Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 20(511) от 26.05.16

Реальная жизнь в реальном времени

, 09:15 , Обозреватель отдела Общество

В прошлом номере «АН» было рассказано о программном вещании «Общественного телевидения России». Теперь речь пойдёт об информационной политике канала. Действительно ли эта площадка независима от власти и бизнеса? Каково отношение работников канала к зрителю? Какие новостные сюжеты можно встретить на ОТР и невозможно встретить на других кнопках? В чём специфика прямого эфира на канале? На эти вопросы отвечают директор дирекции информационного вещания ОТР Константин ТОЧИЛИН и заместитель директора Юлия ЕРМИЛОВА.

К. Точилин: Если посмотреть на нашу заставку новостей, можно увидеть там подзаголовок: «Всё, что происходит в России». Этим мы и отличаемся – вниманием ко всему, что происходит в нашей стране, и не только к сиюминутным вещам, но и к глобальным процессам, а также к судьбам людей. Мы обращаем внимание на то, на что другие плюют. Стараемся через маленькую историю маленького человека – или маленького города, или маленького завода – показать проблему в масштабе всей России.

Ю. Ермилова: Часто говорят о социальной ответственности телевидения, и редко за этими словами что-то стоит. Наш канал вправду социально ответственный. Говоря о чьей-то проблеме, мы стараемся помочь человеку. Например, добиться, чтобы ветерану выдали квартиру. Или разобраться с задержкой зарплаты. Мы часто получаем благодарственные письма о том, что вопрос решён. Или отчёты местных властей: «Проблема устранена. Спасибо, что обратили на неё внимание».

К. Точилин: Конечно, не каждая история увенчивается успехом. Однако про каждую мы можем сказать словами из фильма «Пролетая над гнездом кукушки»: «Я хотя бы попытался».

Что есть у нас и чего совершенно точно нет у других каналов, так это интерактивный прямой эфир. Помимо новостных выпусков у нас выходит информационная программа «ОТРажение» – четырёхчасовой марафон с 15:00 до 19:00. Это прямой эфир не ради прямого эфира – к нам звонят зрители, пишут сообщения, рассказывают о своих проблемах. Программа очень востребована. Мы начинали проект от бедности, от недостатка финансирования. Нет ничего дешевле прямого эфира – не нужно тратить деньги на монтаж, на озвучку. Хроническое безденежье заставило нас выдумывать, изобретать. ОТР – телевидение на коленке в хорошем смысле слова.

Ю. Ермилова: У нас хорошие коленки. (Смеётся.)

К. Точилин: Иногда мы дразним «ОТРажение» цветным радио, потому что такая разговорная программа более характерна для радийного формата. Перед премьерой «ОТРажения» в марте прошлого года мы очень переживали, что людям такая программа не нужна, что звонков не будет. Предварительно обзвонили родственников и знакомых, чтобы хоть в первый день программа удалась. Но волнения наши были напрасны – звонки и эсэмэски от незнакомых людей стали поступать с первых же минут. При том, что не было никаких анонсов. Таков общественный запрос на справедливость, такова потребность высказаться, поделиться.

Ю. Ермилова: Первые полгода мы получали сообщения примерно такого содержания: «Докажите, что это прямой эфир! Пусть ведущий сейчас поднимет руку!» Люди не могли поверить, что телевидение не только информирует и развлекает, но и служит их интересам. В нашей стране постоянно говорят, что нужно формировать гражданское общество. Кто-то даже даёт рекомендации, как это делать. А мы никого не учим, мы обозначаем проблему, обсуждаем пути её решения и оцениваем конечный результат. «ОТРажению» удалось выбиться из стереотипа, что телевидение живёт в каком-то своём мире, какой-то другой жизнью.

– ОТР позиционирует себя как площадка, свободная от политической и коммерческой цензуры. Соответствует ли это действительности?

К. Точилин: Абсолютно соответствует.

Ю. Ермилова: Да, никто не указывает нам, как, что, зачем и почему.

К. Точилин: Свобода от коммерции, от рекламы – это очень важно. Мы не обязаны гнаться за рейтингами. Есть азбучное правило: хочешь высоких рейтингов – почаще показывай голую задницу. Но вот вопрос: а интересен ли нам зритель, которому нужна голая задница? Нет, не интересен. К счастью, мы, как некоммерческий канал, имеем возможность работать со зрителем, который симпатичен нам. Причём на количество зрителей мы не жалуемся: у нас нет денег на измерение аудитории, но, судя по звонкам, она очень значительная. Судите сами: ежедневно поступает несколько тысяч звонков и сообщений за четыре часа эфира.

Ю. Ермилова:
ОТР для нас – это шанс сделать то, за что не будет стыдно перед детьми, перед внуками.

К. Точилин: Наша позиция совпадает с позицией главного редактора вашей газеты. Недавно я с ним беседовал, и он сказал, что ориентируется не на среднестатистического гражданина, а на самого себя. Мы тоже ориентируемся на самих себя. Работая на других каналах, мы постоянно сталкивались с тем, что зрителя считают дураком. Наш зритель – далеко не дурак.

Ю. Ермилова: Какие-то каналы преподносят как великую новость, например, сюжет о том, как пьяная полная женщина танцует на улице ламбаду. У нас нет этой желтухи, чернухи и прочей цветнухи. Зато у нас множество новостей из регионов. Мы сами не догадывались, сколько всего интересного происходит в стране. Другие каналы слишком заточены на федеральный масштаб и выпускают в эфир лишь немногие провинциальные события. Мы же относимся к этому совершенно иначе. Страна живёт очень разнопланово. От региональных стрингеров к нам поступают такие идеи, до которых в столице никто не додумается.

К. Точилин: Также благодаря отсутствию коммерции у нас есть рубрика «Сделано в России, или Энциклопедия российского бизнеса». На других каналах, если человек хочет рассказать о своём бизнесе, ему тут же выкатывают счёт.

Ю. Ермилова: А бизнес, как известно, бывает не только крупным и не всегда способен оплачивать такие счета. Например, это может быть бизнес по сбору иван-чая под Архангельском, в котором занята одна-единственная семья.

– Ваш канал нуждается в финансировании. Почему бы не брать с бизнесменов деньги в виде спонсорства?

К. Точилин: Если монетизировать эту рубрику, из неё уйдёт искренность, ведущие будут смотреть в рот герою и поддакивать.

Ю. Ермилова: Искренность – это наш козырь, который отличает нас от многих собратьев по профессии.

К. Точилин: Благодаря работе не только с крупными, но и с малыми предпринимателями мы получаем реальный срез российской экономики. Когда слушаешь министров и кабинетных учёных, то видишь одну часть картины, а когда слушаешь реальных бизнесменов, то другую. В результате картина получается более-менее целостной.

Ю. Ермилова: То же самое можно сказать про нашу новую рубрику «Профессия», где мы показываем реальных представителей той или иной специальности.

К. Точилин: Причём началась эта рубрика довольно случайно. Помните стихотворение Твардовского «Ленин и печник»? Так вот к нам пришёл настоящий печник, готовый рассказать о трудностях своей профессии. Мы сперва похихикали, а потом выяснили, какая часть российского населения пользуется печным отоплением – оказывается, не менее 40%, – и поняли, что тема-то совсем не экзотическая.

Ю. Ермилова: У нас уже побывали и слесарь, и заводчик котов, и учитель, и врач, и альпинист, и космонавт, и энергетик – да кого только не было.

Ещё я бы выделила рубрику «Народный путеводитель». Люди снимают на мобильный телефон интересные события, которые видят вокруг, и присылают нам видеозаписи. Причём это не жёлтые сюжеты вроде автомобильных аварий. А скоро стартует рубрика «Народный комментатор»: люди будут снимать на видео свои рассуждения на любую тему (от проблем с водопроводом до геополитики), и мы будем выбирать для эфира наиболее интересные из них. Причём это должно быть не смешно, а содержательно.

– Многие сомневаются в том, что наше государство может финансировать, пускай и чуть-чуть, независимое СМИ.

Ю. Ермилова: Но финансирует же. Я понимаю ваши сомнения: мол, кто девушку ужинает, тот её и танцует. В нашем случае это не так.

К. Точилин: Я тоже сильно засомневался, когда была выдвинута идея независимого общественного телевидения. Но, оказалось, такое возможно.

– Познер многократно говорил, что ему запрещено приглашать в программу ряд людей, в первую очередь оппозиционного политика А. Навального. У вас он тоже не бывает – вам это запрещено?

К. Точилин: Нам никто ничего не запрещает, и самоцензуры у нас нет – есть собственные представления о том, что правильно и неправильно, и представления эти находятся где-то посередине. Мы избегаем крайностей с обеих сторон, поскольку считаем их неумными. Ориентируемся опять же на себя – интересно нам или не интересно, верим мы этим людям или не верим. Если президент скажет, что земля круглая, тут же куча народу начнёт верещать, что земля квадратная. Таких людей приглашать бессмысленно. И обратный эффект точно такой же: некоторые персоны считают себя провластными и при этом несут полную ахинею, оказывая власти медвежью услугу. Такие нам тоже не интересны.

Ю. Ермилова: Нам интересен конструктив – с любой стороны. Интересна грамотная позиция, которая направлена на реальное улучшение жизни общества. Эта позиция может иметь любой окрас. Главное, чтобы она была, повторяю, конструктивной.

К. Точилин: Политика в чистом виде не имеет смысла. Мы не видим конкретной повестки в конфликте власти и её противников. Заниматься этой схоластикой и обсуждать «химеру, в пустоте жужжащую», нет никакого резона.

Ю. Ермилова: Жителям регионов, как правило, это вообще не интересно. Не этим страна живёт.

К. Точилин: Мы обсуждаем политику применительно к реальной жизни. Скажем, правительство или Госдума принимает решение, а мы приглашаем эксперта, иногда двух, и препарируем это решение с разных сторон. Ещё нам интересны общественные организации. Например, «синие ведёрки», которые борются с особыми полномочиями машин со спецсигналом, – это оппозиция или нет? Они от нас не вылезают. Точно так же мы дружим с Народным фронтом – он делает реальные дела. Мы передаём жалобы зрителя в регион, в профильное министерство и в Народный фронт, потому что власти с ним считаются.

Дискуссия ради дискуссии нам не нужна, в нашей студии спорят только о конкретных вещах. Мы не стремимся пригласить условного политика Ж. и сделать политическое шоу. Информационный шум – не наш профиль. Только конкретика, только реальная жизнь.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram