Ожидания народа от демократически избираемых им органов местного самоуправления обычно не отличаются совсем уж высокими требованиями, поскольку реалист у нас народ и мыслит трезво: раз есть власть центральная с ее вертикалями и прочими властными «плюшками», то ей за все и ответ держать. Однако в списке народных требований к местным властям чуть ли не первым пунктом всегда значится умение и желание по мере возможности отстоять перед столицей свои законные интересы. Как это работает на самом деле, испытали на себе жители поселка Большой Луг, где уже 2,5 месяца не работает один из крупнейших работодателей — деревообрабатывающий завод «Королевский лес». Предприятие незаконно пытается закрыть арендодатель, крупная финансовая структура.
Итак, поселок Большой Луг Шелеховского района Иркутской области, наши дни. Население 5260 человек по последней переписи. Администрация, больница, школа, детский сад, почта и железнодорожная станция — типично сибирский поселок, только лесом и живущий. Один из многих островков жизни возле уже изрядно поредевшей и отступившей от людского жилья тайги. Когда-то именно такие поселения и составляли сибирскую силу и подпитывали российскую национальную гордость осознанием неисчислимости наших лесных богатств. Только вместо привычного леспромхоза в Большом Луге — предприятие с королевским названием Royal Wood. Надо сказать, что свое громкое название «Королевский лес» носит заслуженно: глубокая переработка древесины и экспорт готовой продукции, а не древесного сырья во взыскательную Японию — явление, прямо скажем, для России редкое и нетипичное. Так что жителям поселка было чем погордиться. Но, к сожалению, ключевое слово в данной фразе — «было».
Последние два года владельцем всех производственных мощностей, зданий и земли, используемых Royal Wood для своей деятельности, является «Промсвязьбанк». Понятно, что финансовая деятельность и деревопереработка вещи разные, а потому банк, справедливо полагая, что «пироги должен печь пирожник, а сапоги тачать сапожник», передало предприятие в аренду специалистам — ЗАО «Система», которое, собственно, и является тем самым «Королевским лесом», осуществляет глубокую переработку древесины, производит конкурентоспособную продукцию и ведет весь цикл хозяйственной деятельности предприятия. Договор аренды был оформлен 1 сентября 2013 года, он действует до 30 июня 2018 года. Заключена аренда с предприятием ООО «РентФормГрупп» — структурой, аффелированной Промсвязьбанку. Аренда была нешуточная: 2,5 млн рублей в месяц. Однако все заинтересованные в деле компании понимали, что первое время работы деревообработка будет убыточной. Именно поэтому между сторонами была достигнута договоренность об отсрочке арендной платы на период до выхода предприятия на самоокупаемость.
Royal Wood стал одним из ключевых работодателей Большого Луга: здесь заняты более 70 сотрудников, а с учетом их семей, от деятельности «Королевского леса» зависит более 200 человек. И все эти люди стали заложниками ситуации, когда банк, по каким-то своим причинам, решает в одностороннем порядке договор аренды с ЗАО «Система» расторгнуть — якобы из-за неуплаты арендной платы (про которую арендодатели не вспоминали больше двух лет). И, как в известном анекдоте, «вот тут-то все и началось…»
Новогодний «подарок» от «Промсвязьбанка» жителям Большого Луга был преподнесен 30 декабря 2015 года, как говорится, без объявления войны: банкиры выставили свою охрану и запретили доступ на территорию предприятия всем его работникам. Так сказать, создали «приподнятую» новогоднюю атмосферу в преддверии праздника. Никаких письменных предупреждений и уведомлений компания не получала. И люди накануне Нового года фактически остались без работы. Да, совсем забыли упомянуть, что Royal Wood единственное в поселке реально работающее предприятие, выплачивающее зарплату (не считать же в самом деле «предприятиями» коммерческие ларьки с паленой водкой). Почему-то вспомнилось, что в уголовном праве есть такое понятие: «деяние, совершенное с особым цинизмом». К сожалению, оно здесь неприменимо, поскольку все происходящее под уголовную юрисдикцию пока не попадает, да и злого умысла в действиях финансовых воротил, скорее всего, не было. А было просто полное безразличие московского оккупанта к туземному населению… Явно ведь и в голову никому не пришло подумать про настроение 70 человек, оставшихся на улице. И в каком настроении члены их семей будут слушать новогоднюю речь президента, тоже никто не подумал. Конечно, сибирский мужик и не такое видал, спору нет, он выживет — тайга прокормит. Но что останется в глубине той самой загадочной русской души, вам, столичные банкиры, лучше не знать: спаться плохо будет.
Дальше начались судебные иски и постановления, люди в форме судебных приставов на улицах поселка стали обыденностью, а в кухонных пересудах судьба предприятия и его работников стала главной темой. До 12 февраля 2016 года вести с Royal Wood прочно держали лидерство в сарафанном «прайм-тайме», а вот после 12-го эти новости стали просто единственными: банкиры объявили войну руководству предприятия, причем войну в ее наипрямейшем смысле. Ранее ЗАО «Система» в сопровождении судебных приставов зашло на свою территорию на основании судебного решения Арбитражного суда, а на следующий день, 13 февраля, 12 вооруженных человек, прилетевших из Москвы, пытались взять Royal Wood, обороняемый охраной предприятия, штурмом. Однако то ли местная охрана сумела выглядеть убедительно перед залетными, то ли москвичи утратили в столице боевые навыки, прорваться им так и не удалось. Выстрелов пока не прозвучало, однако группа вооруженных людей до сих пор жжет костры возле лесоперерабатывающего предприятия и в их свете чистит свое оружие… Для Сибири, не видавшей партизан со времен Колчака, картина несколько диковатая, согласитесь.
Итак, ситуация сложилась следующая: губернатор Иркутской области письменно осведомлен о происходящем коллективом предприятия «Роял Вуд», в УФСБ и МВД также лежат соответствующие заявления, в судах исписываются тонны бумаги, а несущее области прибыль предприятие стоит, и более 70 человек его работников утратили средства к существованию. Террор иркутского предприятия ЗАО «Система» крупным московским банком — показатель способности/неспособности (нужное подчеркнуть) местных государственных органов к решению своих непосредственных задач. Пока наша местная власть в московских играх участия не принимает, всего лишь, что называется, «счет ведет». Ссылка же на «спор хозяйствующих субъектов» — очевидное прикрытие своей нерешительности. Или нежелания? Коллекторско-банковский произвол, захлестнувший страну в последнее время, вышел на новый виток своего развития и теперь можно безнаказанно останавливать даже крупные действующие предприятия? Больницы и детсады в деятельности обнаглевших коллекторов, видимо, уже пройденный этап…
Свобода остаться без работы в месте, где работать больше просто негде, безнаказанность для захватнических рейдов карманных армий московских олигархов, небрежение к чувствам своих земляков, пока еще молча наблюдающих за этой вакханалией законности — так сейчас выглядит в наших глазах нами же избранная власть. Но мы же другую выбирали, мы же знаем, что ты можешь и должна быть другой, уважаемая власть!
Может быть, уже пора прекратить сдерживаться и со всей сибирской щедростью и справедливостью объяснить всем интересующимся, что помимо финансово-бумажно-юридических, есть еще и вопросы человеческой морали в конце концов? И что нельзя безнаказанно тиранить людей, производящих реальные материальные ценности, потому что правда и закон на их стороне?
МНЕНИЯ
Дмитрий Мехряков, директор производства ЗАО «Система»
30 декабря прошлого года на нашем предприятии появились люди, которые сказали, что они представители предприятия ООО «РентФормГрупп». Зашли они в сопровождении сотрудников охранного агентства и заявили, что договор с нашим предприятием расторгнут, что ввоз сырья и вывоз готовой продукции запрещены. Сложно описать наше состояние на тот момент. Во-первых, конечно, никто ничего подобного не ожидал. Во-вторых, такой «подарок» прямо перед новым годом! И никаких объяснений, все в категоричной форме.
Правда, потом один из представителей этой компании выступил перед коллективом и сказал, что производство будет сохранено, что у них есть своя сырьевая база, рынки сбыта готовой продукции и даже, что весь коллектив будет сохранен, и заработная плата будет выплачиваться. Однако, с момента как были сделаны эти заявления, прошло уже три месяца, производство стоит, сырья никто не привез, да и об обещаниях выдать людям зарплату никто не вспоминает.
Я, к сожалению, от работы отстранен. Специалиста, которому можно передать дела, нет. Надо сказать, что на нашем предприятии работали отличные профессионалы. Все руководящие должности занимали люди с профильным образованием, те, кто учился деревообработке в высших и специальных учебных заведениях. Если бы ООО «РентФормГрупп» в самом деле хотела оставить производство, то в первую очередь постаралась бы сохранить специалистов. Или хотя бы передать управление своим профессионалам такого же уровня, но этого, к сожалению, не произошло. Не было у них задачи сохранить наше предприятие.
Александр Печенов, инженер автоматизации ЗАО «Система»
Наше предприятие закрыли люди, которые преследуют какие-то свои цели. Им не нужно наше производство. Им все равно, что будет с людьми. На вопросы о зарплате, пусть не полной, каком-то проценте, нам отвечают, что ее нужно сначала заработать. Но ведь зарабатывать ее не дают! Если мы сейчас все здесь бросим, то восстановить будет уже невозможно. Только представьте, что будет, если мы перестанем поддерживать жизнеспособность помещений, разморозим котельную. Не по-хозяйски это, не по-человечески.
Алексей Фарафонов, технолог ЗАО «Система»
Эти захватчики не только производство запустили. Если бы у них в мыслях было сохранить все то, что наработано за долгие годы, то, на мой взгляд, должны были появиться работники отдела кадров, бухгалтер. Никого. Получилось, что всех просто выгнали на улицу. А это более семидесяти человек. Большая часть — жители поселка Большой Луг. Где им работать теперь? На какие средства существовать? До прошлого года мужское население могло найти работу либо у нас, в ЗАО «Система», либо на железной дороге. Железная дорога всех не трудоустроит. Это понятно. Ближайшая возможность найти работу — либо Шелехов, либо Иркутск.
Порядка 90% нашей продукции шло на экспорт. А сколько местных жителей к нам приезжало! Ведь у нас цена была ниже, чем на строительных рынках. Мы же производители! Сейчас начинается строительный сезон у дачников. Многих наших постоянных покупателей ждет разочарование. Я уже не говорю о срыве поставок по договорам хоть тем же японцам. Мало того, что мы репутацию «подмочили», там ведь и штрафные санкции наверняка предусмотрены. Кто будет с этим разбираться?