Аргументы Недели → Общество № 9(500) от 11.03.2016

Возвращение Крыма

, 08:52

Два года прошло со времени Крымской весны. Целых два года. А кажется, что это было вчера, – так свежи воспоминания. Невозможно забыть то ощущение ужаса, когда столкновения на майдане обернулись кровавым побоищем и предательством высшей украинской власти, бросившей на произвол судьбы своих защитников. До сих пор в памяти нарастающее напряжение и ожидание неминуемой катастрофы в Крыму. И самое натуральное счастье, когда над мятежным полуостровом взвились российские триколоры и прозвучало «Крым – наш». И понимание – удалось избежать огромной, страшной беды. Давайте вспомним, как это было.

В середине января 2014 года обстановка на майдане накалилась. «Мирные протестующие» пустили в ход коктейли Молотова, арматуру и кистени. Горят бойцы «Беркута», раненые с обеих сторон. Становится очевидной политическая импотенция Януковича. На майдане всё отчётливее заметно, что парадом командуют неонацисты и бандеровцы. В ответ 22 января Верховный совет АРК принял заявление, в котором говорилось, что если преступный сценарий «цветной революции» будет реализован, то Крым окажется перед угрозой утраты всех завоеваний автономии и её статуса. Парламент заявил, что не отдаст Крым экстремистам и неонацистам, стремящимся захватить власть в стране. Крымчане никогда не будут жить в «бандеровской» Украине. Ещё через день начали формироваться первые отряды самообороны.

До середины февраля шла политическая дискуссия с оттенком скандала. Меджлис Мустафы Джемилева обвинял парламент республики в сепаратизме, с «материка» грозили распустить мятежный орган власти. Но пока дальше слов дело не шло.

Так продолжалось, пока на майдане не полилась кровь. Десятки погибших с обеих сторон. Стало ясно – это война. Янукович позорно сбежал, предав всех кого мог. Власть захватили путчисты. В адрес Крыма понеслись неприкрытые угрозы. И это были уже не слова – больше сотни трупов на майдане не оставляли в этом сомнений.

22 февраля. В Крым с боем прорывается крымский «Беркут», потерявший на майдане одного бойца. 32 из них были ранены. Преданные и названные преступниками, они не знали, что их ждёт дома. По пути им дважды пришлось открывать огонь. Севастополь встретил их как героев, с оркестром. Весь мир облетели кадры, когда из глаз бойца спецподразделения текли слёзы. А сотрудники крымского управления СБУ уже вовсю жгут документы. Они раньше других поняли, чем всё кончится.

23 февраля. Парламент Крыма отказался признавать новые киевские власти и их распоряжения. Ещё раньше это сделали городские власти Керчи.

25 февраля. На митинге у стен Рады крымчане требуют проведения референдума о присоединении к России. Председатель комитета Госдумы РФ по делам СНГ Леонид Слуцкий заявляет, что в случае ухудшения ситуации на Украине и при наличии соответствующего обращения крымского парламента или решения местного референдума Дума быстро рассмотрит вопрос о присоединении Крыма.

26 февраля. В Севастополь вернулись российские военные корабли с 11 тысячами десантников. Это вызывает необычайный подъём у местных жителей.

Крымские татары собираются у здания парламента. Происходят первые столкновения с народными дружинами самообороны Крыма. В давке гибнет человек, многие получают ушибы и ранения. Сессия парламента сорвана.

27 февраля. Рано утром, ещё до рассвета, здание парламента захвачено неизвестными людьми с автоматическим оружием. Профессионализм их действий, записанных на камеры наблюдения, очевиден даже несведущим людям. Над зданием взвивается российский флаг. Депутатов свободно пропускают в здание для работы. Со всех концов подтягивается подкрепление из местных жителей. Сторонники меджлиса благоразумно решают контрмитинги не проводить – дело запахло не дракой, а порохом. Премьером Крыма назначается Сергей Аксёнов.

28 февраля. Впервые проявляют себя «вежливые люди». В аэропорт Бельбек, где группа самообороны ожидала украинский десант, прибыли четыре грузовика с бойцами в полной экипировке. Не дождавшись десанта, они вежливо извинились и уехали. Все немногочисленные дороги в Крым блокированы «Беркутом» и народными дружинами. Бандеровский «поезд дружбы» ждут на вокзале. «Правосеки» и «свободовцы», узнав об этом, отказываются от своих намерений. «Вежливые люди» оперативно и молча берут под контроль ключевые точки Севастополя и Симферополя, блокируют украинских военных и пограничников в их частях. Половинчатые решения парламента о расширении автономии Крыма вызывают негодование. Люди скандируют: «Россия!» Порошенко пытается попасть на сессию парламента, но ему приходится бесславно ретироваться от митингующих.

1 марта. Аксёнов официально просит Путина о помощи. Совет Федерации разрешает использовать российские войска в Крыму.

Через две недели, 16 марта, в Крыму проходит референдум о присоединении к России.

18 марта. Путин выступает с речью. «Вношу в Федеральное собрание и прошу рассмотреть принятие двух новых субъектов РФ – Республики Крым и города Севастополя, а также ратифицировать подготовленный договор о вступлении Республики Крым и города Севастополя в РФ». В тот же день подписывается договор о вступлении Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации.

Значимость этих событий трудно переоценить. Произошедшее стоит на одном уровне с воссоединением Германии. Только воспринято это Западом совсем иначе. Ну да нам к двойным стандартам со стороны Европы и США не привыкать.

В рамках газетной статьи рассказать о Крымской весне невозможно. Но вы можете узнать её подробности из книги «ВОССОЕДИНЕНИЕ» Павла Данилина, который оказался в те дни в самом центре событий.  Эту книгу вы можете приобрести наложенным платежом (425 руб.), направив по электронному адресу zakazknig@argumenti.ru, или по почте: 125167 Москва, Авиационный пер., д. 4а, заявку и ваш точный адрес с индексом, ФИО полностью. В теме письма укажите «ЗАКАЗ КНИГ». В Москве книгу можно купить по издательской цене (275 руб.) по адресу: ст. м. «Аэропорт», Авиационный пер., дом 4а (здание МФЮА), к. 104, либо заказать по телефону 8(495) 980‑45‑60 (стоимость доставки в пределах МКАД – 300 руб.). Мы работаем: пн. – пт. с 10.00 до 18.00.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram