Аргументы Недели Петербург → Общество № 8(499) от 3.03.16

Когда сварщик ценнее профессора

, 18:05

На предприятиях Санкт-Петербурга сегодня по-прежнему не хватает токарей, электросварщиков, фрезеровщиков, операторов станков с ЧПУ и представителей других рабочих профессий. В базе данных города из 49 тыс. вакансий более 35 тыс. – квалифицированные рабочие.

Как работодатели сегодня ищут рабочих и находят ли их? В этой проблеме разбирался наш корреспондент.

Высокий разряд – дело наживное

Первый звонок на машиностроительный завод «Арсенал», которому требуются токари, операторы станков ЧПУ, фрезеровщики.

– Да, наше производство развивается, – говорит руководитель отдела по подбору и комплектованию персонала Матвей Слободян. – Сегодня «Арсенал» выпускает космическую технику, военное оборудование. У нас есть серьёзные заказы, и нам требуются высококвалифицированные рабочие.

– А выпускников училищ и техникумов берёте? Ведь у них максимум 3-й разряд, а вам, судя по объявлению, нужны рабочие с 5–6-м разрядом?

– Берём! И доводим их до высокого разряда. Разряд здесь не самое главное.

– А что самое?

– Желание молодого человека и уверенность в выборе профессии.

Ведь случается, что выпускник училища, придя на предприятие, через некоторое время переходит на другое. И причин тому немало: у завода спад производства, и рабочий, например, идёт в строительную отрасль, где зарплата бывает выше. Или ему не подошли условия труда, низкая зарплата или с коллективом он не ужился, с нормой не справляется, а помочь ему некому. Так вот на «Арсенале» делается многое для того, чтобы молодёжи не захотелось уходить с завода. Выпускник училища получает от 35 тысяч. А зарплата рабочего 5–6-го разряда уже 50–60 тысяч.

– Думается, надо как-то прикреплять выпускника училища к тому предприятию, где он проходит практику, – считает Слободян.

Но законом его не прикрепить, значит, надо увлечь, заинтересовать – зарплатой, соцпакетом, карьерой. Так и делают на «Арсенале». Здесь с успехом проводится конкурс «Молодой лидер «Арсенала». И выпускник училища знает, что при хорошей работе он может выйти в бригадиры, и по желанию его могут от завода направить на учёбу в вуз.

Перспективу Слободян видит в укреплении связей с профессиональными училищами.

В связке с проф-образованием

На заводах компании «Силовые машины» тоже дефицит квалифицированных рабочих. Перечень профессий такой же – токарь, оператор станков с ЧПУ, фрезеровщик, электросварщик, причём с разрядами не ниже пятого.

Учитывая специфику производства «Силовых машин» и особенности изготовления выпускаемой продукции, очень сложно покрыть кадровый голод только c помощью найма новых рабочих, так как адаптация занимает от полугода до года.

Базовыми для «Силовых машин» училищами являются – электромашиностроительный колледж и техникум энергомашиностроения и металлообработки, которые обучают рабочим специальностям.

– Чтобы подготовить высококвалифицированного рабочего, необходима практика на оборудовании, которое, находится именно на нашем предприятии и которого нет в учебных мастерских, – комментирует Елена Мордвинова, начальник управления развития персонала «Силовых машин». – Подготовка по машиностроительным профессиям – процесс дорогой и трудоёмкий, и поэтому данному учебному заведению без участия самих компаний с ней не справиться. Совместно с техникумами мы стараемся решить этот вопрос, обеспечиваем возможность прохождения практики на реальном производстве, выплачиваем специальные стипендии. Технологичность нашего производства требует не только высокой квалификации рабочего, но и быстрой, без отрыва от производства, адаптации к новым условиям труда и освоению новых технологий. Именно поэтому в компании широко развито и, безусловно, даёт свои плоды наставничество.

Наиболее востребованные позиции, по словам Мордвиновой, «Силовые машины» закрывают за счёт внутреннего совместительства, освоения смежных профессий, повышения квалификации. Компания имеет лицензию на образовательную деятельность в связи с уникальностью некоторых профессий.

Новые специальности привлекают молодых

Сегодня каждый четвёртый выпускник 9-х и 11-х классов петербургских школ поступает в профессиональные образовательные учреждения. Кого в них готовят?

– Это в основном специалисты ведущих отраслей экономики Санкт-Петербурга, таких как: судостроение, машиностроение, IT-технологии, строительство, реставрация, сфера обслуживания и общественного питания, жилищно-коммунальное хозяйство, лёгкая промышленность, туризм и гостиничный сервис, педагогика, – разъясняет начальник отдела профессионального образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга Владислав Фролов.

Система профтехобразования довольно быстро реагирует на изменения, происходящие на рынке труда. Например, в прошлом году было открыто семь новых специальностей по востребованным сегодня направлениям: водоснабжение и водоотведение, техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники, технология деревообработки и другие. Открываются новые специальности. Например, судостроитель-судоремонтник неметаллических судов, мастер жилищно-коммунального хозяйства, технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий и другие. И в то же время закрывается или уменьшается приём на такие невостребованные специальности, как секретарь, контролёр банка, продавец контролёр-кассир.

Когда-то Ленинград был столицей ПТУ. В городе насчитывалось полторы сотни училищ. А потом они стали закрываться, их учебные корпуса и общежития отдавались банкам, офисам, всем кому угодно, только не учащимся. Некоторые училища сливались с другими, и при этом уничтожались мастерские, уходили мастера… И сегодня многие считают, что профтеобразование приказало долго жить…

– Безусловно, это не так, – возражает оппонентам Фролов. – Только за три года (с 2012 по 2014) из бюджета Санкт-Петербурга было выделено более полумиллиарда рублей на модернизацию оборудования и мастерских наших техникумов и колледжей – в прошлом профтехучилищ. За шесть прошедших лет в реконструкцию этих учреждений правительство города вложило более 2,5 миллиарда рублей.

В ряде учебных заведений, таких как колледж водных ресурсов, садово-архитектурный колледж, техникум «Автосервис», невский колледж им. А.Г. Неболсина, колледж электроники и приборостроения, колледж судостроения и прикладных технологий, колледж метрополитена, за последние годы за счёт средств работодателей была проведена модернизация в объёме 8 млн 165 тыс. рублей. А в прошлом году на эти мероприятия работодатели Санкт-Петербурга выделили более 18 миллионов рублей.

Сегодня работодатели поддерживают финансово не только училище в целом, но и его питомцев. Например, объединение «Климов» выплачивает стипендии лучшим обучающимся техникума Приморский в сумме 3000 рублей, а «Водоканал» выделяет корпоративные стипендии студентам колледжа водных ресурсов размере до 1500 рублей. В прошлом году «Метрострой» на выплату стипендий направил более полумиллиона рублей.

Всего предприятиями на выплату стипендий и премий учащимися в прошлом году было направлено 5 млн 374 тыс. рублей.

Учебная аудитория в цехе

– В сегодняшних профессиональных училищах города теория и практика занимают две равноценные части учебного процесса, – продолжает свой рассказ Владислав Фролов. – Для проведения практики в училищах создаются учебные хозрасчётные подразделения, оснащённые современным высокотехнологичным оборудованием. Так, например, в радиотехническом колледже в рамках сотрудничества с резидентом фонда «Сколково» от кластера космических технологий, лабораторией проектирования сверхмалых космических аппаратов «Астрономикон» открыто хозрасчётное структурное подразделение по выпуску электронных плат для использования в космической отрасли. Здесь осуществляется автоматизированное производство радиоизделий.

На площадке образовательного технопарка, который будет создан в нашем городе в скором времени, предполагается организовать как профессиональное образование учащихся, так и переподготовку и профессиональное обучение взрослых по таким направлениям, как «программирование», «робототехника», «IT-менеджмент», «системное администрирование», «разработка и реализация инновационных программных продуктов».

Помогут вырастить высококвалифицированных рабочих и долгосрочные партнёрские отношения с ведущими объединениями города. Такую программу по комплексному сотрудничеству в семи направлениях деятельности подписали одиннадцать ведущих союзов и ассоциаций работодателей Санкт-Петербурга.

Профориентация… с детского сада

Как известно, в училища и колледжи принимают без экзаменов, хотя недобор всё-таки случается. Что же делать? Выход один: знакомить будущих выпускников школ с училищами и предприятиями города заблаговременно. За последние два года в специальных экскурсиях по профориентации приняли участие более 6 тыс. учащихся. Устраиваются дни открытых дверей и различные конкурсы и в самих училищах. Заметим, что знакомят с профессиями не только старшеклассников. Так, например, АО «Адмиралтейские верфи» в День знаний пригласило на экскурсию в музей завода не только учащихся колледжа, но и даже… воспитанников детского сада.

Практика показывает, профессии, связанные с промышленностью, выбирают дети, которые посещают кружки технического творчества. В Санкт-Петербурге сегодня 2,5 тыс. таких кружков, в которых занимается более 40 тысяч детей. Значит, и этих ребят надо детально знакомить с рабочими профессиями, техническими колледжами.

– Но набирать в рабочие профессии надо не только школьников, но и взрослых людей, – подчёркивает Фролов. – И для этого в большинстве училищ организовано профессиональное обучение – переподготовка и повышение квалификации. В прошлом году выпуск в 49 техникумах и колледжах комитета по образованию составил 11 321 человек. И ровно столько же взрослого населения прошло переподготовку и повышение квалификации.

Точка зрения

А кого будет не хватать завтра?

Можно ли сегодня определённо сказать, сколько и каких именно профессий понадобится через пару лет? Комитет по труду и занятости проводит анализ по вакансиям, заявленным работодателями, и информации по гражданам, обратившимся в службу занятости.

Председатель комитета по труду и занятости Дмитрий Чернейко считает: «С точки зрения одного работодателя нельзя оценить рынок труда, а с точки зрения некоего сообщества, например кластера, – можно. А если это сделать, то тогда уже можно осознанно подходить к тому, что называется созданием системы кадрового обеспечения. Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга предлагает создать на своей базе платформу, на которой учебные заведения и бизнес смогут вести конструктивные переговоры. Это позволит в ближайшей перспективе изменить образовательные программы, особенно старших курсов, в соответствии с потребностями работодателей. Работодатель обязательно должен быть включён в образовательный процесс.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram