До очередного чемпионата мира по футболу осталось менее трёх лет, и уже очевидно, что у России его никто не отберёт. Главный вопрос: по карману ли стране сегодня такие траты? Правительство изо всех сил пытается удержаться в рамках прежнего бюджета «второго Сочи». А всё, что из него вываливается, стараются оплачивать из других карманов. Но гражданам от этого не легче.
Чаша за стадион
Эпопея со строительством стадиона клуба «Зенит» на Крестовском острове в Петербурге близится к завершению: степень готовности арены оценивают в 75–80%. Завершена установка тепловой системы и стационарной крыши, вовсю монтируют выдвижное поле и зрительские кресла. 67-тысячный стадион пока рискует стать вторым в мире по стоимости. Но в декабре 2014 г. заговорили, что арена может не вписаться в запланированные 43,8 млрд рублей из-за валютных дел.Пока официальных заявлений о подорожании нет. Зато власти решили подтянуть к новому стадиону ветку метро за десятки миллиардов.
В настоящий момент ближайшая от стадиона станция – «Крестовский остров». От неё до трибун – около километра через парк по широкой прямой аллее. Казалось бы, в чём проблема? Тем более что в советские времена не было ни «Крестовского острова», ни двух новых автомобильных мостов, а на прежний стадион им. Кирова собиралось по 80 тысяч болельщиков. В требованиях ФИФА ни слова не сказано, что станция метро должна быть в ста метрах от поля. Это даже противоречит требованиям безопасности: если огромная толпа ринется в вестибюль, возрастает вероятность давки.
Тем не менее решение принято – станции «Новокрестовская» быть. Из новостроек Васильевского острова потянут новую ветку на север – в сторону Лахты. Появятся две новые станции – «Новокрестовская» и «Беговая», а цена вопроса составит 36 млрд рублей, включая 3 млрд на технологическое подключение к сетям, рабочую документацию и выполнение технадзора. Это три четверти стоимости стадиона! Говорить об удобстве горожан можно с трудом, потому что ходят слухи, будто ради этих двух станций подморозили строительство метро из Купчино в Шушары.
В начале 2013 г. в петербургских СМИ появились сообщения, что губернатор Георгий Полтавченко с коллегами приняли решение пустить деньги, заложенные на развитие метрополитена, на строительство «мёртвой» станции на Крестовском острове, потому что она присутствует в федеральном инфраструктурном плане к мундиалю. А густонаселённые «спальники» в Калининском и Красносельском районах метро получат когда-нибудь попозже. Петербург не на шутку загудел, поэтому сейчас Смольный никаких утечек на эту тему не допустил. Просто строительство метро на юге города пошло совершенно условными темпами. Хотя там живёт полмиллиона человек, а вокруг стадиона – только парк и Финский залив. Уже объявлено, что станция «Новокрестовская» откроется в июне 2018 г., но в дни матчей будет закрыта на вход!
Похожая история в Екатеринбурге, где подготовка к мундиалю также совпала со свёртыванием развития метро. Зампред правительства Свердловской области Валентин Грипас объявил, что строительство второй ветки отложено на неопределённый срок. Потому что требуемые затраты пятикратно превышают даже стоимость реконструкции самого стадиона, оценённого в 12,7 млрд рублей. А ведь в планах сдать к 2018 г. ещё четыре гостиницы: «Стражи Урала», «Огни Екатеринбурга», «Опера-tower» и «Призма». Мэрия Екатеринбурга обнародовала программу подготовки к проведению в городе чемпионата мира по футболу – на эти цели уйдёт 5,6 млрд рублей, 4,1 млрд даст областной бюджет. Львиную долю средств потратят на ремонт дорог, покупку 58 низкопольных автобусов, 10 новых карет «скорой» и ремонт ближайшей к стадиону больницы. В столице Среднего Урала пройдут четыре матча.
В Нижнем Новгороде под стадион отдали козырное место на Стрелке при слиянии Оки и Волги. Ради этого снесли старый порт. Строительство арены идёт с опережением графика, монолитные работы завершены уже на 60%. Как и в Питере, в Нижнем потянули к стадиону метро. На строительство станции «Стрелка» Москва дала 6,2 млрд рублей, но области придётся добавить не намного меньше. В сентябре 2015 г. нижегородская городская Дума уменьшила расходы на строительство объектов муниципальной собственности на 240 млн рублей, на образование – ещё на 180 миллионов.
Будут бить ногами
Когда Россия получила право провести мундиаль, скептики опасались, что это выльется в разорение почище сочинского.Всё-таки одно дело – компактный кластер, пусть и в горах, а совсем другое – 12 стадионов в 11 городах огромной страны. Среди этих счастливчиков: Калининград, Волгоград, Нижний Новгород, которые не имеют даже клуба в Премьер-лиге, не говоря уже о всей околофутбольной инфраструктуре. Всего нужно возвести 298 объектов капитального строительства, 137 чисто спортивных и 113 тренировочных площадок. Кроме того, энергетика, дороги, гостиницы – и на всё 664 млрд рублей.
Государство планирует дать примерно половину, но, как и в случае с Сочи, явно переоценивает интерес частников. В бизнесе мало кто верит, что впоследствии стадионы и тренировочные поля можно будет эффективно использовать. Это чревато старыми граблями: по мере приближения торжества надо будет добыть 200–300 млрд из бюджета или выдать их приближённым бизнесменам в виде льготных кредитов госбанков.
Но, даже несмотря на санкции и падение рубля, Кремль держит удар. Решено оставить 11 городов, хотя была возможность отказаться от двух из них. Удалось договориться с ФИФА о сокращении мест на стадионах в Калининграде и Екатеринбурге на 10 тысяч. А футбольных полей на тренировочных базах можно заложить три, а не четыре. Срок сдачи некоторых арен передвинули на конец 2017 года.
Из-за изменения курса рубля стоимость оборудования выросла наполовину, а общая смета должна скакнуть на 15%. Но правительство РФ требует уложиться в прежние цифры и видит четыре пути для экономии. Убрать всё лишнее, все «выкрутасы», которых не требует ФИФА. Удешевить всё, что можно, за счёт конструкторских решений. Выкинуть всех посредников и привлечь максимум российских производителей. В Ростове-на-Дону, например, рассчитывают сэкономить не менее 2 млрд рублей, облегчив кровлю на 30% и сократив число лифтов с 45 до 25. А в Екатеринбурге и вовсе решили не сносить часть старого стадиона, а встроить его в новый проект.
Продукции российских производителей в стадионах может быть до 75%. Минпромторг включил в соответствующий список металлоконструкции, материалы кровли, антикоррозийные средства, краски, эмали, пластиковые трубы, кабельная продукция, системы электро-, водо- и теплоснабжения, канализации и кондиционирования, лифты, системы телерадиовещания, видеонаблюдения и охраны, билетно-пропускные системы, оборудование для телефонии и даже пластиковые сиденья на трибунах. В то же время предлагается не доходить до фанатизма в стремлении отказаться от импорта в ущерб результату.
Можно только догадываться, распил какого масштаба планировался до антикризисных мер. В 2013 г. регионы просили у центра «на мундиаль» более 1 трлн на всех. До сих пор средняя цена одного стадиона составляет 18–19 млрд рублей. Между тем эталоном считается арена в Казани, построенная к Универсиаде 2013 г. за 15 миллиардов. В эти деньги поместилась куча «дополнительных опций», от которых сегодня требуют отказаться: боулинг-центр, киноцентр, универсально-спортивный зал – всего на 3,5 млрд рублей.
Для подрядчика мегапроекты хороши тем, что их в любом случае достроят. А если на кону репутация первых лиц государства, то громких скандалов власть постарается избежать. Несколько лет назад общественность возмущалась бурно растущей ценой стадиона в Петербурге, но губернатор Полтавченко утверждал, что случаев злоупотребления не выявлено. Сегодня в Василеостровском райсуде слушается дело: один из субподрядчиков вдвое завысил цену буронабивных свай на строительстве стадиона. А чтобы обналичить 145 млн рублей, санитарку туберкулёзной больницы «назначили» директором восьми подставных фирм. «У меня тогда были проблемы с алкоголем», – призналась на суде женщина, получившая за услугу гонорар в размере 500 рублей. Как умудрились не заметить столь явной мути губернаторские ревизоры?
Для проектирования стадионов в Самаре, Волгограде и Нижнем Новгороде не пожалели почти 500 млн рублей. 131 млн достался некой фирме «Фортек», которая до этого фурора 5 лет существовала только на бумаге – в налоговую сдавался нулевой баланс. Свидетельство о допуске от СРО на право заниматься инженерной деятельностью «Фортек» получил день в день с подписанием контракта. Сегодня уж не найти ни денег, ни учредителей фирмы, оказавшихся… музыкантами.
В Петербурге активисты проекта «За честные закупки» пожаловались в ФАС, что «закупка на строительство линии метро к новому стадиону к ЧМ-2018 по футболу проводится в интересах единственного подрядчика ОАО «Метрострой». А если всё-таки, как положено, провести торги и разделить закупку на проектирование и строительство, бюджет смог бы сэкономить 10–15% средств.