Российскому высшему образованию категорически не везёт с руководителями. Особенно техническим вузам, имеющим прямое отношение к нашему ОПК. Складывается впечатление, что сознательное разрушение научных школ, которые должны готовить новые кадры для нашей оборонки, – это главная задача некоторых «товарищей», занимающих высокие посты. В последнее время в прицел разрушителей попал Московский авиационный институт – легендарный МАИ…
Бармалей принялся за старое
Маёвцам с ректорами не везёт давно. С 2007 по сентябрь 2015 года его возглавлял выпускник института, специалист по электромеханическим системам, проректор по развитию комплекса института и социальным вопросам, проще говоря, завхоз Анатолий Геращенко. Вуз плыл по накатанной, заданной знаменитыми с советских времён ректорами-академиками траектории – старался, как мог, готовить крепких, качественных профессионалов. Хотя ветры стагнации уже выдували легендарное прошлое.
Осенью прошлого года в рамках программы объединения МАИ и МАТИ пенсионера Геращенко сняли. С подачи главы Минобрнауки Дмитрия Ливанова и.о. ректора назначили доктора экономических наук Александра Рождественского, который уже несколько лет был «ректором-аудитором» МАТИ.
Рождественский не академик, а управленец с ментальностью педагога-математика, не спеша, но последовательно начал вычищать старые кадры, разбираться в запутанных серых финансовых схемах, в частности, от сдачи в аренду учебных площадей. Он также вскрыл многолетнюю систему сомнительных договоров, навязанных техническому университету.
Ведь уже не один год на самый верх шли многочисленные сигналы, что маёвский истеблишмент окончательно запутался в финансовых потоках. Видимо, для наведения порядка и был запущен чистильщик-варяг из МАТИ, который не связан с ОПК кровными и финансовыми узами. Тандем Ливанов – Рождественский сразу же получили вал критики в СМИ. Это и не позволило снять с него приставку «и.о.» за прошедшие полгода с момента шумного назначения.
Есть и другая версия. 18 апреля этого года исполняется 60 лет печально известному в авиационных кругах Михаилу Аслановичу Погосяну. Экс-президент «Объединённой авиастроительной корпорации» ныне возглавляет ключевую кафедру 101 «Проектирование самолётов» и попутно с октября 2015 года занимает пост руководителя программной дирекции по направлению «Авиационные системы» МАИ. Наверняка будут правительственные телеграммы, орден или медаль из рук президента и, как вишенка на торте, какое-то новое назначение. По данным «АН», это вполне может быть и пост ректора многострадального МАИ с его филиалами, аэродромом и загородными базами отдыха.
Пиар вороваек
Михаил Погосян на посту руководителя ОАК запомнился широкой публике только одним – массовым, дорогостоящим, профессионально сделанным пиаром самого себя и своей корпорации. В победных реляциях практически не были слышны голоса профессионалов авиационного сообщества о том, что главное гражданское дитё Погосяна – Sukhoi SuperJet 100 – на 80% состоит из импортных комплектующих (что было пафосно названо международной кооперацией), что при каталожной цене в 36 млн долларов его уговаривают купить за 25–26 миллионов. И это важно, очереди из покупателей не наблюдается.
Эксперты посчитали: чтобы окупить государственные деньги, вложенные в этот проект, нужно по реальной стоимости в 36 млн долларов продать минимум 800 машин! Тогда можно в ноль выйти. Но такого рынка региональных самолётов с реактивным двигателем подобной вместимости в мире пока нет. И в ближайшие лет 25 не предвидится.
Были (и есть!) проблемы и с военной авиацией. Только сейчас встали на крыло в боевых условиях операции в Сирии Су-35. Хотя по планам они уже лет 5–6 должны охранять мирное небо нашей родины. До сих пор ПАК ФА летает как прототип и безуспешно ждёт бортовые комплексы и революционные системы. Зато самолёты, которые смогли избежать пристального участия авиаконструктора «мирового уровня» г-на Погосяна, например ЯК-130, Ил‑76МД-90А, Су‑30СМ (Корпорация «Иркут»), разлетаются как горячие пирожки.
Отдельно стоит отметить, что благодаря неустанной заботе Михаила Аслановича едва не загнулись уникальные авиационные КБ им. Туполева (стратегические ракетоносцы и пассажирские самолёты) и КБ им. Ильюшина (пассажирские, военно-транспортные и широкофюзеляжные самолёты).
Последним, кстати, долгие годы руководил отец нынешнего министра образования Ливанова. Совпадение или нет, но после наездов на фирму «Ильюшина» он серьёзно заболел и умер. Вряд ли министр это уже подзабыл. Думаем, также не забыл этого и родственник Ливанова вице-премьер Дмитрий Рогозин. Нетрудно предположить, что эти два высокопоставленных человека, а также министр обороны Сергей Шойгу вряд ли будут рады видеть Погосяна в мягком ректорском кресле.
Зато создаётся впечатление, что его назначение активно лоббирует соратник по продвижению «боингов» в наше небо министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Видимо, высокие покровители и протолкнули Погосяна после скандального увольнения из ОАК в президентский Совет по образованию и науке.
Но спустимся с византийских политических высот на грешную финансовую землю. Сложно посчитать, сколько бюджетных триллионов было вложено во все прожекты г-на Погосяна. Промежуточные итоги деятельности ОАК, которую возглавлял «авиадеятель», ровно три года назад подвёл третий человек в стране – спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, заявив, что «некоторые госкорпорации превратились «в воровайки». На эмоциональное спикерское: «Закачали в ОАК огромные государственные инвестиции, сотни миллиардов рублей. Кто-нибудь может обществу ответить – а где самолёты? Где деньги?», до сих пор никто не дал честного ответа.
Душевая для завкафедрой
Трудно сказать – болеет ли Михаил Асланович за родной институт, который окончил когда-то. Более 10 лет назад, когда он возглавил кафедру «Проектирование самолётов», все заговорили, что вот-вот на неё пойдут деньги, придут новые маститые преподаватели, потянутся под его звёздное имя студенты. Но как-то не срослось…
– Обычно на кафедре он появлялся пару раз в год, раз в год читал обзорную лекцию для студентов потока под условным названием «Перспективы развития авиационной техники в России». Однажды даже проронил фразу: «Авиация развивается так, как я сказал!» Когда же в 2011 году наконец-то избрался в академики РАН, в институте его вообще перестали наблюдать. Тут-то и стало понятно, что кафедра ему нужна была только для пробивания академического статуса в среде «великих» академиков, которые голосовали за него как за лидера прославленной маёвской инженерной школы, – высказал «АН» своё оценочное суждение один из преподавателей МАИ.
Надо отметить, что говорить про вероятного будущего ректора МАИ профессора и студенты соглашаются неохотно и только после обещания не упоминать их имена-фамилии. Если со студентами всё понятно – завалить можно любого вундеркинда, но он уйдёт в другой институт, то с преподавателями всё гораздо сложнее. Понятно только одно – церемониться с ними не будут. Откроешь рот не по делу – вылетишь за дверь.
В МАИ рассказывают такую историю. В декабре прошлого года аспирант академика Погосяна должен был защищать кандидатскую диссертацию, но получил разгромный отзыв от ведущей организации –
ЦАГИ. В расчётах диссертанта были допущены школьные критические ошибки, приводившие к полному разрушению проектируемого изделия. Диссертацию с защиты, конечно, тихо сняли, скандал удалось замять. Куда смотрел научный руководитель незадачливого аспиранта, принимая решение о допуске своего подшефного к защите, осталось загадкой.
Зато академику сделали шикарный ремонт в служебных апартаментах, пристроив к ним личную душевую (попутно изгнав с этажа военную кафедру). «Ремонтное безобразие» шло в середине учебного года параллельно с образовательным процессом. У кого соседи ремонтировали квартиру, тот поймёт.
За что ни возьмись…
Молодые сотрудники, связавшие свою судьбу с МАИ, очень беспокоятся, что если Михаила Аслановича поставят руководить их вузом, то получится классический «суперджет». Максимум бюджетных средств будет израсходовано с минимумом практических результатов, но с огромной трескотнёй в прессе о грандиозных успехах. Тем более что сейчас активно говорят, что в случае прихода Погосяна на пост ректора вместе с командой его «эффективных менеджеров» весь институт могут перебазировать в подмосковный «Жуковский авиационный кластер».
Собственно по этому принципу – реорганизации и перевода экс-министром обороны А. Сердюковым были уничтожены две военно-воздушные академии: им. Гагарина и им. Жуковского. А кто-то неплохо «поднял денег» на реализации имущества и земли, принадлежащих им. Любая реорганизация – это золотой дождь для возглавляющего процесс. «Авиаакадемик» всегда умел парить, как птица, в восходящих финансовых потоках, не неся при этом никакой серьёзной ответственности за результат своей деятельности.
А пока по аудиториям МАИ набирает всё новые и новые подписи обращение к президенту и правительству с огромной просьбой: наконец-то оставить институт в покое, перестать его использовать как полигон для сомнительных, но честолюбивых личностей, назначить ректором нормального честного учёного и дать преподавателям спокойно подготовить новые молодые кадры для нашей оборонки. Которая в них ох как нуждается!
Из обращения преподавателей МАИ к президенту и правительству
«За всё время М.А. Погосян не привлёк на свою кафедру ни одного по-настоящему крупного заказа на выполнение НИОКР, даже пока он возглавлял ОАК, несмотря на уникальный научный потенциал коллектива. Общий объём НИОКР, выполненных кафедрой в прошлом году, составил чуть более 40 млн рублей, а в рейтинге научной продуктивности (объём НИОКР на 1 НПР) университета она не попала даже в первую десятку подразделений-лидеров. Важно отметить, что из 40 млн рублей вклад лично Погосяна составил всего 3 млн рублей, да и эти ушли по сомнительным основаниям внешнему соисполнителю.
В прошлом году М.А. Погосян
возглавил важнейшее для МАИ направление – работу по подготовке конкурсной заявки университета для участия в отборе вузов для участия в программе «5-100», лично докладывая её на заседании отборочного комитета. По этой заявке Погосян опять обещал привлечь в МАИ за 1–2 года многомиллиардные доходы от научных разработок. Судя по тому что МАИ проиграл в этом конкурсе, члены комиссии вряд ли поверили в реалистичность его прожекта. А если бы члены этого комитета знали реальное состояние дел на возглавляемой Погосяном кафедре, эффект провала был бы, пожалуй, ещё более драматическим.В 2015 году М.А. Погосян четырежды катался по зарубежным командировкам, причём три раза из них – в Китай, в один и тот же Шанхайский университет, с которым у МАИ не было и до сих пор нет никакого сотрудничества, не подписано даже простейшего соглашения о партнёрстве. Спрашивается, чем он там занимается за казённый счёт?»