В древнем городке Боровск, что в Калужской области, уже часов в восемь вечера стоит полновесная тишина. Изредка взлает собака да протарахтит одинокий автомобиль. И только колокола на звоннице Свято-Пафнутьева Боровского монастыря медовым звоном оглашают патриархальную тишь. Монастырь немаленький и очень популярный у российских и даже зарубежных паломников. Есть своя гостиница при Миссионерско-просветительском центре.
Почти в 20 километрах от Боровска (местами по совершенно убитой дороге) приютилась деревня Ивановское. Над единственным жилым домом гордо подняты флаг Победы и российский триколор. Под ними живёт Юрий Сегеда – староста возрождённого храма в честь Рождества святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Впрочем, насчёт возрождённого – вопрос спорный…
Дорога, дорога, ты знаешь так много
С благочинным Свято-Пафнутьева Боровского монастыря и одновременно настоятелем храма Крестителя Иоанна отцом Саввой садимся в старенькую «четвёрку». «Только российская машина проедет по российским дорогам», – почти серьёзно объясняет батюшка выбор средства передвижения. После съезда с трассы дорога действительно превращается в направление. Однако по обочине растут новенькие скромные коттеджи, на рекламном щите цена – от 2,2 млн рублей. Из удобств – только электричество. Ни воды, ни газа, ни канализации. Зато есть недавно почищенный пруд с оборудованными мостками для рыбалки. Проезжаем дом старосты Сегеды, последний поворот, и буквально вписанный в среднерусский пейзаж золочёным куполом, с крестом, подпирающим осеннее небо, вплывает в глаза храм. «Какой уютный», – вырывается вслух. «Я тоже такие люблю», – не удивившись, отвечает отец Савва.
Двери закрыты. Они открываются для всех прихожан раз в неделю, по субботам, когда в нём служат по очереди настоятель отец Савва и отец Силуан. Иногда и в другие дни, когда надо отпеть или покрестить кого-то из жителей окрестных деревень Писково и Городня. Причём окрестных, это с натяжкой сказано, – восемь километров пешком. Но на службы приходят или приезжают из Боровска человек 20–30. Согласитесь, для храма в глуши – это неплохо. Причём приезжают не поглазеть или «подсвечником поработать», а искренне, от души, исповедаться и причаститься.
– Храм уже возродился, раз служба идёт. Людям сейчас не хватает тёплого слова, общения, знаний о духовной жизни. Вот они и ищут их, ищут своего батюшку. Во тьме они и жаждут света, – убеждённо говорит Сегеда.
Историческая справка «АН»
Ивановское – село старинное. Сведения о нём встречаются в различных исторических документах с 1621 года. В «Описаниях и алфавитах к Калужскому атласу» (1782 г.) говорится о владельцах с. Иванового, Львово тож: Ф.И. Унковском, А.В. Алымовой и В.А. Выродеве, при которых уже были «пруды, деревянная церковь Спаса Нерукотворного Образа, два дома господских деревянных, при них сад». Деревянная церковь была ещё «тверда», однако в 1809 г. на средства помещика майора Ивана Николаевича Арженевского возвели новый каменный храм, священствовал в нём тогда Фёдор Григорьев. Осветили храм в честь праздника Рождества Иоанна Предтечи.
Храм выложен из красного кирпича в духе провинциального классицизма. Закруглённые боковые стены алтаря и нижнего яруса колокольни придают ему изящность, мягко вписывая в окружающее сельское пространство. Одноглавый четверик с небольшой трапезной и колокольней поражает очень высоким сводом, наполняя его пространством, а окна-люкарны, находящиеся в основании сомкнутого свода, освещают его. На высоте алтаря по фасадам тянется профилированный карниз, а выше гладкая стена с круглыми окнами второго света. Небольшая трапезная соединяет храм с колокольней. Крутая кирпичная лестница в толще западной стены трапезной ведёт на ярус звонов. В трапезной есть арочный вход в крипту, расположенную под храмом. На стенах внутри храма сохранились фрагменты живописи второй половины XIX века.
До 1863 г. село насчитывало 95 дворов, в нём проживали 672 человека, из которых 315 – мужчины и 357 – женщины. А в 1916 г. в Ивановском было уже 20 дворов, 135 жителей. Село находилось в стороне от больших дорог и постепенно пустело.
Сильно ударила по храму Великая Отечественная война. На колокольне была огневая точка фашистов, нашим войскам пришлось бить прямой наводкой точно по храму. От трапезной оставались только стены. После войны и до середины 2000-х его использовали как склад.
Ландшафт деревенской глуши
Когда подходишь к храму поближе, то видно, как на его стенах сплелись столетия. Изначальная – мощная, красивая, но выщербленная кладка мирно соседствует с современным кирпичом.
– Храму более двухсот лет. Его строили на месте деревянной церкви (см. справку «АН»). Простоял он нетронутым до 1917 года. После революции в нём хранили зерно, различный сельскохозяйственный инвентарь. Возрождать начали в 2008 году. Я пришёл настоятелем в 2012-м. До меня была проделана огромная работа, ребята вычистили храм от огромного количества мусора, доложили своды, восстановили купола. При мне была сделана вся внутренняя отделка, поставлен иконостас, привезены первые иконы. Подведено электричество. Есть колодец со святой водой. 7 июля 2011 года была совершена первая Божественная литургия. Потихонечку место возрождается, – рассказывает отец Савва.
Внутри скромно, но тепло и чисто. Видно, что храм живой и как будто дышит, когда в него, крестясь, заходят люди. На колокольне вновь, как и сто лет назад, висят-поют колокола. Но видно, что основная работа ещё впереди.
– Нам нужны пиломатериалы, метал для ограды, цемент, смеси для внешней отделки. По весне будет нужен профессиональный отделочник. А ещё было бы здорово найти ландшафтного дизайнера, только непременно верующего, чтобы умел и знал, какие растения, какие деревья можно внутри ограды сажать, – вслух мечтает Сегеда.
– Люди, конечно, нужны. Правда, селить пока негде, так что если весной приедут, то со своими палатками, – добавляет отец Савва.
На финансовую тему оба говорить отказываются, стесняются. Но и без слов ясно, что денег на восстановление категорически не хватает.
– Разве это главное? Мне бы очень хотелось людей собрать вместе, чтобы они видели в храме некий «свет в конце тоннеля». Для того чтобы это почувствовать, человек должен вложить в храм частичку своей души. Но это не деньги, они никогда не будут душой человека. Душа человека – это его работа. Кто-то часть стены отштукатурил. Кто-то кирпичик положил. Кто-то лавочку сделал. Потом, придя в храм и увидев общий труд, человек будет понимать, что в него он вложил частичку самого себя. Будет понимать, что не надо храм рушить и ломать, – говорит отец Савва.
Отвечая на вопрос, поможет ли уединённый храм малочисленной местной пастве, отец Савва надолго задумывается.
– Я всей душой надеюсь, что поможет. Очень надеюсь на помощь Божью каждому человеку. Но мы должны понимать, что Господь стучится в наше сердце, хочет нам помочь. Но хотим ли мы этого? Дорога к Богу – дорога с двусторонним движением: со стороны людей и со стороны Церкви. Мы восстанавливаем храм, проводим богослужения, соучаствуем в жизни. Я приглашаю местных жителей прибрать на кладбище, вместе провести какой-то церковный праздник. Кто-то откликается. Сначала один, потом он позовёт соседей, они возьмут своих детей… Так постепенно храм и наполнится. Соучастие в жизни народа должно быть постоянным, тогда к пастырю народ начинает приходить, – замечает настоятель. – Ведь храм – это место, куда люди приходят, чтобы найти утешение, помощь и поддержку у Бога. Церковь призвана для того, чтобы людей объединять. Чтобы каждый нашёл своё место в жизни, чтобы пришёл к той истине, которую знают верующие, пришёл к Христу. А насчёт малочисленности паствы… Не бывает так, чтобы храм стоял пустой. Если священник проводит богослужения, соучаствует, то люди приходят, приезжают, прилетают, невзирая ни на какие расстояния.
Реквизиты
Местная православная религиозная организация
Приход в честь Рождества святого Пророка,
Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
в д. Ивановское Калужской Епархии
Русской православной церкви (Московский Патриархат)
Название Приход в честь Рождества Иоанна Предтечи в д. Ивановское РПЦ (МП)
ИНН 4003036450
КПП 400301001
ОГРН 1154000000362
Юридический адрес
248018, Калужская обл., Боровский р-н, деревня Ивановское
Почтовый адрес
249010, Калужская обл., г. Боровск,
ул. Дмитрова, д. 1, Свято-Пафнутьев Боровский монастырь
р/счёт 40703810058060120540
в ВФ ПАО «МДМ Банк» г. Воронеж
БИК 042007730
к/сч 30101810700000000730
ОКПО 25921942
Настоятель, председатель приходского совета
Иеромонах Савва (Петрушко)
Плацкарт в рай
На обратной дороге задаю давно мучающий вопрос: «можно ли брать на восстановление храма деньги с убийц, грабителей, взяточников?»
– Если билет в Царство Божье этим купить хочет, то, конечно, нельзя. А если от души, от искупления, от раскаяния – почему нет. Хотя на гнилом фундаменте хороший дом не построишь, – припечатывает отец Савва.
Храм в честь Рождества святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, который он строит, точнее – возрождает, уверен, стоит на крепком и основательном фундаменте. И эта основательность даёт надежду, что когда-нибудь всё будет хорошо.
От редакции. Человек приходит на землю не только, чтобы есть, спать или копить золото – у савана карманов нет. Человек приходит сюда, чтобы оставить след, память, дом. Когда-то в Российской империи даже в самом маленьком селе стоял действующий храм. И колокольный звон плыл над лесами и полями, как бы говоря человеку: «Ты не один!» И легче шла работа, и веселее смотрелось в будущее. Сейчас для каждого пришла пора подумать не столько о себе, сколько о ближнем. Помочь возродить этот малиновый звон над страной.
Настоятель Прихода в честь Рождества Иоанна Предтечи в деревне Ивановское Калужской Епархии РПЦ (МП) отец Савва – один из тех, кто не просто несёт Слово, но и делает Дело, возрождая свой приход, свой Храм из руин. Ему надо только немного помочь. Всем нам, как прежде, – всем миром. И тогда утром ты сможешь сказать себе: «Не зря живу на свете».
Для неравнодушных «АН» публикует реквизиты, по которым можно внести свою посильную помощь. Ведь отдающему – воздастся.