Аргументы Недели Петербург → Общество № 36(477) от 24.09.15

Намочите ватку лампадным маслом…

Молитва или врач? Что сначала? Как расставить приоритеты?

, 17:46

Однажды мне пришлось побывать на пресс-конференции, участники которой – медики с гордостью поведали, что скоро пройдёт  очередной форум православных врачей. Естественно, что православная медицина не могла не заинтересовать, тем более что на пресс-конференции присутствовал протоиерей отец Сергий Филимонов, председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга. Он настоятель церкви, кандидат богословия, поэтому на медицинском форуме присутствовал в рясе.

Но кроме  этого отец Сергий Филимонов, облачившись в белый халат, работает в клинике одного из медицинских вузов и параллельно ведёт преподавательскую деятельность в двух вузах. Он профессор, доктор медицинских наук, коллеги отзываются о нём как о высокопрофессиональном специалисте.

Готовя этот материал, я прежде всего решила ознакомиться с его церковными трудами. Привожу некоторые цитаты (с полным текстом вы можете ознакомиться в бумажных первоисточниках или в Интернете).

О чудесном исцелении

(Из интервью с протоиереем Сергием Филимоновым«Бог продолжает исцелять людей»)

– Какую роль в исцелении людей играют исповедь и причастие?

–Наш приход находится рядом с больницами. Мы ходим к больным, сами больные к нам обращаются. За это время, а мы уже 17 лет несём это служение, были десятки тысяч обращений. И мы совершенно чётко видим эти закономерности – как без запланированного хирургического вмешательства выздоравливают люди, когда они покаются и причастятся.

– То есть больные получили чудесное исцеление?

– Были случаи чудесного исцеления и были случаи благополучного выздоровления и благоприятного протекания операции. Были случаи, когда люди могли стать калеками, находились в состоянии, не совместимом с жизнью, и выходили, что называется, сухими из воды. То, что удалось увидеть, противоречит самим физическим законам. Бог вмешивается в происходящие процессы и продолжает, как и 2000 лет назад, исцелять людей. Он Сам смотрит, как и когда подать врачевание через врача, а когда Ему Самому вмешаться. Безусловно, мы убедились за это время не теоретически, а практически, как помогает Таинство Церкви человеку, который к нему обращается.

– И вы всем больным советуете, прежде чем обращаться к врачам, пойти в церковь, исповедаться и причаститься?

– Ну всем больным сложно посоветовать, потому что среди них есть и неверующие люди, и маловерующие. И не верить в Бога – это их позиция. Мы говорим о том, что это необходимо, а человек сам делает выбор. Мы им напоминаем слова преподобного Нила Синайского о том, что прежде врачей обращайся к Богу и молитве. 

А в книге С. Филимонова «Советы болящему в современной больнице» приводится много примеров исцеления. Даём малую часть их (без редактирования).

***

«В Самаре жена булочника Матвея Михайлова Карачарова так была больна опухолью, что опасалась за жизнь свою, но когда приложилась к Св. Мощам, получила скорое исцеление.

***

Рядовой Михаил Григорьев в продолжении двух месяцев страдал глухотою и сильною болью в голове; и хотя ему оказывали разные медицинския пособия, но ничто не помогало. Товарищ его, рядовой Дорофей Евстигнеев, бывший у Св. Мощей, принёс Св. масла и ваты и предложил больному положить в уши вату, напитанную Св. маслом. Когда больной с верою исполнил это, он вскоре совершенно выздоровел и поступил на службу.

***

Евдокия Карнеева страдала сильною зубною болью полтора года. Услышавши о Святыне, принесённой со Св. Афонской горы, она возымела усердие помолиться, и когда, получив ваты и Святаго масла от лампады, с верою приложила к зубам, вдруг сделался треск во всех зубах, и с той поры унялась боль…»

А кто не верит всему этому, тот жестоко расплатится! И вот что с ним будет. Снова цитата из статьи С. Филимонова. «По прибытии Св. Мощей в г. Волгск, когда нёс оные священник тамошней церкви с Афонским иеромонахом Арсением, одна из женщин, несшая дрова на пароход, встретившись на пути, выразила неверие, и на том же месте наказана была сильною внутреннею болезнию».

Во время операции возможны нападения нечистой силы

Доктор медицинских наук Сергей Филимонов, или отец Сергий, даёт наставления пациентам в брошюре «Советы болящему в современной больнице».

Вот некоторые из них. В первую очередь надо узнать, есть ли в больнице церковь.

«И самое главное – надо не снимать крестика перед операцией. …Известны случаи, когда больные за неимением другой возможности начертали крест у себя на груди шариковой ручкой или просили анестезиологов оставить крестик до конца операции на наркозном аппарате. Самое же главное «уйти в наркоз» (заснуть) с молитвой».

«Известны случаи, когда лица, «уснувшие» без молитв, даже священнического сана, в наркозном «сне» подвергались нападению нечистой силы. Имеются отдельные свидетельства о заговаривании, «кодировании» больных во время наркозного сна некоторыми врачами, обладающими оккультными знаниями, запрещенными Православной Церковью. Защищают от таких и иных того же рода неприятностей только предварительная молитва и крестное знамение».

Крестить! Иначе понесёте ответственность!

Не обделены советами и медики. Вот примеры из «Библиотеки православного врача» под редакцией и при авторстве С. Филимонова.

Раздел «Смерть мозга. Взгляд на проблему» (проблемы трансплантологии).

«Для православного врача очевидно, что без воли Божией (или попущения Божия) никакое медицинское пособие не может принести пользу больному».

«Во многих ситуациях следует уповать на милость Божия, а не на дорогостоящие препараты, ибо наука не всесильна».

А вот вам «Памятка врачу-анестезиологу».

«При поступлении больного в реанимацию необходимо справиться у него или у его родственников, крещён ли он, когда исповедовался и причащался.

Если выясняется, что больной не крещён, то реаниматолог и медсестра имеют право крестить пациента страха ради смертного».

«Незнание церковных правил не освобождает реаниматолога от ответственности за души людей, которые умерли некрещёными или без церковного напутствия».

А теперь представьте себе картину. Привезли в больницу пациента. А церкви в ней нет. Что, домой возвращаться?! Православный реаниматолог спрашивает пациента, крещён ли он, а тот иудей, мусульманин или атеист? А если реанимационная бригада состоит из людей разной веры и атеистов? В каких медицинских инструкциях указано, когда больному надо перестать давать дорогостоящие препараты и начать уповать на милость Божию? Как это всё разрешить? А не вызовет ли эта религиозная неразбериха душевного расстройства пациента, и не повредит ли она лечению больного?

Так, может, создать больницы специально для православных, атеистов и мусульман, где и врачи, и пациенты будут одной веры или безверия?

Прежде молитва,ьа потом врач?

…Я внимательно ознакомилась с воззрениями отца Сергия в письменном виде. И отправилась побеседовать к нему в вуз. Мы разговаривали довольно долго. И отец Сергий не отрицал ни волшебного исцеления, ни того, что Закон Божий выше всех земных законов – науки и медицины.

И в заключение нашего разговора я привела отцу Сергию такой печальный случай.

Семья ехала в церковь крестить двухмесячного ребёнка. По пути машина попала в аварию, ребёнок получил удар. Вместо того чтобы везти малыша в больницу, которая была в десяти минутах езды, родители решили ехать в церковь. Во время крещения ребёнок и скончался… Прежде молитва, а потом врач…

Отец Сергий сказал, что это выбор родителей. А что сказал бы врач?

Сотрудничать, но на научной основе

Перед публикацией я выслала отцу Сергию тезисы статьи с его собственными цитатами. Они почему-то ему не понравились. И он отказался от сотрудничества. А я-то как раз не против сотрудничества с церковью. Не раз бывала в приютах при храмах, где проходят реабилитацию наркозависимые люди. И я благодарна священникам за то, что они помогают заблудшим людям вернуться на правильный путь. Хорошие отношения у меня и с членами организации «Диакония», которые помогают петербуржцам, попавшим в самые трудные жизненные ситуации, в том числе алкоголикам, наркоманам и больным ВИЧ.

Я с уважением отношусь к любому вероисповеданию человека. Знакома и с верующими врачами. Например, мне посчастливилось длительное время общаться со знаменитым российским хирургом Фёдором Григорьевичем Угловым. Будучи человеком глубоко верующим, он не говорил о приоритете веры над медициной и не предлагал крестить всех больных подряд на операционном столе…

Делить ли медицину по конфессиям?

V Всероссийский съезд православных врачей состоится в Петербурге в начале октября. Там будут рассматриваться и медицинские, и православные вопросы.

А вот что думают о разделении медицинского сообщества по религиозной принадлежности ведущие медики Санкт-Петербурга.

 

***

Александр СКОРОМЕЦ, главный невролог Санкт-Петербурга и Северо-Западного федерального округа, доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН:

– Я не поддерживаю разделения врачей по религиозным признакам. Это вредная тенденция. Врач должен быть врачом и одинаково внимательно и квалифицированно лечить всех пациентов вне зависимости, верующие они или нет.

***

Валерий СТРИЖЕЛЕЦКИЙ, заместитель главного хирурга Санкт-Петербурга по эндовидеохирургии, доктор медицинских наук, профессор:

– Конечно, врач, как и каждый гражданин, имеет право на свободу вероисповедания. К сожалению, в этом направлении может проявляться и много фанатизма. А что касается беседы со священником, то и врач всегда должен успокоить больного, придать ему силы и уверенности в лечении.

***

Аза РАХМАНОВА, главный инфекционист Санкт-Петербурга, доктор медицинских наук, профессор:

– Я человек старой, коммунистической закалки. И никогда не делила врачей и пациентов по национальности или по вере. Для нас религия – это медицина, знания, квалификация, умение и милосердие врача. Я против любого деления!

***

Борис МОРОЗ, главный стоматолог Санкт-Петербурга, доктор медицинских наук, профессор:

– Медицина одинакова для всех. Физиология вне религий. Кровоснабжение одинаково и у православных, и у исламистов, и у атеистов. И если уж проводить такие конфессиональные форумы, то ставить цель на них – искать и исследовать методы народной медицины. Но не доводить всё до агрессии и не тратить жизнь на контрпропаганду.

***

Павел КРОТИН, главный детский и подростковый гинеколог Северо-Западного федерального округа, доктор медицинских наук, профессор:

– Врачи разных религиозных конфессий, конечно, могут собираться. Но обсуждать они должны законы медицины! И надо отделять зёрна от плевел. Да, верующему пациенту и молитва не помешает. Но только во главе здравоохранения стоят научные медицинские знания, возможности и достижения медицины. И ненаучному взгляду на вещи тут не место!

Конфликт прежде всего мировоззренческий

Свое особое мнение высказал и заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии имени В.Л. Ваневского Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова, д.м.н., профессор Константин ЛЕБЕДИНСКИЙ:

- То, что  пишет мой уважаемый коллега Сергей Владимирович Филимонов (известный мне и как хороший профессионал!) – отражение не только его личных взглядов, но и времени, исторической эпохи. Не зря такие дальновидные представители нынешней власти, как В.Ю. Сурков, призывают создать «новую систему образов и смыслов». Имя тому, что мы пока имеем, – идейный вакуум, дефицит эффективной современной идеологии. Ведь самые популярные в нашем обществе идеи – реваншистская, националистическая (и в варианте «Да здравствует!», и в варианте «Бей и спасай!»), религиозно-мистическая, ностальгическая (от «Боже, Царя храни!» до «Слава КПСС!») – увы, бесплодны: ни одна из них не способна дать импульс движения в будущее.

Есть и непосредственная опасность. В таком многонациональном и многоконфессиональном государстве, как Российская Федерация, нагнетание религиозного духа и экспансия церкви в общественные институты ну никак не обещают укрепления столь необходимого единства страны! И другая сторона: да, и до революции Россия Сеченова, Попова и Жуковского соседствовала с Россией Победоносцева и Иоанна Кронштадтского. Чем закончилось это соседство – все мы помним: в том числе и примитивным богоборчеством в духе Емельяна Ярославского. И очень грустно, если за цитаты из просветителей – Вольтера или Дидро – у нас скоро будут привлекать к суду. Не первый раз сталкиваюсь в нашей культурной столице со знаменательной опечаткой: общество, где место просвЕщения заняло просвЯщение, сильно рискует.

В смешении медицины и религии – конфликт прежде всего мировоззренческий. Чтобы лечить пациента, я должен познать и ясно представлять себе цепь объективных причин и следствий, ведущую его к исцелению или гибели. Таково естественно-научное миропонимание. В религии же одним из ключевых является понятие Чуда, а причина вещей не только непостижима, но попытка её постичь есть покушение на таинство Веры. Так пишет святоотеческая литература, которую нерелигиозные врачи тоже иногда читают. Приняв же на вооружение лукавый дуализм – в Библии и в храме, мол, причинность одна, а в лаборатории и в операционной совсем другая, – получим и вовсе полный хаос. В самом деле, кто дал нам, грешным, право проводить эту границу? С религиозной точки зрения это – сугубая прерогатива Божественного промысла, а с естественно-научной – такой границы просто не существует, а причины Вселенной исчерпываются ею самой.

Уже с XIX века доля искренне верующих врачей драматически сокращалась с каждым следующим поколением. Мой дед – инфекционист, гвардии полковник медицинской службы Григорий Алексеевич Власенко – закончил при царе лишь гимназию, всегда скептически относился к советской власти, но зато главными героями его гимназических анекдотов были законоучитель, архиерей и дьячок. Безнравственно ли это? Отвечу словами другого коллеги – Викентия Викентьевича Смидовича, известного как писатель Вересаев: «Чтобы не быть свиньёй, совсем не обязательно верить в бога…»

К сожалению, вне зависимости от сумбура и дремучести в наших головах болезнь не выстраивается под наше мировоззрение, развиваясь по законам объективной реальности. И только следуя этим законам, можно её победить – независимо от того, как часто ты ходишь в церковь и ходишь ли туда вообще.

Я не поклонник Л.Д. Троцкого, но так и вспоминается – «Святая Русь икон и тараканов». Есть ведь ещё один риск, тесно связанный с политической злобой дня: несмотря на крайнюю экономическую привлекательность, импортозамещения лампадным маслом очень бы хотелось избежать…

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram