Аргументы Недели → Общество № 43(484) от 12.11.2015

Авиапром зашевелился

, 08:46 , Обозреватель отдела Промышленность

В понедельник на фоне авиасалона Dubai Airshow – 2015 вице-премьер Дмитрий Рогозин взорвал российское авиасообщество. «Указания по разработке ближнемагистрального самолёта на базе Ил-114 даны. Производство будет налажено в Н. Новгороде на заводе «Сокол»», – написал Рогозин в своём профиле в Facebook.

Илы – право на жизнь

Примечательно, что больше года назад (10 сентября 2014 г.) Дм. Рогозин уже публично отвечал на вопрос «почему правительство РФ решило вернуться к производству Ил-114?..». Цитирую дословно: «Объясню: потому что надо наконец решиться делать свои самолёты. Позор, когда великая авиационная держава в корне стала зависеть от импорта чужой авиатехники». В этом стремлении «Аргументы недели» полностью поддерживают Дмитрия Олеговича. Рады, что наблюдается движение вперёд.

Состоялось финальное испытание обновлённого и первого серийного военно-транспортного Ил-76МД-90А –на дальность. Ил-76 – очень крепкая машина, «на крыле» ещё много экземпляров из 950 штук, выпущенных до 2000 года. Но её ресурс не бесконечен, глубокая модернизация и перенос производства из Ташкента в Ульяновск – решение верное. Иначе могла возникнуть ситуация, как в гражданской авиации страны, когда 97% рейсов выполняются на авиалайнерах зарубежного производства с офшорной регистрацией. На чём таскать «гуманитарку» по России, африкам и азиям? А вывозить из египетских аэропортов багаж 80 тысяч отдыхающих? Без этого трудяги невозможно себе представить функционирование ВДВ. Сейчас можно сказать, что два серийных изделия «476» очень скоро, до новогодних праздников будут переданы заказчику – Министерству обороны РФ.

В Антарктиду на ледовый аэродром станции Новолазаревская Ил-76ТД-90ВД под командованием шеф-пилота ильюшинской фирмы Героя России Николая Куимова и шеф-пилота ГосНИИ ГА Героя России Рубена Есаяна впервые полетел без риска. Двигатели ПС-90А-76 позволяют на одной заправке долететь до антарктической станции, и если погоды не будет, то даже покружить полтора часа и вернуться обратно, в точку вылета – Кейптаун. На машинах со старыми, менее экономичными двигателями Д-30КП, экипаж каждый раз проходил «точку невозврата». Закроет перед посадкой туман полосу, заметёт снегом, а керосина на обратный путь до южноафриканского берега не хватит.

Хорошо, что в «Ильюшине» всерьёз рассматривают варианты модернизации и крупносерийного производства широкофюзеляжного Ил-96 – то ли по собственной инициативе, а возможно, с подачи головной организации – Объединённой авиационной корпорации (ОАК). Конструкторы обещают, что заставят лайнер похудеть, сбросить вес, увеличат его пассажировместимость до 350–400 человек, добавят дальности. Рецептура известна: современная электрика, провода, которыми опутан самолёт, материалы отделки салона позволяют сбросить тонны лишнего веса. А для такого большого самолёта, как Ил-96, возможно и десятки тонн.

Кто даст Ирану 500 самолётов?

Иран ищет 50 млрд долл. для развития авиационной промышленности и покупки 500 пассажирских лайнеров, заявил министр жилищного строительства и городского развития страны Аббас Акхунди. Наши чиновники флаг подхватили – в декабре Россия обсудит с Ираном возможность продвижения на иранский рынок авиалайнера Ту‑204. Речь идёт о совместном производстве этого самолёта. «В середине декабря намечена выставка в рамках российско-иранского диалога в Иране. Думаю, «на полях» этой выставки данная тема будет обсуждаться представителями Объединённой авиастроительной корпорации и соответствующих органов Ирана», – сообщил замминистра промышленности и торговли РФ Андрей Богинский на выставке Dubai Airshow – 2015. Интересно, к чему эти обсуждения приведут?

Мы продвигаем, а наш родимый «Аэрофлот» выбрасывает из своего и «дочерних» парков воздушные суда отечественного производства – Ил-96-300, Ту‑204‑300, Ан-148-100. Лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко» сейчас усердно пристраивает ненужное «Аэрофлоту» наследство от «Трансаэро»: два грузовых Ту-204-100С и три пассажирских Ту-214. А президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун пишет обращение на имя первого вице-премьера правительства РФ Игоря Шувалова с просьбой в очередной раз продлить отмену ввозных пошлин на авиалайнеры зарубежного производства, временно ввозимые на территорию России. Как известно, правительство Дм. Медведева к подобным просьбам относилось всегда благосклонно. Ладно, забудем про «импортозамещение». Но как же заставить чиновников перестать лоббировать интересы западных авиастроителей, забыв про собственный авиапром?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram