Чтобы у читателя не возникало аналогий с реальными историческими персонажами, сразу отметим, что «Дело Николаева» – это не новые данные о расследовании убийства «любимца» ВКП(б) Сергея Мироновича Кирова, которого, судя по всему, в декабре 1934 г. застрелил обиженный партийный функционер Леонид Николаев. Это на первый взгляд обычное для провинциальных городов дело, когда властные структуры, действуя в интересах одних граждан или групп граждан, отжимают собственность либо арендуемую недвижимость у других, но менее административно защищённых россиян. Последние иногда сопротивляются, взывают к справедливости, обращаются в суды и к общественности, но, как правило, без особого успеха.
В 2013 г. здание бывшего магазина «Разград» в самом центре Орла (его площадь – больше тысячи квадратных метров) довольно долго украшал огромный транспарант «Позор Музалевскому и Берникову, которые хотят отнять магазин!». За точность цитаты не ручаюсь, но смысл был именно таков. Леонид Музалевский тогда уже был председателем областного совета, а Михаил Берников –ещё и сити-менеджером. А арендовал упомянутое помещение (до 2018 г.) орловский предприниматель, председатель самой активной на сегодня общественной организации «Ассоциация предпринимателей малого и среднего бизнеса г. Орла» Аркадий Николаев.
Магазин "Разград"
Суть дела проста. В 2008 г. Николаев выиграл аукцион и получил право аренды помещения на Гостиной улице д. 3. Мы не будем анализировать само проведение аукциона и те преференции, которые получил предприниматель от бывшей муниципальной власти, отметим лишь то, что получил он право аренды абсолютно легально. А через четыре года, когда в отремонтированном Николаевым помещении уже работали магазин и пиццерия, он столкнулся с серьёзными трудностями. Муниципальное унитарное предприятие «Управление по эксплуатации нежилых помещений» (а городская власть к тому моменту уже сменилась) обвинило Николаева в ненадлежащем обращении с объектом, в том, что арендная плата была занижена, а арендатор сдавал часть помещений в субаренду. И обратилось в суд.
К тому времени директором МУПа стал скандально известный в Орловской области чиновник Игорь Афанасьев. Для начала Николаеву было предложено отказаться от арендуемых помещений и переуступить их, причём бесплатно. То же самое, по словам самого Николаева, предложил ему сити-менеджер Берников. А затем последовала цепь наводящих на размышление совпадений, весьма похожих на административное давление. Дело в том, что во вверенном Афанасьеву управлении работали родственники Николаева – отец и тёща. Их немедленно предупредили о сокращении, а отца сразу же уволили. «Предупредили» и родную сестру Николаева, работавшую в отделе УВД по контролю на потребительском рынке.
Понятное дело, что за стремительным увольнением родственников предпринимателя с госслужбы вряд ли стояла фигура директора управления. На наш взгляд, прикрыть такую «лобовую атаку» было под силу человеку рангом повыше, например, такому как двоюродный брат Афанасьева, нынешний вице-губернатор Орловской области и глава аппарата губернатора и администрации области Вадим Соколов. В те времена он занимал ответственный пост председателя избирательной комиссии Орловской области. И его влияния вполне могло хватить для того, чтобы к сомнительно мотивированным увольнениям не было вопросов ни у прокуратуры, ни у омбудсменов.
Последней надеждой у семейства был председатель областного совета народных депутатов Леонид Музалевский. Именно ему уволенный ветеран труда Виктор Николаев, отец предпринимателя, выслал свои почётные грамоты и другие награды «в знак благодарности», что само по себе уже ЧП. А сын пошёл на приём к главе законодательной власти региона.
