Аргументы Недели → Общество № 41(482) от 28.10.15

Остров религиозного назначения

, 08:31

Среди многочисленных подарков государства Русской православной церкви – заповедный остров Валаам в Ладожском озере. Причём подарили землицу вместе с людьми, многие из которых здесь родились, прожили всю жизнь и вполне официально зарегистрированы. Но один росчерк пера президента Ельцина – и вся недвижимость на Валааме отошла РПЦ, которая больше 20 лет пытается выпроводить мирян «на материк». По традиции на остров возят большой поток туристов из Петербурга и с волго-балтийских круизов. А деньги любят тишину и отсутствие посторонних.

Монастырское право

Валаам не так и мал: почти 10 на 8 километров. На него приходится две трети площади одноимённого архипелага, состоящего из 50 островов. Документальная история Валаамского Спасо-Преображенского монастыря прослеживается с 1407 года. До Северной войны остров неоднократно переходил к шведам, которые разоряли обитель и держали гарнизон. Но даже после установления русского владычества церковь никогда не была здесь полновластным хозяином, как теперь. В 1764 г. Екатерина II забрала монастырские земли на острове в казну, где они и находились до свержения Романовых. До Второй мировой Валаам находился под финнами, монахов почти не осталось. В советские времена Валааму необыкновенно повезло: мало того что коммунисты не решились взрывать церковные постройки, так ещё и не построили ни одного новодела. В отличие от Соловков сюда не добрался ГУЛАГ. А в 1960-е годы на остров запустили чрезвычайно популярные круизы из Ленинграда.

Ведь как удобно: с вечера садишься в Питере на четырёхпалубный теплоход немецкой или чешской постройки – а на остров прибываешь только утром. Далее можно восстановить силы в ходе прогулок по живописному архипелагу, где специалисты выделяют 400 типов ландшафтов, свыше 500 видов высших растений, 220 видов птиц. А к ужину снова вернуться на корабль с барами, ресторанами, дискотекой и уютными двухместными каютами, что особенно ценилось во времена дефицита гостиничных номеров. Никто уже не скажет, насколько валаамские круизы подтянули рождаемость, но они вдохнули новую жизнь и в сам остров, где главным работодателем оставался дом инвалидов войны. В Воскресенском скиту открыли туристическую базу, потянулись экскурсоводы, художники, учёные. В 1970 г. на острове числилось 1132 жителя, под которых открыли девятилетнюю школу, больницу, отделение связи. Даже после 1984 г., когда дом инвалидов переехал на материк, на Валааме осталось около 500 светских жителей.

В 1989 г. эти миряне собирали подписи под возрождение монастыря и встречали первых пятерых монахов на пристани хлебом-солью.Через два года патриарх Алексий уже по-хозяйски принимал здесь президента Ельцина, который с царского плеча подписал предоставление Валааму особого статуса – «восстановил историческую справедливость». По сути, монастырь и его пастыри стали здесь надвластной структурой. Мирян стали настойчиво отговаривать не только пить-курить, но и собирать ягоды, ловить рыбу. При этом сами служители культа, по рассказам местных, освоили такое далёкое от молитв дело, как организация охоты на лосей для состоятельных паломников. Туристический бизнес полностью замкнулся на близкие к РПЦ структуры, хотя верующих паломников среди гостей острова по-прежнему немного. И вот уже в федеральных СМИ конца 1990-х обсуждается прыть одного из монахов, разбившего дорогостоящую аппаратуру туриста, который посмел щёлкать объективом, не заплатив за благословение. Стало ясно, что выселение с острова мирян – лишь дело времени.

Нельзя оправдать сие

Филипп Мускевич с семьёй перебрался на Валаам из Таллина в 1989 г., стал начальником отдела природы Валаамского заповедника. В 1992 г. в соответствии с умным указом президента Ельцина заповедник ликвидировали, а дом вместе с семьёй передали на баланс монастыря. Десять лет спустя монастырь решил разорвать договор социального найма, хотя другого жилья у Мускевичей не было: по советским законам таллинская прописка менялась на валаамскую – и всего делов. Начались суды, и в 2008-м, в Год семьи, Филиппа с женой и двумя детьми совсем не по-христиански выселили на улицу. С тех пор Мускевич живёт на Валааме на птичьих правах – снимает угол у соседей.

