Сегодня страна ежегодно расходует в рамках двух законов, регулирующих госзакупки, около 30 трлн рублей (8 трлн – в рамках ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и около 22 трлн по ФЗ №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Сумма немалая, но, как говорилось в известной комедии Эльдара Рязанова, «а кто его знает, что там есть?» – публичность планирования и осуществления госзакупок обсуждается уже не первый год. И первые, кто заинтересован в такой прозрачности, это предприниматели всех мастей – малые, средние и крупные, многие из которых сегодня делают на госзаказ ставку.
«Мы давно просили наших коллег из администрации, чтобы предприниматели могли заранее видеть на сайте план госзакупок, сроки их планирования, начальную стоимость товаров и услуг, описание технических характеристик и параметров в перспективе закупаемых товаров. Это нужно для того, чтобы можно было судить об обоснованности закупок, корректно составить техзадание, чтобы механизм обратной связи работал до начала торгов», – говорит Владимир Катенев, президент Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты. По его словам, ещё год назад на просьбу предъявить список госзаказа, в администрации города предъявляли талмуд на пятьсот страниц. Разобраться в нём было невозможно – кто (какой орган государственной власти), что и когда закупает, и чиновники говорили, что материально-техническое обеспечение информации по госзаказу невозможно. Теперь же с 2016 года в Северной столице законодательно предписано нормировать закупки, да и публичность их планирования скоро станет обязательной, и Петербург опять оказался в числе пионеров – просьбу предпринимателей и живой диалог с ними поддержали городской комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга и СПб ГУП «Информационно-методический центр».
«Госзаказ оказывает определяющее влияние на работу предпринимателей города, на её перспективу, на создание в городе условий работы для предприятий: всё сейчас подстраивается, редактируется под нужды той экономики, которая сегодня развивается. В этом году в комитете по госзаказу в Петербурге издали постановление №643 от 16 июля с примерным порядком осуществления закупок по ФЗ №223 и начали вводить в эксплуатацию новую информационную платформу, электронный магазин для госзаказчиков, для систематизации государственных закупок, понимания их аналитики. Но чтобы реализовать этот проект, всем заказчикам придётся детально прописывать коды товаров, определяющие требования к ним. Администрировать эту площадку будет правительство города. Мы тоже хотели бы видеть конечные товары, услуги, закупки, которые нормируются, обосновываются, детально прописываются в техзадании, чтобы понять в дальнейшем, что конкуренция возможна лишь по цене», – комментирует событие Дмитрий Сачков, председатель комитета по государственному заказу.
Действительно, сегодня многие учреждения образования, здравоохранения, да и прочих отраслей постоянно жалуются на качество применяемых уже на практике материалов, пособий, лекарств: в конкурсах зачастую побеждают не те предприниматели, которые могут закупать качественные товары по минимальной цене, а по той же минимальной – бросовые. Это в первую очередь наносит непоправимый ущерб пользователям этой продукции на местах, а во вторую – предпринимателям, лишённым возможности конкурировать в равных условиях. С появлением же перечней госзакупок и требований к конкретным позициям игра на рынке может наконец оказаться честной.
Артём Гусев, генеральный директор СПб ГУП «Информационно-методический центр», осуществляющего названный проект, говорит: «Аккредитоваться на ресурсе можно уже сейчас, так же, как можно зайти в электронный магазин и проверить его работу: процесс довольно простой, но без цифровой подписи (криптографическая защита в ходе сделки на сайте предусмотрена. – Прим. ред.) аккредитацию пройти невозможно. Небольшая анкета по организации и физическому лицу, ответственному за организацию, поступает на рассмотрение в соответствующий отдел, который и принимает решение. На ресурсе есть как реестр заказчиков, так и реестр закупок, который поступает сюда автоматически (видеть в режиме онлайн можно и само предложение, и количество, и стоимость товара). Пока мы автоматизировали весь товарооборот по закупкам малого объёма, осуществляемым в рамках ФЗ №44. Предприниматели-поставщики здесь могут предложить и свой товар со всеми характеристиками, и это предложение увидят заказчики. Это первый шаг на долгом пути перевода всех закупок в автоматизированную систему, следующим будет автоматизация закупок в рамках ФЗ №223».
На логичный вопрос, почему работа по открытию реестров была начата в рамках ФЗ №44, а не ФЗ №223 или обоих законодательных актов вместе, председатель комитета по государственным закупкам Дмитрий Сачков ответил следующее: «Более конкретным, более детальным и более «свежим» является 44-й ФЗ: он прописывает всю процедуру госзакупок. А 223-й ФЗ достаточно «старый», он состоит всего из восьми статей – словам в нём тесно, а мыслям просторно, что допускает разные толкования». Вот и выходит опять, что причина наших бед не исполнители, а законодатели: им бы тоже надо свои «коды» прописывать быстрее да аккуратнее, а то хорошие идеи в Отечестве будут и дальше тормозить.