Вот как Аркадий Николаев описывает происшедшее: «Поскольку в разговорах со мной Игорь Афанасьев постоянно ссылался на Михаила Берникова и председателя Орловского областного Совета народных депутатов Леонида Музалевского, то я записался к последнему на приём. Тем более что мне постоянно намекали на некие коммерческие интересы в этом деле самого председателя. Спросил прямо: «Леонид Семёнович, почему такое происходит, почему городские чиновники у меня хотят отобрать магазин, мстят моим близким?» Он резко высказался в адрес сити-менеджера, а вскоре после этой встречи я получил бумагу от Афанасьева… об освобождении помещений по Гостиной, 3! Станиславский отдыхает…»
Думается, что Аркадий Николаев, как человек информированный, понимал, что между Игорем Афанасьевым, Вадимом Соколовым и Леонидом Музалевским есть определённые связи. Скорее всего, его поход к председателю облсовета был жестом отчаяния. Точно так же как и появление у областной администрации в августе 2014 г. белого микроавтобуса «Рено», который был обклеен лозунгами, призывавшими Музалевского сдать мандат. В микроавтобусе забаррикадировался сам Николаев.
Но история на этом не кончается. В том же 2014 г. в одной из орловских бань был отснят видеосюжет, в котором нетрезвый полуодетый человек, похожий на председателя избирательной комиссии Орловской области Вадима Соколова,обнимал привалившуюся к нему частично одетую девушку, похожую на секретаря избиркома Светлану Гонтарь. Материал для контрдавления на Соколова и Афанасьева был вполне основательный. Многие орловские журналисты сходятся во мнении, что скандальные видеофайлы могли попасть к Аркадию Николаеву, который не прекращал борьбу за возвращение своего бизнеса, к тому времени уже отнятого судебными приставами. О существовании видеосюжета из бани стало известно и чиновникам, и сотрудникам спецслужб.
Пикет Николаева. 2014 г.
Между тем в мае 2014-го в Интернете появился комментарий к ролику с первомайским выступлением председателя облсовета Леонида Музалевского: «Этот усатый реально позорит «Единую Россию», Путина и Медведева! Если вам это не понятно сейчас, то скоро выборы это покажут». По факту было возбуждено уголовное дело (ст. 319 УК РФ («публичное оскорбление представителя власти»). А в августе, через несколько дней после того как скриншоты «из банного видео» появились в прессе, а фрагменты записи – в Интернете, у Николаева был произведён обыск (по утверждению СКР – в связи с «майским» делом). Ресурс Центр Рус сообщал: «Сегодня утром у орловского предпринимателя Аркадия Николаева прошёл обыск. Обыск проводился областным Следственным управлением при поддержке сотрудников Центра по противодействию экстремизму УМВД по Орловской области. В ходе обыска у Николаева были изъяты компьютер и различные носители информации… Уголовное дело возбуждено не в отношении какого-либо конкретного лица, а «по факту» оскорбительного высказывания со стороны неустановленного лица. По мнению следствия, к этим действиям может быть причастен Аркадий Николаев».
Произошедшее сильно напоминает советский анекдот о том, как вышедший из кабинета Сталина маршал Жуков пробормотал: «Ну и гад же этот усатый!» Фразу услышал Берия, побежал к «вождю народов» и немедленно доложил об услышанном. Сталин распорядился вернуть Жукова: «Товарищ Жуков, а под усатым вы кого имели в виду?» Жуков ответил: «Гитлера, конечно!» Сталин перевёл взгляд на Берию: «А вы, товарищ Берия, кого имели в виду?»
Большинство орловцев, следящих за тем, как развиваются события вокруг Вадима Соколова и Леонида Музалевского, активно защищающего вице-губернатора (тут и публичное заявление о том, что порноскандал – «семейное дело» Соколова, и отказ включать вопрос в повестку дня заседаний облсовета), уверены, что следователи через несколько дней после публикации скандальных видеофайлов искали в компьютере у Николаева не следы слов «про усатого», а полный вариант видео из бани с «людьми, похожими на…».
Судя по всему, этих файлов они не обнаружили. Так что Вадим Соколов, несмотря на поддержку Музалевского, остаётся «на подвесе». Но и «Разград» Николаеву обратно не отдадут. Тем более что подавшее на него МУП находится в состоянии банкротства, а обанкротивший его Игорь Афанасьев идёт по проторённому пути, но уже в роли заместителя директора ГУП «Санаторий «Дубрава» по финансовой части. Активно поддержавший «отжим» арендованного объекта Михаил Берников покинул пост сити-менеджера, так что и спросить за всё это в общем-то не с кого. Разве что с Леонида Музалевского…