Наступил август – один из самых сытных месяцев. Уже к его середине заканчивались уборка урожая и заготовка семян на весну. Неудивительно, что именно в августе русский народ позволял себе немного расслабиться и отметить, например, спожинки (дожинки, обжимки).
По разным источникам праздник завершения жатвы приходился на период с 7 по 15 августа. Последний сноп всегда жали и вязали молча. Считалось, что в него переселяется дух поля. А раз так, чего же его беспокоить. Славянки проводили обряды благодарения Матери Сырой Земли и Даждьбога. После жатвы на поле, перетянув их лентой, оставляли немного несрезанных колосьев – завивали Велесу бороду. Тут и попеть не возбранялось:
«Уж мы вьём, вьём бороду у Велеса на поле. Завиваем бороду у Велеса да на широком. На ниве великой да на горе высокой, на земле чернопахотной. Вейся, вейся, борода-бородушка, вейся! Сусек наполняйся!»
После всех ритуалов народ пировал. Чем урожайнее было лето, тем дольше продолжался праздник. Называли такое пиршество складчиной или братчиной, поскольку выставленные на столах продукты собирались со всего села. Основными блюдами на празднике были каши, хлеб, мёд, яблоки и пиво.
С принятием христианства спожинки были приурочены к празднику Успения Пресвятой Богородицы.
В августе же отмечали сразу три Спаса.
Первый, Медовый, 14 августа. Он приурочен к православному празднику Происхождение Честных древ Животворящего Креста Господня. В этот день освещали мёд нового урожая, угощали им друзей, родственников и вообще всех желающих. В народе говорили: «На первый Спас и нищий медку попробует».
За Медовым следует Яблочный Спас. Отмечают его вместе с праздником Преображения Господня 19 августа. В день этот не только святили яблоки, но и запекали их, готовили с яблоками пироги, блины. В яблоневых садах ставили столы, пили чай с яблоками, мёдом и вареньем, добавляя кусочки любимого фрукта прямо в чай. Считалось, что с этого дня год поворачивался к осени.
Третий Спас – Хлебный или Ореховый. Отмечают 29 августа в день праздника Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Угощались в этот день и святили хлеб из зерна нового урожая и лещину, которая поспевала как раз к концу последнего летнего месяца. Праздник совпадал с окончанием Успенского поста. Почти повсеместно открывались ярмарки, и народ считал, что в этот день обязательно нужно хоть что-нибудь да купить. Иначе следующий год удача могла обходить человека стороной.