Аргументы Недели → Общество № 10(501) от 16.03.16

Мистер «СуперБюДжет» взял в прицел МАИ

, 08:59 , Обозреватель отдела Промышленность

Российскому высшему образованию категорически не везёт с руководителями. Особенно техническим вузам, имеющим прямое отношение к нашему ОПК. Складывается впечатление, что сознательное разрушение научных школ, которые должны готовить новые кадры для нашей оборонки, – это главная задача некоторых «товарищей», занимающих высокие посты. В последнее время в прицел разрушителей попал Московский авиационный институт – легендарный МАИ…

Бармалей принялся за старое

Маёвцам с ректорами не везёт давно. С 2007 по сентябрь 2015 года его возглавлял выпускник института, специалист по электромеханическим системам, проректор по развитию комплекса института и социальным вопросам, проще говоря, завхоз Анатолий Геращенко. Вуз плыл по накатанной, заданной знаменитыми с советских времён ректорами-академиками траектории – старался, как мог, готовить крепких, качественных профессионалов. Хотя ветры стагнации уже выдували легендарное прошлое.

Осенью прошлого года в рамках программы объединения МАИ и МАТИ пенсионера Геращенко сняли. С подачи главы Минобрнауки Дмитрия Ливанова и.о. ректора назначили доктора экономических наук Александра Рождественского, который уже несколько лет был «ректором-аудитором» МАТИ.

Рождественский не академик, а управленец с ментальностью педагога-математика, не спеша, но последовательно начал вычищать старые кадры, разбираться в запутанных серых финансовых схемах, в частности, от сдачи в аренду учебных площадей. Он также вскрыл многолетнюю систему сомнительных договоров, навязанных техническому университету.

Ведь уже не один год на самый верх шли многочисленные сигналы, что маёвский истеблишмент окончательно запутался в финансовых потоках. Видимо, для наведения порядка и был запущен чистильщик-варяг из МАТИ, который не связан с ОПК кровными и финансовыми узами. Тандем Ливанов – Рождественский сразу же получили вал критики в СМИ. Это и не позволило снять с него приставку «и.о.» за прошедшие полгода с момента шумного назначения.

Есть и другая версия. 18 апреля этого года исполняется 60 лет печально известному в авиационных кругах Михаилу Аслановичу Погосяну. Экс-президент «Объединённой авиастроительной корпорации» ныне возглавляет ключевую кафедру 101 «Проектирование самолётов» и попутно с октября 2015 года занимает пост руководителя программной дирекции по направлению «Авиационные системы» МАИ. Наверняка будут правительственные телеграммы, орден или медаль из рук президента и, как вишенка на торте, какое-то новое назначение. По данным «АН», это вполне может быть и пост ректора многострадального МАИ с его филиалами, аэродромом и загородными базами отдыха.

Пиар вороваек

Михаил Погосян на посту руководителя ОАК запомнился широкой публике только одним – массовым, дорогостоящим, профессионально сделанным пиаром самого себя и своей корпорации. В победных реляциях практически не были слышны голоса профессионалов авиационного сообщества о том, что главное гражданское дитё Погосяна – Sukhoi SuperJet 100 – на 80% состоит из импортных комплектующих (что было пафосно названо международной кооперацией), что при каталожной цене в 36 млн долларов его уговаривают купить за 25–26 миллионов. И это важно, очереди из покупателей не наблюдается.

Эксперты посчитали: чтобы окупить государственные деньги, вложенные в этот проект, нужно по реальной стоимости в 36 млн долларов продать минимум 800 машин! Тогда можно в ноль выйти. Но такого рынка региональных самолётов с реактивным двигателем подобной вместимости в мире пока нет. И в ближайшие лет 25 не предвидится.

Были (и есть!) проблемы и с военной авиацией. Только сейчас встали на крыло в боевых условиях операции в Сирии Су-35. Хотя по планам они уже лет 5–6 должны охранять мирное небо нашей родины. До сих пор ПАК ФА летает как прототип и безуспешно ждёт бортовые комплексы и революционные системы. Зато самолёты, которые смогли избежать пристального участия авиаконструктора «мирового уровня» г-на Погосяна, например ЯК-130, Ил‑76МД-90А, Су‑30СМ (Корпорация «Иркут»), разлетаются как горячие пирожки.

Отдельно стоит отметить, что благодаря неустанной заботе Михаила Аслановича едва не загнулись уникальные авиационные КБ им. Туполева (стратегические ракетоносцы и пассажирские самолёты) и КБ им. Ильюшина (пассажирские, военно-транспортные и широкофюзеляжные самолёты).

Последним, кстати, долгие годы руководил отец нынешнего министра образования Ливанова. Совпадение или нет, но после наездов на фирму «Ильюшина» он серьёзно заболел и умер. Вряд ли министр это уже подзабыл. Думаем, также не забыл этого и родственник Ливанова вице-премьер Дмитрий Рогозин. Нетрудно предположить, что эти два высокопоставленных человека, а также министр обороны Сергей Шойгу вряд ли будут рады видеть Погосяна в мягком ректорском кресле.

Зато создаётся впечатление, что его назначение активно лоббирует соратник по продвижению «боингов» в наше небо министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Видимо, высокие покровители и протолкнули Погосяна после скандального увольнения из ОАК в президентский Совет по образованию и науке.

Но спустимся с византийских политических высот на грешную финансовую землю. Сложно посчитать, сколько бюджетных триллионов было вложено во все прожекты г-на Погосяна. Промежуточные итоги деятельности ОАК, которую возглавлял «авиадеятель», ровно три года назад подвёл третий человек в стране – спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, заявив, что «некоторые госкорпорации превратились «в воровайки». На эмоциональное спикерское: «Закачали в ОАК огромные государственные инвестиции, сотни миллиардов рублей. Кто-нибудь может обществу ответить – а где самолёты? Где деньги?», до сих пор никто не дал честного ответа.

Душевая для завкафедрой

Трудно сказать – болеет ли Михаил Асланович за родной институт, который окончил когда-то. Более 10 лет назад, когда он возглавил кафедру «Проектирование самолётов», все заговорили, что вот-вот на неё пойдут деньги, придут новые маститые преподаватели, потянутся под его звёздное имя студенты. Но как-то не срослось…

– Обычно на кафедре он появлялся пару раз в год, раз в год читал обзорную лекцию для студентов потока под условным названием «Перспективы развития авиационной техники в России». Однажды даже проронил фразу: «Авиация развивается так, как я сказал!» Когда же в 2011 году наконец-то избрался в академики РАН, в институте его вообще перестали наблюдать. Тут-то и стало понятно, что кафедра ему нужна была только для пробивания академического статуса в среде «великих» академиков, которые голосовали за него как за лидера прославленной маёвской инженерной школы, – высказал «АН» своё оценочное суждение один из преподавателей МАИ.

Надо отметить, что говорить про вероятного будущего ректора МАИ профессора и студенты соглашаются неохотно и только после обещания не упоминать их имена-фамилии. Если со студентами всё понятно – завалить можно любого вундеркинда, но он уйдёт в другой институт, то с преподавателями всё гораздо сложнее. Понятно только одно – церемониться с ними не будут. Откроешь рот не по делу – вылетишь за дверь.

В МАИ рассказывают такую историю. В декабре прошлого года аспирант академика Погосяна должен был защищать кандидатскую диссертацию, но получил разгромный отзыв от ведущей организации –
ЦАГИ. В расчётах диссертанта были допущены школьные критические ошибки, приводившие к полному разрушению проектируемого изделия. Диссертацию с защиты, конечно, тихо сняли, скандал удалось замять. Куда смотрел научный руководитель незадачливого аспиранта, принимая решение о допуске своего подшефного к защите, осталось загадкой.

Зато академику сделали шикарный ремонт в служебных апартаментах, пристроив к ним личную душевую (попутно изгнав с этажа военную кафедру). «Ремонтное безобразие» шло в середине учебного года параллельно с образовательным процессом. У кого соседи ремонтировали квартиру, тот поймёт.

За что ни возьмись…

Молодые сотрудники, связавшие свою судьбу с МАИ, очень беспокоятся, что если Михаила Аслановича поставят руководить их вузом, то получится классический «суперджет». Максимум бюджетных средств будет израсходовано с минимумом практических результатов, но с огромной трескотнёй в прессе о грандиозных успехах. Тем более что сейчас активно говорят, что в случае прихода Погосяна на пост ректора вместе с командой его «эффективных менеджеров» весь институт могут перебазировать в подмосковный «Жуковский авиационный кластер».

Собственно по этому принципу – реорганизации и перевода экс-министром обороны А. Сердюковым были уничтожены две военно-воздушные академии: им. Гагарина и им. Жуковского. А кто-то неплохо «поднял денег» на реализации имущества и земли, принадлежащих им. Любая реорганизация – это золотой дождь для возглавляющего процесс. «Авиаакадемик» всегда умел парить, как птица, в восходящих финансовых потоках, не неся при этом никакой серьёзной ответственности за результат своей деятельности.

А пока по аудиториям МАИ набирает всё новые и новые подписи обращение к президенту и правительству с огромной просьбой: наконец-то оставить институт в покое, перестать его использовать как полигон для сомнительных, но честолюбивых личностей, назначить ректором нормального честного учёного и дать преподавателям спокойно подготовить новые молодые кадры для нашей оборонки. Которая в них ох как нуждается!

Из обращения преподавателей МАИ к президенту и правительству

«За всё время М.А. Погосян не привлёк на свою кафедру ни одного по-настоящему крупного заказа на выполнение НИОКР, даже пока он возглавлял ОАК, несмотря на уникальный научный потенциал коллектива. Общий объём НИОКР, выполненных кафедрой в прошлом году, составил чуть более 40 млн рублей, а в рейтинге научной продуктивности (объём НИОКР на 1 НПР) университета она не попала даже в первую десятку подразделений-лидеров. Важно отметить, что из 40 млн рублей вклад лично Погосяна составил всего 3 млн рублей, да и эти ушли по сомнительным основаниям внешнему соисполнителю.

В прошлом году М.А. Погосян
возглавил важнейшее для МАИ направление – работу по подготовке конкурсной заявки университета для участия в отборе вузов для участия в программе «5-100», лично докладывая её на заседании отборочного комитета. По этой заявке Погосян опять обещал привлечь в МАИ за 1–2 года многомиллиардные доходы от научных разработок. Судя по тому что МАИ проиграл в этом конкурсе, члены комиссии вряд ли поверили в реалистичность его прожекта. А если бы члены этого комитета знали реальное состояние дел на возглавляемой Погосяном кафедре, эффект провала был бы, пожалуй, ещё более драматическим.

В 2015 году М.А. Погосян четырежды катался по зарубежным командировкам, причём три раза из них – в Китай, в один и тот же Шанхайский университет, с которым у МАИ не было и до сих пор нет никакого сотрудничества, не подписано даже простейшего соглашения о партнёрстве. Спрашивается, чем он там занимается за казённый счёт?»

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram