Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 19(510) от 19.05.16

Заря общественного телевидения

, 08:45 , Обозреватель отдела Общество

«Общественное телевидение России» – канал уникальный. Скромность финансирования (из-за отсутствия рекламы) соседствует здесь с невиданной для российского ТВ свободой творчества. Программный директор ОТР Юрий БАБУРОВ рассказывает о содержании эфира, о возможностях и трудностях канала и о том, каково просыпаться под программу «Календарь».

- Юрий, как работается?

– Программная дирекция находится в непростой ситуации: мы должны из ничего сделать что-то. При небольшом финансировании находим возможности создавать интересный продукт – крутимся как можем. В обычной жизни человек не берёт хлеб в булочной бесплатно под обещание принести деньги, а в нашем случае дело обстоит именно так. С другой стороны, у нас очень гибкое руководство, что открывает огромный простор для творческих находок. Люди приходят к нам именно за этим.

– В жизни многих зрителей телевидение играет важнейшую роль по утрам в будни, когда необходимо взбодриться и получить хороший заряд на весь день.

– Для этого у нас есть программа «Календарь». Начинается в 7:30 и длится полтора часа. Это познавательно-развлекательный полигон. Лёгкий для восприятия, но требующий кропотливого производства. За один выпуск у нас проходят пять – семь сюжетов, четыре-пять героев. При этом творческий коллектив «Календаря» – всего лишь 21 человек. Нас называют каналом для пожилых людей, но у нас работает много молодёжи, а в «Календаре» так вообще одна молодёжь! Ребята работают с удовольствием, демонстрируют полёт фантазии. Например, недавно, к Дню Победы, сделали сюжеты о ролевиках-реконструкторах, об оружии, о моторах Второй мировой, о памятниках участникам и исторических местах.

Может быть, некорректно хвалить самих себя, но я просматриваю утренние эфиры на всех каналах и вижу: у нас получается не хуже, чем у других, а в чём-то даже интереснее. Кроме того, мы заказывали подсчёт нашей аудитории. Я не имею права разглашать цифры, но мы составляем некоторую конкуренцию нашим коллегам на других каналах. Наш утренний эфир – не на последнем месте. Одна из причин заключается в том, что на ОТР много материала о самых обычных и в то же время интересных людях. Мы даём им возможность выговориться, донести до аудитории свой взгляд на мир. Зрители пишут, что на нашем канале говорят и слушают.

Программа «Календарь» выходит в эфир уже девять месяцев. Поначалу мы много спорили с руководством о том, каких гостей приглашать в студию. К нам приходят все: и знаменитые люди, и простые. Программа, если можно так выразиться, всеформатная.

– Часто ли неизвестные люди оказываются интересными?

– Вот пример. Семья пенсионеров. Им за 65 лет. Они сдали свою московскую квартиру на длительный срок, сели на свой кроссовер корейского производства и на нём объехали весь земной шар. Из России в Европу, оттуда на пароме в Египет, из Южной Африки доплыли до Южной Америки, далее проехали до Аляски и через Дальний Восток в Москву. Всё это путешествие заняло у них около 10 месяцев и было полным всяких приключений.

У нас появляются экстремалы, мотогонщики, парашютисты. Приходила бесстрашная симпатичная девушка – гонщица, представляющая страну на международных ралли «Дакар», «Ралли фараонов». Приходил сотрудник федеральной службы охраны в отставке. В молодости он охранял Горбачёва. Рассказал о приезде Горбачёва в Вашингтон и ответном визите Буша-старшего в Москву. Прилетев в Америку, президент СССР остановил кортеж посреди Вашингтона, вышел и стал общаться с людьми, что, конечно, не положено. А Буш-старший, прибыв в Москву, отправился гулять по Арбату и ушёл не в ту сторону – туда, где не был проработан маршрут. Его тут же окружили люди. «Ого! Президент США!»

Мы выпускаем сюжеты о прекрасных чудаках. Одна девушка влюбилась в Ту-104 – первый реактивный пассажирский самолёт нашей страны. Она нашла его на заброшенном аэродроме и восстанавливает своими силами. Уже восстановила кабину. Казалось бы, такая маленькая девушка и такой большой самолёт! (Смеётся.) Другой чудак-изобретатель сделал из двигателя сгнившего автомобиля самодельный вертолёт и летает на нём. Третий восстановил столетний паровоз на паровой тяге.

Иногда приглашаем фокусников. Или дрессировщиков – например, к нам приходили люди с дрессированными крысами, или с удавами, или с совами. Да кто только у нас не бывает! «Календарь» – программа динамичная и порой непредсказуемая. Никаких рамок, кроме морально-этических.

– А политики приходят?

