В Волгограде наградили СМИротворцев юга России. Победителей, как водится, торжественно поздравили, однако почивать на лаврах возможности не дали.
В городе-герое журналисты, лучше всех освещающие непростую межнациональную тематику в Южном федеральном округе, попали в круговорот тренингов, встреч, дискуссий и знакомств с этническим своеобразием и национальной политикой региона, где живут более 130 народов. Открытия ждали на каждом шагу.
Выжать масло
Начали с историко-этнографического музея-заповедника «Старая Сарепта». В 1779 г. здесь поселились гернгутеры – приверженцы одного из протестантских течений из Моравии. Миссионеры приехали обращать калмыков-«язычников», по их мнению, в «правильную веру». Правда, за долгие годы обратить им удалось всего 20 человек, а посему «центральный офис» колонию ликвидировал как неэффективную.
Но возвращаться в Западную Европу захотели немногие, колония была чрезвычайно успешна экономически. Поселенцы выращивали табак, делали травяные лекарственные бальзамы, пекли душистые пряники, ткали уникальное полотно и даже изготавливали арбузные мёд и кофе! Впрочем, самым известным продуктом Сарепты уже третье столетие подряд является горчичное масло. СМИротворцы с воодушевлением выжали масло из горчичных зёрен на ручном старинном прессе, который с виду напоминал старую мясорубку, но со свечкой.
Уклад жизни в колонии был очень необычен: отдельные корпорации незамужних мужчин и женщин, брак по жребию... Однако всё это никогда не было предметом конфликтов или напряжённости с соседями иных вероисповеданий. Здесь всегда жили дружно представители самых разных народов.
Сквозь слёзы
Невозможно приехать в Волгоград и не побывать на Мамаевом кургане, в музее «Сталинградская битва». Для многих журналистов стало открытием, что знаменитый Дом Павлова защищали люди разных национальностей – евреи, грузины, украинцы и русские. На мраморных плитах высечены десятки тысяч фамилий погибших на этом месте защитников Сталинграда – сынов и дочерей всех без исключения народов России. Сложно совладать с эмоциями, когда видишь простреленные и залитые кровью комсомольские и партийные билеты или шинель генерала Глазкова со 160 (!) пулевыми и осколочными отверстиями. Не всем женщинам удалось сдержаться – они вытирали слёзы, но продолжали делать свою журналистскую работу – снимали и записывали факты для своих будущих материалов.
Сохранение чистоты русского языка, история и культура казачества – эти темы, как показал конкурс, очень волнуют журналистов юга России. Неудивительно, что и на встрече с вице-губернатором Волгоградской области Александром Блошкиным СМИротворцы не обошли эти вопросы стороной, интересовались, в частности, изменением национального состава области и самочувствием русского населения. Замгубернатора считает, что по межнациональной части в крае всё спокойно, а русские национальные общества не нужны, ведь русских на Волгоградчине большинство:
– Да и в России русских – подавляющее большинство, поэтому русская культура сохраняется хорошо. Но мы много делаем, чтобы сохранить казачью культуру.
Секрет успеха
У каждого из победителей своя история успеха и свои подходы к непростой этнической теме. Вот только несколько из них.
– Когда начинаешь заниматься этой темой, то погружаешься в неё с головой. Нам же никто не доплачивает за посещение всяких национальных мероприятий, это часто происходит вечером после работы или в выходные, но ты всё равно идёшь. У меня на конкурс попало два текста, – говорит журналист газеты «Советская Адыгея» Елена Маркова. – Один про адыгскую флейту, про энтузиаста, который восстановил культуру этого инструмента: изучил его, начал делать по старым прадедовским лекалам, преподавать и даже организовал первый музыкальный фестиваль! Приятно рассказывать об увлечённых людях и напоминать обществу о важности что-то делать безвозмездно.
– Жюри конкурса отметило мой новостной сюжет, посвящённый смешанной семье: три брата азербайджанца женились на трёх русских девушках, – рассказала журналист «Телевестника Белореченска» Татьяна Шуляцкая. – Это был сюжет о переплетении культур. Меня всегда интересовала бытовая сторона вопроса: как смешение культур и языков случается в рамках одной семьи, что происходит с национальной кухней и обрядами.
Появлению удивительно доброго и пронзительного материала о жизни цыган в «Сельской газете» кубанской станицы Новопокровская предшествовала печальная история. Автор – Елена Николаева попала в больницу и несколько дней пролежала в палате рядом с такой же, как и она, страдалицей-цыганкой. Обе женщины были практически обездвижены, но могли разговаривать друг с другом.
Ощутить единство
Обозреватель ТРК «Южный регион – Дон» Алишер Ходжаев сетовал на отсутствие в современной России интеграционных проектов, которые бы позволяли людям разных национальностей чувствовать себя единым народом:
– Мы, например, не знаем современных чеченских поэтов. А раньше у нас были те, кто их переводил. Мы теперь все отдельно друг от друга – это большая проблема.
О местном опыте преодоления разобщённости журналистам рассказал начальник отдела по реализации госнацполитики Комитета по делам национальностей и казачества Волгоградской области Николай Москаленко:
– Мы заметили, что национальные общины свои праздники отмечают узким кругом «своих». Тогда мы начали на казачьи праздники приглашать представителей другой веры и культуры, и процесс пошёл – теперь все общины друг к другу в гости ходят регулярно и с удовольствием!
Руководитель отдела внешних коммуникаций ФАДН России Эдуард Лапин поделился планами агентства привлечь интерес к теме народов России посредством этнических пресс-туров, конференций и нестандартных, но массовых мероприятий, например всероссийских этновыходных.
Необходимы перемены
На дворе эпоха стремительных перемен. И межнациональных отношений они тоже касаются. Однако не всегда к этим изменениям готовы журналисты, лидеры национально-культурных объединений и власть. Например, вопреки расхожему мнению о поголовном клиповом сознании современного общества, всё большую популярность набирают у российских читателей длинные подробные тексты очеркового плана с множеством красивых фотографий. Но таких материалов пока крайне мало. Уже недостаточно просто зарегистрировать некую национальную общину. Важно, чтобы она объединяла реальных людей и активно участвовала в межкультурной жизни региона. От власти общество ждёт не победных реляций о том, что всё у нас «лучше не бывает», а постоянного вдумчивого диалога на волнующие людей темы: миграции – внутренней и внешней, о современных методах сохранения самобытности, укреплении единства российской гражданской нации.
С южным темпераментом все эти непростые проблемы несколько дней и обсуждали СМИротворцы ЮФО в Волгограде. Ну а формально они приезжали, чтобы всего лишь получить заслуженные призы.