За очень короткий промежуток времени на разных телеканалах довелось увидеть фильмы о святой Матроне Московской. Многочисленные актёры, спортсмены, певицы рассказывали о том, как Матронушка помогла им жениться, родить, излечиться от неизлечимых болезней молитвой.
Смотрела и слушала я обо всех этих чудесах и думала, а почему авторы фильма и его герои не обращают внимание на тот факт, что до обращения к Матроне все эти пациенты годами лечились у врачей, делали сложные операции? Почему не говорили они, что от смерти были спасены и родили тысячи пациентов, сторонников ислама, иудеи и даже атеисты? Теперь всё чаще рассказывается и о том, что и без всякого лечения больные исцелялись от четвёртой стадии рака только молитвой! По этому поводу главный онколог Санкт-Петербурга доктор медицинских наук, профессор Георгий Манихас сказал, «что случаи внезапного или неожиданного исцеления от рака даже на ранней стадии в его практике не встречались. Чуда нет, есть работа медицины».
Но если слушать верующих, то почему бы тогда не создать комиссию по изучению подобных чудес? Пока же медики говорят о том, что в таких случаях, возможно, были ошибки в диагнозе или эффект, когда человеку помогает выздороветь сильная вера в излечение: любовь к жизни, родным или молитва. Врачи в этом случае не возражают, что молитва помогает верующему человеку в лечении, тем более когда медицина стоит на первом месте. А если наоборот? А если молитва – вместо медицины? А если религия вступает в спор с наукой?
Проводить исследования? Отказаться!
Есть медицинские методы, которые церковь не одобряет. Сюда входят, например, ЭКО и перинатальная диагностика. Вот что, например, говорится в Заявлении Церковно-общественного совета по биомедицинской этике при Московской Патриархии по проблеме пренатальной диагностики плода.
«…Результатом пренатальной диагностики всё чаще становится направление на аборт, часто сопровождаемое психологическим давлением и даже принуждением со стороны врача, что вряд ли может считаться оправданным с точки зрения профессиональной врачебной этики. От беременной нередко скрывается, что целью пренатальной диагностики будет направление на аборт.
Небезопасны и методы пренатальной (дородовой) диагностики, позволяющие определить наследственный недуг на ранних стадиях внутриутробного развития. Некоторые из них могут представлять угрозу для жизни и целостности эмбриона и плода».
Мы попросили прокомментировать это заявление главного неонатолога Спб Вячеслава ЛЮБИМЕНКО:
– Пренатальные обследования делаются для того, чтобы узнать, как развивается ребёнок. Обследование проводится многоэтапно.
Результаты его доводятся до сведения матери и отца. Иногда женщине рекомендуется прерывание беременности. Но подчеркиваю: РЕКОМЕНДУЕТСЯ, а никто не заставляет её это делать. Этот вопрос она решает сама.
И ещё одна цитата: «Церковно-общественный совет (ЦОС) по биомедицинской этике предостерегает коллег от применения пренатальной диагностики с неправильно понятыми профилактическими задачами в целях прерывания беременности. Мы напоминаем коллегам о праве родителей отказаться от процедуры пренатальной диагностики и незаконности принудительного пренатального обследования».
Как видим, Церковный совет предостерегает врача и беременных женщин от проведения современных медицинских исследований.
Но хорошо, что только лишь предостерегает! Ведь в своё время петербургский митрополит Исидор предлагал физиолога Ивана Сеченова сослать «для смирения и исправления» в Соловецкий монастырь за написание книги «Рефлексы головного мозга».
Луну привлечём к Страшному суду
Оказывается, есть уже и другие православные науки. Например, православная астрономия. Вот что говорит один из священников в передаче для детишек на телеканале «СПАС»: «Луна напоминает об убийстве Авеля Каином. Луна фотографирует все человеческие преступления. И Солнце, и Луна дадут показания на Страшном суде».
А хотите выкладки из православной физики? Пример из школьной программы. «Освящение воды крестным знамением воцерковлённым человеком (конечно, с нательным крестом) давало повышение оптической плотности примерно в 1,5 раза».
Есть уже и православный учебник по биологии 10–11-х классов авторства академика РАН Алтухова с таким вступлением: «Перед вами — первый учебник биологии, не стеснённый материалистическими рамками. Мы возвращаемся к Богу, на протяжении столетия вычеркнутому из нашей жизни. Минувший атеистический век крайне пагубно отразился на развитии биологии, ряда естественных наук и самого человека». Появились уже и православные задачки: «На подсвечнике стояло 50 свечей. Бабулька-свечница погасила 20 из них. Сколько свечей осталось на подсвечнике, если до конца службы никто больше не ставил, не зажигал и не гасил свечи?»
…Почему-то сейчас стало модным интересоваться, верующий ли ты человек. А если ты отвечаешь, что нет, то в ответ слышишь презрительное: «Ну, значит, тебе это ещё не дано, ты придёшь к вере позже». Такое снисхождение может, конечно, и обидеть. Но не очень. А вот следующее высказывание просто оскорбительно. «Атеисты – это больные. Это животные. Их надо лечить». Это изрёк на общем собрании студентов Юрий Павлович Вяземский, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО. А православные медики вещают: «Врач без молитвы – духовно мёртвый врач». Что в таком случае делать бедным атеистам? Утереться? Крикнуть: «Почём опиум народа?» Или идти прямиком в суд? Но и в суде идёт странная градация. Так, девчонкам-дурочкам (ни минуты их не одобряю!!!) за песенку в храме дали тюремный срок, а членам общества «Божья воля» (скромное название, не правда ли?) Дмитрия Цорионова, уничтожившим музейные экспонаты Вадима Сидура, только штраф…
Почему атеисту нельзя высказываться против церковных догматов и это считается оскорблением? А высказывания против научных исследований – это не оскорбление атеистов?
Напомню, что на заре советской власти наркомпрос Луначарский и митрополит Введенский прилюдно, доказательно, горячо, а иногда и с юмором спорили о религии и атеизме. И даже брошюра была по этому поводу издана. Предлагаю и сегодня возродить такие диспуты!
Да, ещё я не сказала о том, что у нас кроме общества православных врачей есть ещё и общество православных психологов и православных учёных. И все они, естественно, признают приоритет Божьего Закона над законами науки. А мы должны ли признавать этот приоритет? Думаю, что нет. Пора создавать общество атеистов. Когда великому учёному физиологу Ивану Сеченову сказали, что он зря написал свою книгу и будет иметь за это большие неприятности, он с достоинством ответил: «Надо ведь иметь мужество высказывать свои убеждения».