– Политика – не наш профиль, этим занимается информационная дирекция ОТР. Большим успехом пользуется общественно-политическое шоу «Прав! Да?» (это самая рейтинговая из наших программ). Дело в том, что задача политика – днём и ночью нести людям своё политическое слово и самого себя. Эти люди могут быть интересны «Календарю» с неофициальной стороны, но зачастую им самим это неинтересно. Я говорю политику: «Можете прийти не в костюме?» Он отвечает: «Другой одежды у меня нет». Было бы здорово послушать о том, как политик занимается, например, дайвингом или коллекционированием марок. Но, увы…

– Насчёт гостей понятно. А из каких рубрик состоит «Календарь»?

– Из самых разных. Зрители очень ценят рубрику «Сад и огород» с доктором сельскохозяйственных наук Николаем Фурсовым из Тимирязевской академии – он рассказывает о садоводстве доходчивым языком. Поступает много просьб выделить эту рубрику в отдельную программу. Есть страничка «Медосмотр» с профессором Павлом Воробьёвым. Он не пугает зрителей медицинскими страшилками, а даёт полезные советы. При этом никакого самолечения! Есть научная страничка. К слову, научно-популярного вещания на ОТР больше, чем где-либо.

Историческая рубрика «Календаря» рассказывает о значимых событиях прошлого с привязкой к дате. Вспоминаем как светлые, так и тёмные события нашей истории. Заостряемся на интересных подробностях и при этом не навязываем зрителю своих оценок. Те, кому мало истории в «Календаре», смотрят на нашем канале программу «Исторический взгляд» Л. Млечина, который перешёл на ОТР с ТВЦ.

Ещё в «Календаре» есть правовая рубрика «Вы спрашивали». Зрители просят объяснить, как скажется на их жизни такой-то новый закон. Мы приглашаем юристов – они объясняют. Одна из важнейших тем сейчас: подорожание ЖКХ. Специалисты анализируют, куда уходят деньги жильцов. Часто зрители спрашивают, как поступить в той или иной ситуации, как защитить свои права, – и юристы в эфире дают правовые советы.

Конечно, нельзя обойтись без кулинарной рубрики, которая существует на каждом канале. Готовка у нас происходит не в студии – корреспондент ездит по разным кафе. Напомню, что реклама на ОТР запрещена законом – соответственно, нас интересуют только те кафе, которым действительно есть что продемонстрировать. В будущем мы планируем перевести рубрику в формат под условным названием «Кухня народов России». Показать, в каком регионе какие блюда предпочитают.

Ещё мы рассказываем в «Календаре» о культуре, о кино. Анонсируем события – музыкальные, научные, общественные. Речь идёт о самых разных городах России, так что рубрика полезна не только москвичам.

– Если бы вы не работали на ОТР и оценивали бы канал со стороны, вы заметили бы как специалист, что ему не хватает финансирования?

– По «Календарю» не заметил бы – он достаточно глянцевый, качественно смонтирован, с хорошим ведением. Недавно, кстати, мне встретился знакомый с Первого канала. Он говорит: «Наконец-то перенастроил телевизор и посмотрел ваш ОТР». Я насторожился: «Та-ак, и?» – «Неплохо, – говорит, – мне понравилось». Я даже удивился, потому что у меня масса претензий к нашим программам.

– И вы так открыто говорите, что недовольны собственным каналом?

– А почему нет? Да, нам хочется расти дальше, делать больше и лучше. Если бы у нас не было претензий к собственному каналу, это означало бы, что мы не развиваемся.

– Какие задумки хотелось бы реализовать в будущем?

– Я бы хотел, чтобы на канале появилось больше нишевых программ – для увлечённых людей. Про активные виды спорта, моторы, рыбалку, коллекционирование. Также хотелось бы подробнее рассказывать, что происходит в стране. Работать не с удалёнными корреспондентами-стрингерами, а высылать съёмочную группу в любую точку России. Здорово было бы организовать экспедицию, показать путешествие из Москвы в Магадан. Но, конечно, это невозможно при нынешнем финансировании. Оно смехотворно. Тем более оно смехотворно для федерального канала, вещающего 24 часа в сутки, каковым является ОТР.

– Есть ли идеи по привлечению средств?

– Кроме государства источник один – спонсоры. Рассчитывать на зрителей не приходится. Россиянин отзывчив, он придёт на помощь человеку в беде, но платить за общественное телевидение – не в российской ментальности. В Германии, в Скандинавии плата за общественное телевидение взимается в обязательном порядке, но в сегодняшней России это невозможно: люди не могут разобраться с расходами на капремонт, а тут на них ещё и какой-то канал повесят. Возможно, ситуация изменится, когда население увидит, что с помощью общественного телевидения можно решать собственные проблемы – таких примеров всё больше.

Каналу три года, два из которых были очень тяжёлые, поскольку пришлись на экономический кризис. Сейчас люди лучше информированы об ОТР, чем пару лет назад, и это не может не радовать.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram