Аргументы Недели → Общество № 12(503) от 31.03.16

МРОТ, парковки, эвакуаторы… Когда остановка?

, 08:04 ,

На недавнем заседании президиума Госсовета по безопасности дорожного движения много внимания было уделено взаимоотношениям между автовладельцами и властями различных уровней, которые подчас принимают характер непримиримой взаимной нетерпимости. Почему?

На эту и другие злободневные темы сегодня рассуждает депутат Госдумы от ЛДПР, председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав НИЛОВ. Ему слово.

- Ярослав Евгеньевич, о вопросах, поднятых на заседании Госсовета, чуть позже, потому что при всей своей глобальности они в то же время пока весьма узкопрофильны. Давайте начнём с того, что тоже сегодня широко обсуждается в обществе и касается буквально каждого россиянина, – минимального размера оплаты труда (МРОТ). Вы неоднократно поднимаете эту тему в различных дискуссиях. Что вас тревожит в ней более всего?

– То же, что и всех остальных наших граждан: неоправданно низкий размер МРОТ. Мне, например, абсолютно непонятен механизм расчёта МРОТ. Ну что такое 6204 рубля в реалиях нынешней жизни? Пшик! И не только в крупных областных городах, но и в глубокой провинции. Люди получают 6 тысяч рублей, а счета за коммуналку приходят на 7 тысяч. Как жить?

– У вас есть рецепты его повышения? Не популистские, не разовые, связанные с предстоящими выборами, а реальные и экономически оправданные?

– Если коротко: воровать надо меньше! И не мешать людям работать. К сожалению, сегодня в России многие предложения легко трактовать как нереализуемые. Особенно когда речь идёт о бюджетных расходах. И тем не менее. Разрыв в зарплатах учителей, врачей и топ-менеджеров госкорпораций и вип-чиновников колоссальный! «Золотые парашюты», о которых говорят на всех уровнях, от этого меньше не становятся…

– В том числе и среди депутатов?

– В том числе и среди депутатов, да. Мы требуем отмены «золотых парашютов» для парламентариев! Первоначально предполагалось, что думские выборы пройдут в декабре 2016 года. Но позже они были перенесены на сентябрь. И возникла идея «компенсировать» тем депутатам, которые не переизберутся в сентябре, эти 2,5 месяца. То есть выплачивать деньги – за ничегонеделание, оставить льготы, неприкосновенность. Мы против! Правительство нас сначала поддержало, но… позже позиция резко изменилась.

– Мы говорили о рецептах изменения ситуации…

– Мы в ЛДПР считаем, что сегодня в России абсолютно неправильная бюджетная политика: в одни республики деньги текут рекой, а другим областям – крохи. Но главная беда, на мой взгляд, – повальное воровство, в том числе управленцами очень высокого уровня. Бывший губернатор Сахалина, бывшие главы Коми, Брянщины, мэры городов, теперь – замминистра культуры и т.д.: каждый день в СМИ публикуются пресс-релизы Следственного комитета. Вся страна читает. И делает выводы, для исполнительной власти отнюдь не радужные: все ведь видят, как бюджет разворовывается, а дыры власть затыкает непомерными штрафами, налогами, то есть деньгами из карманов простых граждан.

– Но ведь и силовики не молчат: арестовывают, сажают, конфисковывают украденное. В пресс-релизах СК об этом как раз и рассказывают. Президент постоянно требует ужесточения контроля за этой работой. Так что делать?

– Беда в том, что в России до сих пор существует ручное управление. Такова политическая воля, уж так сложилось. Но Россия – огромная страна, и президент за всем уследить не может! А контроль на местах крайне низок. Во многих случаях – сознательно низок. Дело Васильевой показало, что имущество Минобороны разворовывалось почти в открытую. И что? Ничего.

Я уже не говорю про те бюджетные траты, на которые по нелепой традиции у нас уже давно не обращают внимания: постоянные подарки, сувениры, открытки от ведомства ведомству, от чиновника чиновнику к различным календарным датам и т.д. А ведь это миллионы и миллионы рублей!

– Поговорим о минимальном размере оплаты труда. Ведь вы предлагаете при расчёте МРОТ перейти на почасовую оплату труда? По-моему, 100 рублей в час?

– Мы предложили установить минимальную почасовую оплату труда. МРОТ – это отдельно, к этой величине привязан ряд выплат. Наши экономисты частенько ссылаются на западный опыт при изобретении очередных драконовских фискальных нагрузок на граждан. Так давайте в таком случае, как на Западе, установим и минимальную оплату трудового часа. Этот законопроект уже почти два года лежит без движения.

– Почему?

– Внятного ответа нет. Но отговорки одни и те же: в бюджете денег на это нет. Ничего нового! Вот на открытие «Ельцин-центра» в Екатеринбурге без особых сомнений нашли… 7 миллиардов рублей!

Глава Счётной палаты Татьяна Голикова в одном из интервью недавно заявила, что в нашем бюджете можно без особого труда найти… триллион рублей, не сокращая при этом текущих расходов!

– Татьяна Голикова имела в виду ситуации, когда деньги, выделяемые на определённые проекты, не осваиваются в срок и остаются на счетах подрядчиков в банках. На них попросту начинают зарабатывать огромные проценты. Но в экономике эти деньги не работают, т.к. проценты целевым потоком идут в чьи-то карманы. Это давно известно.

Так что глава Счётной палаты подтвердила то, что многие главы регионов об этом не только знают, но и активно в подобных схемах участвуют. Один из изъянов ручного управления, увы.

– На заседании Госсовета в Ярославле президент Путин отметил, что статистика серьёзных ДТП на дорогах страны пошла на убыль из-за больших штрафов. Уверен, что масса региональных чиновников уже расценила эту точку зрения президента как единственный метод борьбы со всеми проблемами нашего дорожного движения.

– Согласен с тем, что пьяный за рулём – потенциальный преступник! В этих случаях наказание, в том числе и в виде серьёзных штрафов, полностью оправдано. Но… В ряде случаев штрафы и выплаты для автомобилистов уже перешли границу социальной целесообразности. Наше общество очень расслоено в материальном плане. И для многих не по карману, например, сегодняшние расценки на платную парковку. Уравниловка здесь не только недопустима, она опасна: растёт градус общественного недовольства. Причём обоснованно: число тех, кто может себе позволить большую сумму за час парковки, всегда будет меньше тех, для кого эти суммы неподъёмны.

– По-моему, ради этого цены и задираются так безбожно: желание городских властей пересадить как можно больше автомобилистов на общественный транспорт уже ни для кого не секрет. Но пытаться решить одну проблему, создавая при этом другую, – и безнравственно, и экономически безнадёжно! Вы согласны?

– То, что в Москве выбраны абсолютно неразумные методы расчёта тарифов стоимости парковок, эвакуации и прочего, – очевидно. Почему штрафы выше, чем в других субъектах?

Ещё в прошлом году должны были принять федеральный закон, чтобы все перечисленные тарифы регулировались единообразно по всей стране. Не приняли. Поэтому сегодня этот процесс в стране разрегулирован: в каждом регионе свои ставки, их утверждают местные парламенты, очень часто – волюнтаристски, волевым решением, без экономического обоснования.

Например, в Москве, на мой взгляд, цена парковки за час не должна превышать 20 рублей. А в спальных районах она вообще должна быть бесплатной. То есть эта цифра должна быть привязана к тому самому МРОТу, с которого мы и начали беседу. На сегодняшний день это было бы логично. Да и желание городских властей пересадить всех на общественный транспорт сегодня тоже из области фантастики: в метро в часы пик, например, давно коллапс! Да и автомобилисты, привыкшие к своим машинам, оплачивающие транспортные налоги, по-моему, вовсе не горят желанием поставить их на прикол. С какой стати? Только потому, что этого хотят чиновники? Кстати, факты гражданского неповиновения принудительной эвакуации частных авто – уже давно не секрет. Их пытаются скрыть, не афишировать. И зачем же этот накал страстей лишь усиливать изо дня в день?

– Да вы сами на этот вопрос и ответили: во главе процесса стоят огромные деньги! А процесс этот избирательный: если под знаком будут стоять джип и «жигули», первым заберут, конечно, джип…

– В профильном комитете Думы давно лежит законопроект, предлагающий не сразу оплачивать принудительную эвакуацию авто, а платить одновременно со штрафом. Ведь у человека не всегда с собой может быть нужная сумма, что сегодня весьма вероятно. Но городским властям эта схема по ясным причинам активно не нравится. Потому, думаю, законопроект и завис.

– Может, его сдвинет с места новый Административный кодекс (КоАП РФ), который тоже готовится к рассмотрению в Госдуме?

– У меня лично к новой редакции КоАП пока весьма настороженное отношение. Почему? Во-первых, там вновь предлагается практически ввести балльную систему для водителей, которая явится ещё одним дополнительным наказанием человека за рулём и породит коррупцию. Не многовато ли? Также явный перебор с предлагаемыми штрафами: для граждан – до 100 тысяч рублей, для ИП – до 400 тысяч рублей, для юридических лиц – уже до 60 миллионов (!) рублей. Безумие!

Кстати, при подготовке к рассмотрению проекта в первом чтении в нём сразу выявились замечания в большом объёме. Так что о новом кодексе пока объективно и предметно говорить, думаю, преждевременно. Посмотрим.

– Ваше отношение к скандальному движению «СтопХам»?

– Задумка, мне кажется, была правильная: объединить одной идеей людей, не равнодушных к хамству на дорогах. Но вот методы реализации этой идеи на практике оказываются не всегда корректны. Я предлагал активистам «СтопХам» заняться теми же эвакуаторами, которые зачастую сами нарушают ПДД, стоят под запрещающими знаками в ожидании своих жертв. Это бы общество оценило.

А вообще я бы рекомендовал исполнительной власти чаще вспоминать, что кошельки у наших граждан не бездонные и постоянно рыться в них под разными предлогами и неэффективно, и недостойно, и опасно. Тогда и порядка в нашей жизни будет больше! В том числе – и на дорогах.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram