Аргументы Недели. Псков → Общество

Александр Бушуев: «По-настоящему творить могу только в Пскове»

, 17:59

Самый известный псковский байкер, «митёк» и меценат Александр БУШУЕВ известен не только на Псковщине, но и далеко за её пределами. Его выставки проходят в разных уголках мира, он объездил на мотоцикле множество стран. С байкерами из мотоклуба «Позитивная механика», который сам же и основал более 15 лет назад, постоянно навещает ребят из местных детских домов, устраивает им праздники. В интервью нашему корреспонденту Александр Бушуев рассказал, почему, несмотря на то что он родился на берегах Невы, считает себя псковичом, как Псковская земля влияет на его творчество и почему он занимается благотворительностью.

- Александр, вы родились в Петербурге, получили здесь образование. Почему уехали в Псков?

– Так оно и было. Однако своё детство я проводил в Пскове, у меня здесь друзья, родственники, связи, которые я поддерживаю с детских лет. Я вернулся сюда, потому что это магическое место, это особенный город в душевном плане. Только здесь я могу по-настоящему творить.

– Каким же образом Псковская земля влияет на творчество?

– Это трудно объяснить словами. Но, когда я пишу картины в других местах, приходится долго настраиваться, и не всегда получается то, что ты хочешь, сложно «поймать волну». Знаете, от природы, от места, от обстановки даже фактура рисунка меняется. Вроде используешь одни и те же холсты, краски, однако картины, созданные в Пскове, выглядят совсем по-другому. Наверное, это можно сравнить, как ни странно, с кулинарией. Допустим, пьёте вы красное вино с мясом во Франции, Испании или Италии, привозите эти же продукты в Петербург или Новосибирск, и они меняют вкус. Ты уже не ощущаешь тех аромата и вкуса. То же самое происходит и с моими работами.

– Впервые вы взяли в руки кисть в 33 года, до этого никогда не учились живописи. Знаменитый питерский «митёк» Дмитрий Шагин, увидев ваши первые работы, запретил вам учиться.

– Да, так и было. Он сказал, что нужно слушать себя, свои мысли и рисовать, что достаточно быть самобытным. Видимо, он увидел во мне какое-то зерно, которое просто нужно было развивать. С тех пор я просто рисую, учусь на своих собственных ошибках, приобретаю опыт у мольберта.

– Почти сразу у вас начались персональные выставки. Первая прошла в Америке. Многие профессиональные художники о подобном могут только мечтать. Наверное, у вас много завистников?

– Люди к моему творчеству относятся по-разному. Кто-то – с завистью, кто-то с пониманием и уважением. Творческие люди – они ведь особенные. Я знаю прекрасных художников, у которых на протяжении жизни не было ни одной персональной выставки. Но при этом они участвуют в групповых выставках, имеют большой успех и популярность среди художников и посетителей выставок.

– Вы представляете «митьковское» сообщество, а это питерская тема. Насколько она близка и понятна псковичам?

– Официально я являюсь единственным псковским «митьком», но, думаю, это явление временное. Здесь очень любят «митьков», у нас часто проходят выставки. И мне кажется, что наша идеология созвучна душевному климату Пскова и Псковской области.

– А как понять вашу идеологию непосвященному человеку?

– Во-первых, «митьки» никого не хотят победить, это наш главный символ. Во‑вторых, мы объединяем вокруг себя творческих людей, среди них покойный Виктор Цой. Из ныне здравствующих – Юрий Шевчук, Константин Кинчев, Вячеслав Бутусов, Дмитрий Шагин. Много и других интересных людей, которые объединены не только рок-музыкой. Сейчас некоторые искусствоведы говорят, что у «митьков» своё современное искусство. Оно, может быть, вышло из какого-то китча, протеста, но сейчас это люди, как говорится, далёкие от портвейна, который руководил какими-то буйными мыслями в начале 80-х. Мы уже отошли от этого. Я хоть и довольно молодой «митёк» – всего 15 лет в этой компании, но считаю, что мы изменились в лучшую сторону.

– Рисовать вы начали после травмы, виновником которой стал мотоцикл.

– На самом деле травма была не слишком уж и тяжёлой. Просто мне на ногу свалился мотоцикл, в итоге гипс и больничная койка на полтора месяца мне были обеспечены. Я не привык сидеть без дела, и тогда мой друг псковский художник Анатолий Елизаров принес в палату этюдник и первый набор красок со словами: «Саша, тебе всё равно делать нечего, попробуй порисовать».

– Что было дальше?

– Удивление, я ведь никогда не рисовал и честно сказал об этом. «Всё равно рисуй и никого не слушай», – ответил он. Это был мой первый учитель и наставник.

– Однако с мотоциклами вы всё равно не расстались. Вы в своё время создали один из первых в России мотоклубов «Позитивная механика». Вас и сейчас называют лидером псковских байков.

– Это слишком громкие слова. Байкерское движение, оно особенное и не нуждается в чьём-то руководстве. Мы свободолюбивые люди. Поэтому когда в прессе пишут, что такой-то лидер байкеров что-то прокомментировал, это у меня вызывает лишь улыбку, ибо это далеко от правды. Поэтому когда мне говорят, что я лидер, я тут же оппонента останавливаю. Объясняю, что в мотоциклетном движении нет лидеров, здесь все равны.

– Вы также известны как человек, занимающийся благотворительностью. В Пскове у вас есть подшефный детский дом. Почему вы стали этим заниматься?

– Это наша добрая традиция. Лет десять назад мы впервые съездили в детский дом к опочецким детишкам, чтобы их покатать, как-то поддержать. Когда мы побывали в детском доме, увидели глаза ребят, то поняли, что теперь будем ездить к ним регулярно до тех пор, пока жива наша организация.

– С детьми общаетесь исключительно как байкер или даёте уроки рисования?

– Грешен, обещал провести мастер-класс по живописи, но пока не получается. Вообще-то я к этому отношусь с опаской. Ведь одно дело, когда ты приезжаешь на мотоцикле, тут и объяснять ребятам ничего не надо, у них горят глаза, им всё интересно. Кроме того, мы устраиваем для них различные праздники, пикники с шашлыками и футбольные матчи, приглашаем клоунов или делаем какие-то шоу. А вот учить живописи мне сложно. Ведь я сам самоучка, и все мои достижения произошли благодаря моим ошибкам. А задача педагога заключается как раз в том, чтобы предотвратить возможные ошибки воспитуемого. А как я могу им что-то объяснить, если мой стиль родился как раз из ошибок.

– Не жалеете, что в детстве не учились этому?

– Всему, видимо, своё время. Значит, мне было суждено взять кисть только в 33 года. Возможно, если бы я начал рисовать в детстве, то быстро бы «исписался» либо потерял интерес и желание к этому делу. В творчестве главное желание, всё нужно делать с удовольствием, нужно, чтобы это занятие нравилось прежде всего самому себе. А уже потом это может оценить и кто-то другой.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram