посёлок Хара-Алдан Таттинского улуса расположен изолированно, до «столицы» Ытык-Кюёля – 160 км. Дважды в год посёлок вовсе отрезан от мира половодьем, а летом до него можно добраться только водным путём. Государственный магазин здесь один, спиртного он не продаёт, частников тоже прижали. В общем, 400 жителей живут в спартанских условиях. Правда, средняя продолжительность жизни в Хара-Алдане выросла до 76 лет, за 10 лет не возбуждено ни одного уголовного дела, а местная школа во время сухого закона подготовила 17 мастеров спорта.

Конечно, такие эксперименты возможны только в медвежьих углах. В деревне вместо городской палитры развлечений – тяжёлая посевная или уборочная страда, а в долгие зимние месяцы заняться особо нечем. В один медцентр Воронежа, где лечат от алкоголизма по системе Довженко, в сезон обратилось 18 председателей хозяйств, каждый из которых отправил кодироваться по 5–10 человек. А гордостью властей Башкирии считается деревня Саиткулово, где не пьют все 200 жителей. Здесь нет ни одной семьи, где было бы меньше трёх детей. А в Железногорском районе Курской области мужики повадились пить в разгар страды. Начальство плюнуло и пригласило бригаду турок. И хотя это было ещё до инцидента с Су-24, патриотическое чувство привело десятки курян к наркологам.

Росстат свидетельствует, что связанная с алкоголизмом смертность либо не меняется, либо снижается.Так, в январе – марте 2016‑го смертность от болезней системы кровообращения снизилась на 8,6%, смертность от случайного отравления алкоголем – на 10,5%. В 2015 г. продажи алкогольных напитков населению снизились в стране на 5,6%, а в 2014-м падение достигало 9,5%. Власти уже поспешили поставить это себе в заслугу, хотя и знают, что привирают.

Подвох в том, что никогда и нигде пьющая страна не перестаёт пить, если доходы населения снижаются, безработица растёт, возможность раскрутить своё дело минимальна, в отпуск толком не поехать, а будущее не кажется земляничной поляной. В социологии слишком многое зависит от постановки вопроса. По данным исследовательской группы W-City Community Research, количество стабильно пьющих россиян достигло 30%. В большинстве регионов стало больше людей, употребляющих крепкий алкоголь чаще трёх раз в неделю, что считается признаком латентного алкоголизма.

В 2010 г. средний россиянин выпивал 18 литров чистого спирта в год, а сегодня нам рапортуют про 12,8 литра. По словам экс-главного санитарного врача Геннадия Онищенко, цифра в 18 литров была скрупулёзно высчитана с учётом всех видов алкоголя, находящихся в обороте на рынке нашей страны, включая нелегальный сегмент, травяные настойки и бытовые жидкости. А нынешние показатели, скорее всего, учитывают исключительно официальные продажи.

Между тем продажи самогонных аппаратов выросли в 3–4 раза. К тому же в России сократилось количество интересантов: взрослую жизнь начинает малочисленное поколение 1990-х, зато у нас исторический максимум пенсионеров, которые часто уже не бойцы. А снос пивных ларьков ничего не изменит. Реальное отрезвление народа наступит не раньше, чем он почувствует реальный шанс на процветание и интересную жизнь.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram