После многих лет устойчивого роста благосостояния народа наша страна столкнулась с макроэкономическими трудностями. В результате вновь обострилась проблема социального неравенства и бедности. В такой ситуации особую важность приобретает поиск эффективных решений, которые возможны и в ограниченных бюджетных рамках ответственности бизнеса.
Страна становится «бедной»
Вследствие спада экономики РФ, вызванного во многом совокупностью внешних факторов, к концу 2014 г. количество россиян, живущих на доходы ниже прожиточного минимума, резко увеличилось. По итогам I-го квартала 2015 г. их стало на 3,1 млн человек больше, чем год назад. За чертой бедности оказалось около 20 млн россиян. За весь 2015 г. положение чуть улучшилось, и количество официально бедных людей снизилось на 4%. Но прогноз неутешителен.
По оценке Аналитического кредитного рейтингового агентства АКРА, в 2016–2018 гг. реальные доходы населения продолжат сокращаться, а значит, доля бедных продолжит расти. Зарплаты в бюджетном секторе по росту отстают от инфляции, а в реальном секторе экономики и вовсе стоят на месте. Покупательская способность резко снизилась, о чём свидетельствует падение оборота розничной торговли на 11% по 2015 году.
Особенно сложное положение складывается в многодетных семьях с тремя и более детьми. Таких в России более полутора миллионов. Государство всячески поощряло рождаемость, но теперь наличие детей в семье снижает и без того уменьшающиеся доходы на работающих людей, которые оказались в сложной ситуации. А деньги нужны как на питание, так и на образование, культуру, быт и т.д. Следует учесть, что в таких семьях один из родителей часто не работает, оставаясь с детьми дома. Это, пожалуй, самая «болевая» точка общества. Во многих таких семьях существует проблема даже с полноценным питанием, что абсолютно непозволительно в социально ориентированном государстве с достаточно развитым производством продуктов питания.
Правительство старается решить эти вопросы. Но предлагаемые меры большей частью имеют слишком отдалённую перспективу, а помощь требуется здесь и сейчас!
Но существует инструмент, который может не только решить проблему хотя бы с организацией питания малообеспеченных слоёв населения, но и одновременно благотворно воздействовать на стратегически важные отрасли экономики. Нужно сделать ставку не на поощрение производства, а на рост потребления!
Помочь малоимущим
Действует этот инструмент путём выдачи электронных карточек определённым группам населения, которые признаны малоимущими. Базы таких лиц существуют. Их можно взять за основу. На эти карточки начисляется определённая сумма денег, которые они могут потратить в продовольственных магазинах на строго определённые виды продуктов.
На первых порах это должны быть продукты, которые в России производятся в избытке, которые мы успешно экспортируем и которые продаются в стандартизированной упаковке. Речь идёт прежде всего о крупах, растительном масле, молоке и мясных консервах.Нуждающиеся люди будут получать при этом «бесплатные калории» и частично «бесплатные белки». Стандартность веса и расфасовки таких продуктов, длительность хранения, удобность логистики, позволят с наименьшими затратами осуществлять эту помощь для обширных отдалённых территорий.
Включение в программу других продуктов имеет смысл проводить на втором этапе, когда методика будет апробирована. Иначе в силу высочайшей конкуренции в этой области может быть спровоцировано лоббирование производителями именно своей продукции для введения её в программу помощи населению, что скомпрометирует всю программу. Производители других видов продовольствия и без того не останутся внакладе, потому что высвободившиеся средства люди смогут потратить именно на эти продукты, которые сейчас часто, к огромному сожалению, необеспеченные слои населения считают едва ли не предметами роскоши.
Метод не нов и успешно себя зарекомендовал. Например, в США таким образом правительство субсидирует агропромышленный комплекс через стимулирование потребления с пятидесятых годов прошлого века. Там «продуктовые марки» – это и сегодня привычный инструмент социальной поддержки. Малообеспеченные люди могут приобрести товары либо по маркам, либо по льготным ценам, либо бесплатно. А государство ежемесячно пополняет их счёт.
Эти меры помощи хороши ещё и тем, что не попадают под действие «оранжевой» корзины ВТО. Государство может направлять на эти цели любые суммы без каких-либо оговорок.
Подобный метод кардинально отличается от карточной системы, имевшейся в плановых государствах. Карточки в том же СССР лишь давали возможность вам купить на свои деньги какой-то продукт, который вы иным способом купить не могли, либо могли, но по спекулятивной цене. В нашем случае это своего рода подарок, который даётся вам сверх того, что у вас уже есть.
Расчёт суммы ещё предстоит произвести. Предположим, она будет равняться двум тысячам рублей в месяц на семью. Казалось бы, невелики деньги. Но нужно учесть, что они будут расходоваться на те продукты, которые обеспечивают организм необходимым для жизни количеством белков, углеводов, жиров, пищевых волокон. Именно пищевая ценность обеспечивает безопасность человека от недоедания. Человек больше не будет заботиться о том, чтобы не остаться голодным или не иметь возможности обеспечить детям хотя бы минимум.
Эти две тысячи рублей высвободятся в бюджете семьи для того, чтобы человек смог приобрести другие продукты, которые не являются предметом первой необходимости, но помогут улучшить ассортимент питания и его качество. Кроме того, эти деньги могут быть направлены на приобретение одежды, медицинские услуги. Недостаток деликатесов совсем не так фатален, как может показаться. Гораздо опаснее, когда недостаёт действительно необходимых составляющих в рационе, особенно полноценных белков, которые есть в яйце, мясе, молоке, рыбе.
Слишком много мяса
Кроме помощи населению эта мера будет работать как эффективная поддержка аграрному сектору. Производители круп и масла, мяса и молока получат государственные средства, но не напрямую, а через потребителя. Разворот части средств от прямой поддержки АПК в сторону потребителей сразу окажет благотворное влияние на экономику. Когда сбыт упёрся в потолок, бессмысленно поощрять производство того, чего никто не купит. Надо помочь потребителю больше покупать. Рост потребления делает сильным внутренний рынок. На этом базируется благосостояние любой экономики.
По многим группам товаров – в частности, по мясной группе – мы уже достигли так называемой дисперсной величины производителей с необходимыми компетенциями для органического роста. С точки зрения технологий 70–80% игроков на рынке птицы и свинины полностью соответствуют мировым показателям. Казалось бы, нужно срочно вкладывать деньги в дальнейшее развитие. Но не тут-то было! Внутренний рынок перенасыщен предложением. Как говорят специалисты – он «перезрелый». При этом производство находится на крайне низком уровне рентабельности. Говоря простыми словами, птицеводы и мясопроизводители не могут поднять цену на свою продукцию, потому что её никто не купит. Но и снизить цену они не могут, потому что и так на мясо птицы, к примеру, цены самые низкие в мире! Видны классические признаки перепроизводства. Особенно ярко ситуация проявляется на рынке птицы. В свиноводстве это произойдёт буквально в этом или следующем году.
Идеальным выходом стало бы наращивание экспорта. Низкий курс рубля этому очень способствует. Но на пути экспорта стоят барьеры. Для работы на мясном рынке нужна политическая лояльность стран, куда мы хотим продавать продукцию. Контрагенты, которые десятилетиями снабжали эти страны, естественно, не горят желанием нас туда пускать. Россия пока с трудом выходит на экспорт 50–100 тыс. т мяса. Это маленькая цифра. В основном это мясопродукты, которые идут через Гонконг в страны Юго-Восточной Азии. По большому счёту это только попытки выйти за пределы своих границ. Для решительного проникновения на иностранные рынки нужны время, политическая лояльность стран, много работы по стандартам. А времени нет – мясной бизнес, как и любой другой, без развития будет хиреть.
Для развития производителям продовольствия нужны новые рынки. И главное – расширение уже имеющихся. Адресная помощь малоимущим расширяет именно внутренний рынок сбыта.
Где взять деньги?
Есть два пути по возможному финансированию столь важного проекта.
Первое – это перенаправление части средств, выделяемых на поддержку АПК. Также разумно задействовать и часть из социального бюджета. Потому что это решает проблему белковой недостаточности. А это напрямую затрагивает здоровье граждан. Особенно теперь, когда население во многом вынужденно переходит на углеводы вместо важного белкового питания. Сейчас результат такого изменения в рационе не слишком заметен, но он обязательно скажется во времени.
Рискуя подвергнуться критике, мы предложили бы провести эмиссию. Бюджет такого проекта – около 150 миллиардов.
Главным опасением «аналитиков» из правительства является то, что эмиссия подтолкнёт инфляционные процессы. Эти аргументы не следует отбрасывать, но не следует и забывать об основных причинах монетарной инфляции.
Деньги, направляемые на эту программу, это не инфляционные средства. Люди не могут потратить их ни на что другое, кроме чётко очерченного круга продуктов отечественного производства.
Рентабельность пищевой промышленности настолько мала, что едва может обеспечивать собственные воспроизводство и развитие. Поэтому деньги со стороны производителей тоже не могут уйти на валютный рынок.
Я не вижу другого инструмента, который настолько быстро и эффективно мог бы снизить социальное неравенство, напряжённость и падение спроса и помочь одновременно агропромышленникам. Перед выборами повышение покупательской способности населения для партий, поддерживающих такие инициативы, был бы очень выигрышным аргументом. Мы можем одним разом убить даже не двух зайцев, а решить три важные задачи: помочь нормально питаться малообеспеченным людям, стимулировать спрос и тем самым опосредованно поощрить рост производства стратегически важных продуктов за счёт внутреннего рынка.