Сегодня на острове осталось не более 120 мирян, большая часть которых держит оборону в так называемой Зимней гостинице – здании XIX века. Пресс-служба монастыря утверждает, что это нежилое помещение и люди прописаны здесь незаконно.

– Ничего подобного, у нас официальные регистрации, в ордерах на помещения указаны общая и жилая площади, – утверждает Филипп Мускевич. – Другое дело, что у монастыря есть возможность работать с архивами коммунальных служб. Вроде бы любой гражданин России имеет право передвигаться по стране в любом направлении. Однако один из поводов выселять коренное население с острова – признавать нас «дачниками». Дескать, отлучился с острова на пару недель – значит, не постоянный житель. Это типичная ситуация переноса. На самом деле Валаам наполняется деятелями церкви только в сезон, когда надо работать с туристами. Тогда же на остров завозят гастарбайтеров – иностранных граждан, последователей иной веры. А зимой на Валааме остаётся не слишком много монахов.

73-летнюю Веронику Молчанову выселяют на том основании, что она проживает на территории монастырского комплекса. Хотя её дом был построен в 1967 г., спустя 20 лет после того, как последний монах уехал с острова. Нынешние насельники тычут в какую-то древнюю бумажку – фундамент дома Молчановой на четверть залез-таки на останки свечного заводика монастыря.

Юная Алиса Меркушева – уже второе поколение семьи, родившееся на Валааме. Её мама Яна росла в доме Ирины Смирновой и Олега Ярового – учёных, авторов лучших книг о Валааме. Суд уже принял решение о выселении этой семьи с острова, поскольку «дачница» Смирнова не проживала на Валааме аж целый месяц. К тому же некие эксперты, которых жители в глаза не видели, признали их квартиры непригодными для жилья. А в качестве нового пристанища предлагается бывшее промышленное здание в Сортавале на улице Фанерный тупик. По свидетельству валаамских мирян, цеховая площадь поделена на 18 квартир, нет газа и центрального отопления, зато есть грибок на стенах, а согреваться предлагается посредством электрических радиаторов.В жилой фонд Сортавалы этот дом поначалу даже отказывались принимать.

Святые здесь не ходят

Ещё 10 лет назад островитянам предлагалось переселяться с Валаама в нормальные квартиры по финансируемой государством программе. Но сегодня щедрот по отношению к ним заметно поубавилось, хотя монастырю денег не жалеют. На реставрацию Зимней гостиницы, где теперь живут миряне, монастырь получил федеральную субсидию в размере 358 млн рублей. К 100-летию Карелии в 2020 г. в Зимней гостинице возникнет духовно-просветительский центр с жильём для паломников. Хотя на острове уже есть центр для духовного просвещения «Свет Валаама».

В рамках госпрограммы по укреплению единства нации правительством выделено 322,2 млн рублей учреждённой монастырём АНО «Валаам». Все экскурсии организуются через единственную туристическую службу «Валаамскiй паломникъ», которая подбирает места, время их посещения, даёт своих православных гидов. Даже по официальной информации, Валаам посещает порядка 100 тысяч туристов, двухдневный тур стоит в Петербурге 20–25 тыс. на человека. Среди спонсоров местного православия называют фонд Елены и Геннадия Тимченко.

Но на фоне этого блистательного антикризисного изобилия что-то мешает хозяевам острова вспомнить об основах собственной веры. Что блаженны милостивые. Что много званых, но мало избранных. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце своё, – как пребывает в том любовь Божия? Ведь службы монастыря выдавливают с Валаама, отключая в Зимней гостинице воду и электричество, не просто коренное население. Гонят интеллигенцию, которая сохранила Валаам в его нынешнем виде. В проповедях сами же иерархи церкви учат нас поступать ровно наоборот.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram