Аргументы Недели Петербург → Общество № 40(481) от 22.10.2015

Коллаж на тему жизни гения

, 18:29

На экраны страны выходит неигровой  фильм «Сохрани мою речь навсегда», посвящённый трагической жизни поэта Осипа Мандельштама. Корреспондент «АН-СПб» побывала на его премьере.

«Сохрани мою речь навсегда» – шестая лента режиссёра Романа Либерова, посвящённая «литературным людям». Это ленты о знаковых фигурах отечественной словесности.

Фильмы Либерова – неигровые. Это единственное определение, которое можно дать им уверенно. Но конкретизировать жанр этих сочинений (так и сам режиссёр называет плоды своего труда) весьма трудно. Здесь есть архивная и современная документальные съёмки, есть съёмка видовая, есть документальная фотография, есть компьютерная графика, есть морфинг и традиционная анимация, фоном для которой служат вышеперечисленные виды визуализации реальности. За кадром звучит музыка, специально сочинённая известными музыкантами, а также голоса известных актёров (в «Сохрани мою речь навсегда» это Виктор Сухоруков, Инна Чурикова, Чулпан Хаматова, Александр Феклистов, Мириам Сехон и другие), уговорить которых на съёмки дано не каждому режиссёру. И конечно, аудиозаписи голосов самих героев, что сплошь родом из прошлого века.

Сюжетом каждого фильма является жизнь конкретного человека, героя, нет, не фильма, а своего времени, но в качестве героя современниками почти не замеченного. И связного рассказа о нём «в лучших традициях» зритель здесь не получит: всё фрагментарно и даже на первый взгляд разрозненно – обрывки произведений и цитат, мысли, голоса, «картинки», факты… Но общее впечатление от увиденного коллажа «на тему» – всегда удар под дых, за которым следует сильнейшая эмоциональная волна, столь же неопределённая, как и жанр самих лент Либерова. Зрители одновременно могут ощущать нежность, жалость, гордость, любовь, сожаление, а главное – желание срочно перечитать строки наследия, оставленного героем только что увиденной ленты.

В фильме «Сохрани мою речь навсегда» ко всем уже знакомым элементам «фирменного» киноколлажа (кто бы из киноведов нашёл определение трудам Либерова!) режиссёр добавляет кукольный формат, но не анимационный, а марионеточный, свидетельствующий о незримом присутствии в кадре, да и во всей киноистории нашего с вами современника.

Марионеткой, живущей в кадре на фоне соответствующих её размеру декораций, здесь представлен меняющийся от начала истории к её печальному концу образ Мандельштама. «Живущей» – не оговорка: лицо куклы, созданной петербургской художницей, создательницей театра «Кукольный формат» Анной Викторовой, портретно соответствует облику поэта в молодые годы и на излёте жизни, а управление марионеткой порой создаёт впечатление реального, «человеческого» движения.

Видовые съёмки для ленты проводились в Берлине, Гейдельберге, Париже, Реймсе, Венеции, Флоренции, Риме, Афинах, Ереване, Твери, Воронеже, Чердыни и Владивостоке, где и оборвалась жизнь поэта, имя которого чаще всего ассоциируется с нашим городом.

За чей счёт снимает Либеров? Фактически за собственный: средства на фильмы он собирает методом краудфандинга – деньги жертвуют люди, кто сколько сможет. Иногда находятся и крупные жертвователи, но в любом случае параллельно с творческой работой продюсер Либеров проворачивает обычно и огромную финансовую. Ради чего? Не похоже, чтобы ради одного самовыражения. И лента о Мандельштаме окончательно должна пресечь все вопросы «зачем?». Её лейтмотивом становится первое четверостишие из стихотворения «Сохрани мою речь навсегда», написанного Осипом Эмильевичем 3 мая 1931 года: оно служит отправным моментом финального рэпа в исполнении Ивана Алексеева (Noize MC).

После петербургской премьеры фильма некоторые зрители (из числа явно давних, немолодых поклонников творчества Мандельштама) рэп этот (как и голос Виктора Сухорукова, ставший частью образа поэта), увы, не приняли. Но именно это современное, «молодое» исполнение мандельштамовского стиха, как и сам фильм Либерова, и есть лучшее доказательство, что наказ поэта, заложенный в его строки нашими современниками, выполнен.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram