В начале августа четыре якутских наслега – Уяндинский, Омолойский, Казачинский и Усть-Янский – получили особый охранный статус. О том, что это даёт их жителям, а также о региональных особенностях политики в отношении коренных малочисленных народов Севера, «НА» рассказала первый заместитель руководителя департамента по делам народов Республики Саха (Якутия) Лена ИВАНОВА.
- В чём смысл и польза особого статуса?
– Он обеспечивает защиту экономических, социальных, экологических и демографических интересов жителей. В частности, наслеги попадают под действие уникального якутского закона, принятого Ил Тумэном (Государственное собрание Республики Саха. – Прим. ред.) в 2010 году – «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)». Согласно этому закону, промышленник, намеревающийся освоить недра, в самом начале пути обязан провести оценку будущего урона от своей деятельности. При выявлении экспертами потенциального ущерба предприятие обязано компенсировать его. Обычно это материальная выплата. Ведь, к сожалению, для простых людей промышленное освоение недр практически никогда не обходится без экологических, социальных, а часто и экономических потерь. Теперь особых территорий стало девять. Ни в одном субъекте страны, кроме нашего, такой практики нет.
– В чём особенности этнологической экспертизы?
– Проводится скрупулёзная оценка воздействия на этнологическую среду (ОВЭС). Например, рассчитывается влияние газовой трубы на ведение оленеводческого хозяйства. Проверяется, в частности, проходит ли труба через тропу сезонной миграции оленя, не наносит ли ущерб реке, дёрну, лесам. Есть специальные методики, позволяющие просчитать негативное влияние от промышленной деятельности на десятки лет вперёд.
– В чём состоит роль департамента по делам народов в этом процессе?
– Вся процедура документооборота проходит через нас: от первого обращения промышленного предприятия до выдачи заключения этнологической экспертизы. После окончания работы экспертов именно мы принимаем решение о положительном либо отрицательном заключении, а уже потом проект направляется в правительство РС(Я) для утверждения. Чтобы сделать процесс более понятным для бизнеса, департамент выпускает «Дорожную карту», где подробно расписывается вся процедура прохождения этнологической экспертизы.
– Кто отвечает за социальную политику промышленных предприятий на местах: сами компании или органы власти? В чём она заключается?
– Всё зависит от соглашений между муниципалитетом и компанией. Это добровольная деятельность прежде всего. Строгого регламента нет. Каждый муниципалитет сам расставляет свои приоритеты. Так, в Тяньском наслеге Олёкминского района ООО «Нерюнгри-Металлик» строит дорогу. Кто-то занимается оздоровлением детей или берёт на работу местное население. Часто компании возводят социальные объекты, например, в Оленьке строится клуб на средства АЛРОСА. Все совместные действия планируются наперёд. Например, 24 августа на выездном заседании правительства в Оленёкском эвенкийском национальном районе при участии бизнеса рассмотрели вопрос охраны окружающей среды и сохранения здоровья местных жителей.
– Саха (Якутия) – одна из самых малонаселённых территорий страны. Что делается, чтобы удержать людей?
– Внутренние миграционные процессы, когда люди из глубинки стремятся в центр, неизбежны, но федеральный центр и руководство республики проводят целенаправленную политику по поддержке активной хозяйственной деятельности на местах. Ведь вопрос Арктики жизненно важен для России, а стратегическое значение развития и заселения территории Крайнего Севера обсуждается на самом высоком уровне. Повсеместно поощряется образование кочевых родовых общин. В 2012 году их было 91, сейчас уже 137. Они получают материальную помощь от государства: «бураны», лодочные моторы – технику, которая им необходима для ведения традиционного хозяйства.
Общин, которые пока не производят товары, но сохраняют и передают традиционный образ жизни, также становится всё больше. Здесь мы работаем на опережение: со временем, встав на ноги, они, по нашим расчётам, станут самостоятельными производителями сельхозпродукции. Другими словами, мы даём местным жителям удочку, чтобы они научились самостоятельно ловить рыбу.
– И каковы успехи?
– В Нижнеколымском районе есть община «Гульдикан». В 2012 году у неё было пять оленей и ружьё, теперь же с помощью администрации района они приобрели тысячу голов и не собираются останавливаться на достигнутом! Община «Возрождение» в Нерюнгри начинала с тридцати оленей, сейчас их стало сто пятьдесят. Это показатели, которые мы очень ждём, и которые, по сути, создаём совместной работой. Не было бы комплексной государственной поддержки, таких результатов достичь было бы непросто.
– Из каких источников осуществляется финансовая помощь?
– Привлекаются сразу несколько. Прежде всего это федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России на 2014–2020 годы» и государственная программа Республики Саха (Якутия) «Гармонизация межэтнических отношений в РС(Я) на 2012–2016 годы». Дополнительно при согласии глав муниципальных образований привлекаются средства муниципалитетов. Кроме того, с каждым годом увеличивается география грантополучателей. В этом году по линии федеральных целевых программ на реализацию государственной национальной политики нашим землякам удалось получить в девять раз больше денег, чем заложено в республиканском бюджете. Конечно, многое зависит от качественного лоббирования и правильного позиционирования. Нужно доказывать оправданность каждой инвестиции, убеждать в необходимости вкладывать средства именно в наш регион. С этой задачей мы справляемся: на сегодняшний день по размерам федеральных инвестиций находимся в первой пятёрке по стране.
Справка «АН»
Наслег – административная единица Республики Саха (Якутия), соответствует сельскому поселению в других регионах РФ.