«Чтобы в стране развивался малый и средний бизнес, нужно изменить ментальность, научить людей уважительно относиться к частной собственности», – считает депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Сергей ШАТУНОВСКИЙ.
В интервью «Аргументам недели» самый богатый депутат Северной столицы, пришедший в политику из бизнеса, рассказал, почему нужно поддерживать молодых бизнесменов и как развивать бизнес в условиях кризиса.
– Сергей Владимирович, Россия сейчас переживает не самые лучшие времена в экономике. В кризис многие предприятия закрываются, однако для кого-то, это, наоборот, хорошая почва для начала своего дела. А как вы оцениваете нынешнюю ситуацию?
– На самом деле у нас сложилась очень непростая обстановка. Ведь в целом страна не эмигрантская. У нас страна с определённым титульным населением, которое живёт на этой территории из поколения в поколение. А авантюрный дух предпринимательства свойственен каким-то вновь создаваемым странам, где наблюдается большой приток эмигрантов, куда приезжают много людей с деньгами. Россия не сильно привлекательна с точки зрения инвестиций.
– Почему?
– Хотя бы с точки зрения того, что у нас не так много видов развитого бизнеса. Кроме того, у нас идёт большой отток капитала из страны, и это связано не только с недоверием к Российской Федерации, к её юрисдикции с точки зрения хранения капитала, но и с точки зрения того, что деньги вкладывать особо некуда.
– Поэтому у нас не развивают бизнес, а скупают недвижимость?
– Если говорить о населении, то, действительно, такая тенденция есть. Люди в массовом порядке скупают квадратные метры, потому что они не доверяют банкам и финансовой системе. Мне кажется, чтобы изменить ситуацию, нужно использовать опыт США, Германии и Великобритании. В этих странах азам экономики детей учат с детства, им внушают, что они должны работать, для того чтобы содержать свою семью, должны думать о том, чем они будут заниматься в будущем, как будут зарабатывать деньги. Это очень важные моменты. К сожалению, у нас пока только идут дебаты, нужно ли вводить в школе экономику или нет. Соответственно, таким образом на Западе с детства воспитываются дух предпринимательства, совершенно другая ментальность, другое отношение к жизни. А у нас со времен Советского Союза детям об этих вещах никогда не рассказывали, поэтому дух предпринимательства в нашем обществе не развит.
– Чтобы вырастить класс предпринимателей, нужно начать со школы?
– Верно, потому что на Западе всё это развивается и воспитывается из года в год. Например, родители берут кредиты на обучение ребёнка, дают ему хорошее образование. А когда он встаёт на ноги, он возвращает им потраченные на него деньги, и это нормально. В нашем обществе мысль о том, что дети чего-то должны компенсировать родителям, даже в голову никому не приходит, а там это в порядке вещей. И пока у нас не будет какого-то сдвига по ментальности, пока у нас не появится уважение к предпринимателям, это процесс будет сложным.
– Всё отобрать и сослать в Сибирь могли и в царское время. Наверное, с тех пор неуважение к частной собственности осталось где-то на генном уровне?
– Согласен, а потом эта тенденция поддерживалась и во времена советской власти.
– Какой вы видите выход из ситуации. Вообще, на ваш взгляд, заниматься бизнесом в России опасно?
– Я не думаю, что опасно. Просто нам нужно многое поменять. Дело в том, что все наши предприниматели вертятся вокруг политиков и чиновников, постоянно их на что-то уговаривают, в чём-то убеждают. А чтобы развивался бизнес, всё должно быть наоборот. На Западе или в США – ситуация обратная. Там есть предприниматели и различного вида промышленные группировки и крупные компании, которых обслуживают чиновники и политики. Я считаю, что пока у нас ситуация не поменяется, пока у нас политики и чиновники не начнут обслуживать предпринимателей и их интересы, а не только интересы крупных госкорпораций, то ничего не сдвинется с места. Только когда не на словах, а на деле страна будет получать основной доход не от эксплуатации природных ресурсов, не от госкорпораций, когда и власть, и граждане поймут, что единственный путь развития экономики – поощрение предпринимательства, тогда ситуация изменится.
– Вы являетесь одним из инициаторов законопроекта о «налоговых каникулах». Законодательное собрание в целом приняло этот документ, устанавливающий 0%-ную ставку налога для индивидуальных предпринимателей в сфере обрабатывающих производств. Однако обсуждение было бурным. Почему?
– Я думаю, что просто все хотели поучаствовать в этом процессе, хотели показать свою толерантность, как они активно помогают предпринимателям. Обсуждение было связано скорее не с тематикой закона, а с тем, что всем хотелось быть сопричастным к этому трогательному моменту.
– Почему вы изначально предлагали ввести льготу только для тех, кто занимается производством, а как же другие сферы?
– В данном случае я руководствовался определённым разумом и политическими соображениями. Понимая, что, например, нельзя давать льготы предпринимателям, занимающимся торговлей. Потому что у них и так всё более менее хорошо. В то время как в наиболее уязвимом положении оказались предприниматели, которые занимаются промышленным производством. Любое производство требует вложений, кредитов, и в данном случае я рассуждал с точки зрения развития промышленности и формирования рабочих мест. Однако после ряда консультаций с коллегами и специалистами из комитета финансов мы расширили список.