Дальнейшее развитие небольших промышленных городов Свердловской области невозможно без комплексного подхода на законодательном уровне. Без этого муниципалитеты так и не смогут окрепнуть, оказавшись без поддержки градообразующих предприятий, которые в условиях рыночной экономики минимизируют социальную нагрузку. О кадровом голоде, последствиях ударной стройки коммунизма и несовершенствах программы капремонта рассказала глава Нижнесалдинского городского округа Елена Матвеева.
– Елена Владимировна, вы занимаете должность главы городского округа Нижняя Салда почти 4 года. Какие вы сделали выводы за этот период?
– Я пришла работать в муниципалитет, чтобы понять, как все устроено изнутри. И за эти 4 года полностью поменяла свое мнение о работе сотрудников органов местного самоуправления. Работы здесь очень много, а решаются проблемы крайне медленно, крайне сложно. Почему у нас такое ЖКХ, такие дороги, почему у нас проблемы со сдачей объектов, с капремонтом? Я проанализировала эти проблемы и поняла их причины. Я думаю, это будет интересно главам малых городов и жителям муниципалитетов.
– И каковы причины?
– Если мы отойдем в историю, то в основном свердловские города формировались вокруг крупных промышленных предприятий. В их числе Нижняя Салда, которая все свое существование – 256 лет – связана с Нижнесалдинским металлургическим заводом. В 60-е годы у нас появился НИИМаш. То есть было два активно строящихся предприятия, на плечах которых была вся социалка, ЖКХ, строительство и т.д. Причем эти сферы, по сути, развивались двуполярно. И с этой точки зрения тем городам, у которых было одно градообразующее предприятие, повезло больше. Взять хотя бы сферу ЖКХ, когда у нас развивалось два предприятия, было две котельные, две системы водоснабжения, две системы водоотведения и т.д. А когда все хозяйство передали в ведение города, перед нами встала большая задача – перекроить все городские системы, чтобы сделать их эффективными, при этом существующая система тоже должна функционировать. Но оказалось, что специалистов энергетиков, способных решить эту задачу, в муниципалитете нет. Более того, мы обращаемся в сторонние организации и понимаем, что их особо нет и на уровне области. Есть, кто отдельно занимается теплоснабжением, отдельно водоснабжением, но ведь это все связано. То есть у нас отсутствуют институты комплексного развития территорий, которые должны для начала проанализировать существующую ситуацию, а потом выдать варианты развития на перспективу.
– Но администрация может нанять нужных специалистов, создать отдел для решения этих вопросов.
– Ни один маленький город не может создать полноценный отдел, состоящий из инженеров, строителей, сметчиков, даже не потому, что нет таких людей в городе, а потому что уровень заработной платы не позволяет нам конкурировать с предприятиями. У нас ежемесячный заработок рядового специалиста в администрации – 15-16 тысяч рублей. При этом рядом работают такие мощные промышленные гиганты – ВСМПО-Ависма, НИИМаш.
На протяжении долгих лет у НИИМаша и металлургического завода были органы капстроительства, отделы ЖКХ и главных энергетиков, чего никогда не было в администрации города. Никогда! То есть раньше в мэрии сидело, условно говоря, несколько человек и все работало. А сейчас численность муниципальных служащих выросла, а результаты хуже.
– Насколько мне известно, НИИМаш пока не отказывается от своей котельной.
– Пока нет. Но если менять систему теплоснабжения, без мощностей НИИМаша мы не сможем обойтись. И нам нужен проект, чтобы присоединиться к котельной. Но в чужое имущество мы вкладываться не можем, а у предприятия, которое находится в федеральной собственности, нет таких миллионов для города. Если же они сейчас передадут котельную городу, то она, приносящая по 15 млн убытков в год, окончательно «потопит» наше ЖКХ.
Мы уже содержим котельную Завода рельсовых скреплений, которая убыточна на 50%. Когда строили эту систему, были дешевые энергоносители, и ее проложили в дома заводчан. Сейчас в каждое из пяти направлений города идут более 2 км сетей огромных диаметров, при этом части объектов-потребителей уже нет, например, тепличный комплекс, который не работает уже несколько десятилетий. Труба уже дырявая, от нее подпитаны несколько небольших объектов, и вкладывать миллионы в ее ремонт неэффективно, это никогда не окупится.
И таких проблем множество. Разобраться в них людям хочется быстрее, но своими силами это сделать невозможно. Тем более, что ситуация меняется ежеминутно. Например, мы хотели сохранить котельную на НСМЗ, но сейчас собственник заявил, что она ему не нужна: он будет строить маленькие автономные котельные. В результате все, что мы наработали за 3 года, ушло под ноль.
– А затягивание сроков сдачи детсада «Росинка» происходит по тем же причинам – нехватка квалифицированных кадров и собственных ресурсов?
– Да, мы чуть затянули сроки сдачи, потому что город за последние 30 лет почти ни одного объекта не сдавал (за исключением гимназии, которую сдали во время перестройки без надлежащего оборудования кабинетов). Да и до этого практически все объекты строительства – садики, дома, спортивные объекты – сдавались предприятиями. В 2014 году при администрации мы создали службу заказчика, но ввиду отсутствия опыта мы многое не знали, да и требования к объектам меняются почти ежемесячно. При этом у нас нет глобальных недоделок – в основном несоответствие проекта новым требованиям надзорных органов: двери, количество датчиков и т.д.
Совсем другой случай – с жилым домом для детей-сирот. Заказчик строительства этого объекта – Фонд содействия жилищному строительству Свердловской области. Мы могли контролировать стройку только визуально, ни проектной, ни исполнительной документации у нас толком не было. А в самый последний момент – в конце 2015 года – работы встали. И администрация в этом случае может только письма писать. Мы не можем остановить работы, расторгнуть договор, наша роль условная, на уровне покричать. При этом ответственность за качество впоследствии полностью ложится на муниципалитет.
Та же проблема по капитальному ремонту домов. На муниципалитетах лежит ответственность за последствия, но также есть фонд, отвечающий за капремонт. Права и обязанности участников не определены. Если ты обязан что-то делать, ты должен иметь право что-то делать. Либо никак вообще не привлекайте, либо отдайте на откуп органам местного самоуправления. Если глобальные проекты по модернизации ЖКХ и развитию территории нам самим потянуть сложно, то капремонты домов необходимо спускать на уровень городов.
– А сейчас как в Нижней Салде обстоят дела с капремонтом?
– В 2015 году у нас по плану было 8 домов. К работам приступили поздно, потому что конкурс состоялся со второго раза. По какой-то причине в первый раз нам наполовину уменьшили заявленную сумму. При этом, как и все отдаленные города, мы столкнулись с такой проблемой: у нас практически нет хороших надежных подрядчиков. Они все в больших городах, в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и в пригороде. Ехать до нас – это уже надо гнать технику, оставлять людей на ночлег.
– Есть ли другие недостатки у программы капитального ремонта?
– Меня очень возмущает отстраненность управляющих компаний, которые никакой ответственности за качество содержания дома не несут. Она в законодательстве не прописана. Я бы предложила жилинспекции перед началом ремонта проверять все регламентирующие документы, подтверждающие плановые работы по обслуживанию и текущему ремонту дома, в т.ч. проведение инструментальных обследований несущих конструкций. И разрешать выходить только на объекты, где все в порядке.
А сейчас с управляющих компаний никто ничего не спрашивает. Более того, не редки случаи, когда УК отказываются от предаварийных домов, с которых в течение пяти-семи лет собирала деньги. Эта социальная несправедливость и порождает огромное количество негатива к этой программе. Я считаю, нужно объявить мораторий на отказ от таких домов.
– С какими еще проблемами сталкиваются маленькие города?
― Межевание домов. Не скажу, что оно есть во всех муниципалитетах, но для Нижней Салды это очень болезненно. В 2008 году межевание земли в городе провели по периметрам домов, что стало грубейшим нарушением. В результате придомовые территории перешли в ведомство муниципалитета, а вместе с ними и расходы на их содержание. При этом УК получает ту же плату за содержание жилья, индексируемую каждый год, но уже не ухаживает ни за детскими площадками, ни за парковками, ни за тротуарами.
В итоге все дворы должен убирать муниципалитет, а денег в расходных полномочиях нам дают только на дороги и тротуары общего пользования. Вот и получается, мы сейчас размазываем кусок масла не на один кусок хлеба, а на целую булку. Нам на дороги стандартно выделяется 10 млн рублей, а в эту сумму входят и расходы на проектную деятельность, и на содержание дорог, и расходы на содержание светофора. Выделять средства на второстепенные дороги очень трудно, а порой невозможно!
Со всеми этими проблемами мы сталкиваемся из-за того, что градообразующие предприятия ушли из хозяйственной сферы, а их место пока никто не занял. Они не могут тащить на себе социальную нагрузку, да и не должны, наверное. Я, как экономист-производственник, это понимаю. И как глава городского округа понимаю, что сегодня решить наши проблемы без комплексных законодательных актов просто невозможно. Здесь должны рассматриваться и создание соответствующих служб с увеличением расходов на органы местного самоуправления, и четкое разграничение прав и обязанностей муниципалитетов с областными структурами.