Негласный призыв-разрешение из 90-х – «Обогащайтесь!» продолжает работать и дискредитировать власть. Из телевизора звучит одно, а на практике часто выходит совсем другое.
Колосс-то голый!
Тольятти. На первый взгляд город выглядит презентабельно, даже дороги преобразились со времён прошлой поездки. Говорю друзьям: «А власть-то работает!» Мне в ответ: «Это не заслуга города, дороги сделаны на средства областного бюджета. А мэр Андреев выдаёт идеальный асфальт улиц за свою заслугу». Проверяю: так и есть. А чем же тогда занимается власть города? Обогащается. Да так, что деньги даже не светятся в городской казне. Организовано круто. Представьте, что управляющая компания делает лифт в многоэтажке платным: «Оплачиваем четыре поездки, пятая – бесплатная! От шестого этажа и выше – скидка 10%! Ночной тариф – плюс 5 рублей к базовому». Потом рассовывают «честно заработанные» денежки по карманам. До такого, правда, ещё не додумались. Так вот, в Тольятти есть другая золотая жила – наружная реклама. Следует отметить, в мегаполисах это очень серьёзная статья пополнения бюджета. Не клочки бумаги на столбах, остановках и в почтовых ящиках, а перетяжки и здоровенные рекламные щиты 6х3 метра вдоль городских трасс. К слову сказать, «перетяги», как их здесь называют, давно запрещены законом по всей стране. Рекламодатель исправно платит, владелец рекламного места собирает мзду. Но Тольятти – город особый: по большей части бюджету перепадает ноль рублей, ноль копеек. Оказалось, что в 2014 г. эксперты насчитали в городе порядка тысячи щитов, из них не более 150 имели разрешение на использование, то есть были легальными. Остальные никак и никем не оформлены. По скромным подсчётам, мимо кассы проходило 20–25 млн рублей ежемесячно. Для сравнения: в городском бюджете на дополнительное образование на весь год запланировано всего 90 млн рублей. По расчётам городской бюджет от наружной рекламы должен иметь около 400 млн рублей. Сумма прошлого года известна – скромные 9 миллионов.
Можно возразить: «Подумаешь, провинциальный город, он погоды в России не делает». А если посмотреть статистику? Она гласит, что Тольятти – второй по численности населения город области и 18-й по стране. Крупнее абсолютного большинства региональных столиц – 720 тыс. жителей. И такой город по исполнению бюджета в части «наружная реклама» занял в области последнее место, хуже какого-нибудь богом забытого района. Город не зарабатывает, а берёт кредиты. Сегодня задолженность достигла 83% годового бюджета – почти 5 млрд рублей. Когда мэр Сергей Андреев в марте 2012 г. принял на себя бразды правления городом, долг был вшестеро меньше. Потому и голый.
Щитоповал
Терпение лопнуло не только у депутатов городской думы и местных активистов, которые лепили на самостийные рекламные щиты наклейки «Незаконная конструкция – стоп, коррупция!» Вскипел и губернатор Николай Меркушкин – передал полномочия в сфере наружной рекламы в министерство имущественных отношений Самарской области.
Началось противостояние мэрии государственным органам власти. Поначалу демонтаж незаконных рекламных щитов сопровождал ОМОН из Самары – дичь полная. Сегодня в ход идут уловки: демонтажники подъезжают к конструкции, а владельцы вызывают местную полицию. Та проверяет документы «ликвидаторов», всё в порядке, уезжают. Но работа тормозится. Замечу, чтобы доказать «незаконность» конструкции, большого ума не надо – все законные отмечены на плане города.
Как такое стало возможным, попытался объяснить Сергей Германович Дьячков, Почётный гражданин города Тольятти. Человек на инвалидной коляске, в 70-е годы занимался защитой прав инвалидов и, видимо, попал на заметку заокеанским спецслужбам:
– Тольятти – единственный город страны, который имеет мэра-пастора и, возможно, американского агента влияния. Когда Андреев выдвинулся в мэры, в Тольятти примчался второй секретарь посольства США. Он и меня посетил, зазывал работать на Андреева.
Дьячков отказался. Но кампанию оценил как блестящую, кандидат в мэры потратил на неё от 70 до 200 млн рублей. Сумма огромная, отдавать надо. Вот и отдаёт, по сути, сдавая власть в аренду спонсорам.
Тольяттинские СМИ пишут, что одним из них является Александр Котляр, которому мэр отдал на откуп кадровую политику мэрии и контору, где крутятся огромные деньги, – ОАО «Производственное объединение коммунального хозяйства городского округа Тольятти», если проще, «ПО КХ». Единственный учредитель этой могущественной организации – мэрия Тольятти. Но, и это главное, незаконные конструкции, по мнению тольяттинского депутата Борислава Гринблата, возникли в городе благодаря игрокам рекламного рынка, близким к тольяттинской мэрии. Основной игрок – ООО «Ректол». По данным системы «СПАРК Интерфакс», учредителем выступает всё тот же Александр Котляр. И основные должности в мэрии, на ком лежит ответственность за наружную рекламу, занимают экс-сотрудники «Ректола», например руководитель департамента потребительского рынка Ольга Лодочникова, сообщил депутат тольяттинской думы Владимир Бобров.
И всё же результат у «щитоповала» есть: на прошлой неделе прошли торги – за 12,5 млн рублей продали права на размещение рекламы на 46 легальных щитах. Эти деньги уйдут в городской бюджет.
Занимаясь внешними угрозами, легко проспать внутренние. В то время когда страна стоит перед абсолютно прозрачно читаемой военной угрозой, когда наши лётчики, морпехи и спецназ ежесекундно рискуют жизнью в Сирии, когда высшее руководство строит архисложные конструкции защиты государства, в самом государстве чиновный люд творит чёрт-те что. Тольятти – ярчайший образчик местного самоуничтожения. А когда народ толпой повалит на площади в поисках правды и виноватых, команда из мэрии тихо уйдёт в сторону и федеральные власти окажутся лицом к лицу с разъярёнными людьми.